Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (8)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (8)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (9)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Из учебного пособия Соколова

Из учебного пособия

Соколова.

Завершение предыдущей лекции:

В ы в о д ы о коммуникативной культуре.

1. Широкие концепции культуры (функциональная и духовно-производственная) целиком включают социальную коммуникацию в качестве "коммуникационного аспекта" или "коммуникационной функции" культуры, а узкие кон­цепции (информационно-семиотическая и гуманистическая) рассматривают культуру в целом как коммуникационный процесс. Вопрос ос тается открытым.

2. Важнейшей областью совпадения культуры и со­циальной коммуникации есть область культурного насле­дия. Культурное наследие не что иное как социальная память с ее текущей и овеществленной частями.

3. Другой областью совпадения культуры и социаль­ной коммуникации является область распространения, обмена, потребления и освоения культурных ценностей.

4. Культура, по убеждению многих авторов, есть духовное производство; система культуры совпадает с системой духовного производства; понятия "культура" и "духовное производство" у них эквива­лентны по объему (возможно, и по содержанию тоже). Но надо оговаривать те ситуации, когда термины "культура" и "духовное производство" используют как синонимы.

Главное противоречие, которое приходится решать и в области культуры, и в области социальной коммуника­ции, состоит в стремлении отобрать из ценностей прошлою наиболее актуальные и включить их в общественное бытие, но это стремление наталкивается на неизбежность разру­шения памятников и процессе их использования и, следова­тельно, возникает стремление к их охране, консервации и защите их от современников.

 

Выводы раздела о материально-техническом обеспечении смысловой социально-коммуникативной деятельности

1. В настоящее время существуют три рода материально-технического обеспечения смысловой социально-коммуникативной деятельности: устные, документационные, электронные каналы. Исходным естественным каналом является вербальный канал, основанный на возможностях естественного языка   необходимой предпосылки сущест­вования человеческою общества. Одновременно с ним возник канал символьных документов. На базе вербального и символьного каналов сформировались каналы письмен­ных и печатных документов, в наши дни дополненные каналом электронной коммуникации.

2. Существует закон ККК = закон кумуляции комму­никационных каналов, заключающийся в том, что однажды возникшие коммуникационные каналы не отмирают, а модернизируются (обогащаются новыми техническими средствами или включаются в состав новых, более мощных каналов).

3. В социальной памяти современной "бумажной" цивилизации господствует документальная коммуникация, центральное место в которой принадлежит архивам, библиотекам и музеям, выполняющим роль посредника между обществом и её документированной социальной памятью. Кроме того, они участвуют в устной и электронной коммуникациях, превращаясь в своеобразный "коммуникационный перекресток".

 

             1. Индивидуально-языковые функции

Всякий человек рождается и проводит дни свои в атмосфере родного языка: мы не только разговариваем, но и мыслим на родном языке, и это обстоятельство неизбежно накладывает свой отпечаток на личную духовную жизнь. Можно выделить следующие функции, выполняемые есте­ственным языком в жизни отдельного человека:

1а. Мировоззренческая функция, заключающаяся, в зависимости мировоззрения социализированной личности от ее родного языка. С 30-х годов XX века в науке дискутируется так называемая гипотеза линг­вистической относительности, связанная с именами Сепира и Б. Уорфа. Согласно этой гипотезе, структура языка определяет структуру мышления и способ познания

Гипотеза лингвистической относительности формулировалась Бенджамином Уорфом следующим образом: "Основополагающая линг­вистическая система (другими словами, грамматика) каждого языка является не просто воспроизводящим инструментом для озвучивания идей, скорее она формирователь идей, она формирует и направляет умственную активность индивида, его анализ восприятия и синтез ум­ственных образований.

Б. Уорф объяснял легкость пони­мания европейцами ньютоновской идеи абсолютного пространства и времени тем, что она подспудно содержа­лась в германо-романских языках, в то время как в вос­точных языках отражена идея временных циклов и замкну­того пространства, которая не соответствует учению Ньютона и затрудняет его распространение на Востоке. Та­ким образом, все мы являемся пленниками своего родного языка. Зависимость этнического сознания от языка доста­точно очевидна, по продолжаются споры о границах этой зависимости.

16. Эстетическая функция, свойственная языку, реализуется в художественно-литературном творчестве. Б. Л. Пастернак в "Докторе Живаго" следующим образом описывал состояние вдохновения: "Первенство получает не человек и состояние его души, которым он ищет выражение, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой". Таким образом, у поэтов язык влечет за собой образное мышление, подсказывая художественные образы. Иначе протекает творческий процесс в голове мате­матика. А. Эйнштейн признавался: "Слова, или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления,    это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены и комбинированы. Конечно, имеется некоторая связь между этими элементами и соот­ветствующими логическими понятиями... Обычные и общепринятые слова с трудом подбираются… Язык не только не "думает и говорит" за мыслителя, а заставляет его "с трудом подбирать слова". Ясно, что у "лириков" поэтическая функция языка проявля­ется в полной мере, а для рационалистов — "физиков" эта функция не имеет значения.

2. Социально-языковые функции.

2а. Социально - мнемическая функ­ция (функция социальной памяти). В значениях слов, в семантике языка концентрируется и сохраняется культур­но-исторический опыт народа, пользующегося данным языком. Можно сказать, что в языке выражается "народная душа". Национальный язык — это духовный генофонд народа, подобный генетическому фонду этноса. Поэтому социально-мнемическую функцию называют еще нацио­нально-культурной. Очевидна связь этой социально-языко­вой функции с функцией индивидуально-мировоззренческой.

26. Э т н о о б р а з у ю щ а я функция обуслов­лена тем, что национальный (этнический) язык входит в число необходимых конституирующих признаков этноса (народа, папин). Потеря родного языка равноценна утрате этнического самосознания.

2 в. Н о м и н a т и в и а я функция: естественный язык выступает в качестве источника наименований геогра­фических пунктов, промышленных предприятий, фирм, изделий и т. д., прозвищ, псевдонимов, личных имен.

2г. Функция основания искусствен­ных языков все появившиеся за несколько столетий искусственные языки — от хими­ческих и математических номенклатур до языков програм­мирования и языков международного общения типа эспе­ранто. Они вводятся в оборот посредством естественных языков и переводимы на эти языки.

3. Индивидуально-речевые функции

З-а. Мыслительная функция: естествен­ный язык является орудием мышления. Внутренняя речь служит также для саморегуляции (самоуправления, ауто­тренинга) личности.

3-б. Э м о т и в н а я функция — функция выра­жения чувств и воли говорящего, демонстрирующая её темперамент, характер, волевые качества, состояние эмо­циональной сферы.

З-в. Культурно    нормативная ф у н к ц и я. Исторически сложившийся национальный (общена­родный) язык существует в следующих формах: литера­турный язык, парадно-разговорная речь, территориальные диалекты, социальные диалекты (терминологические сис­темы, жаргоны, кастовые языки). Эти языковые формы выступают как нормы речевой деятельности в различных социальных ситуациях. Однако, культурно-нормативная функция присуща только литературному языку. Степень владения литературным языком — показатель культурного уровня человека.

4. Социально-речевые функции.

4а. Регулятивная функция = управляю­щая сила слова. В. Шефнер как-то писал:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...

4-б. Магическая функция. Речевая способность издавна казалась людям великим даром богов, тре­бующим осторожного и бережного отношения, на что многократно указывали исследователи первобытных обществ Л. Леви Брюль, Б. Малиновский, Дж. Фрэзер. Библейский Бог, как извест­но, творил мир словами, именуя порождаемые вещи (В начале было Слово...). Подобное есть в индийских "Ведах" и мифах других народов.

4-в. Контактная функция обеспечивает ус­тановление и поддержание контакта между людьми. Обмен приветствиями, разговор о погоде, о транспорте и т. п. — необходимые составляющие повседневного обще­ния.

Перечисленные 12 конкретных функций языка и речи как список нетрудно дополнить самостоятельно.



Размер файла: 74.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров