Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (5)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

СОЦИОЛОГИЯ: ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

О г л а в л е н и е

 

 

Введение....................................................................6

 

Глава 1. Программа и анкета.

              Надо ли "выдумывать" анкету......................          11

              Программа социологического исследования....   16

              Концептуальная основа программы..............         21

              Перевод программных вопросов в анкетные…... 27

              Что первично: программа или анкета?..........         32

 

Глава 2. Спросить значит понять.

Что такое вопрос?..........................................          39

Что такое ответ?.............................................          46

Два типа вопроса............................................         49

Дихотомический вопрос................................          62

Почему мы "закрываем" вопрос....................          67

Сколько "закрытий" должно быть в вопросе?.....  72

Табличные вопросы.......................................          75

Вопросы без альтернатив или открытые

вопросы..........................................................          77

Что лучше: открытый или закрытый   вопрос?.... 84

Предмет и содержание вопроса....................          91

 

Глава 3. Искусство задавать вопросы и получать ответы.

Фактологические и мотивационные вопросы.....   94

Понятийное содержание вопроса..................        103

Два отрицания в одном вопросе....................        130

Временные параметры вопроса.....................        134

Шкалы - это тоже вопросы, построенные

особым образом.............................................        140

Ложные альтернативы...................................        149

Ситуативные и образные вопросы................       152

Вспомогательные вопросы............................       165

Логические ошибки вопроса.........................       179

Что такое правильно построенная анкета?...       186

 

Глава 4. Драматургия анкеты.

Влияние исследователя на ответы респондента. 197

Говорите словами респондента.....................        207

Не забывайте о респонденте как о личности...... 214

Анкета должна быть корректной..................        217

Анкета - диалог двух заинтересованных людей. 219

"А почему Вы считаете, что люди отвечают

Вам искренне?"……………………………..        224

Обратная связь..........................................………….....        233

Логика построения и психология  восприятия анкеты..... 236

Хаос вопросов со строгой логикой построения............... 256

"Чем меньше слов, тем меньше  недоразумений".. ...      264

Структура анкеты..................................………….......        276

Несколько слов об отношении к анкете…………......        294

Дайте и мне заполнить анкету.........………….............        298

 

Глава 5. Техническое оформление анкеты.

Первая страница............................................         301

Инструкция к анкете.....................................         304

Технический аппарат анкеты.......................         308

Вспомогательные фразы в анкете................         313

Кодировка вопросов.....................................         318

ВСШ, ОЭБ, УКК... Что это такое?..............         322

Стилистика, грамматика и язык вопроса....         326

Графическое оформление анкеты................         330

 

Глава 6. Пилотаж анкеты.

Никогда не думайте, что Вы сделали все и

наилучшим образом.......................................       337

Несколько слов о процедуре пилотажного

исследования.. ………………………………..….340

Что можно получить из пилотажного

опроса?………………………………………….... 344

 

Заключение..........................................................    356

Литература...........................................................    357

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Умеют ли социологи задавать вопросы? Еще совсем недавно у них такой проблемы не было. К вопросам в социологической анкете подходили примерно так же, как и к вопросам в естественном языке. Если мы умеем задавать вопросы в разговорной речи и в большинстве случаев получаем необходимую информацию, то почему бы так же не сделать и в анкете? Именно так и поступали и... получали неверные данные, т.е. в ряде случаев не решали поставленных в исследовании задач.

Многолетняя практика социологических исследований показала, что вопросы разговорного языка и социологической анкеты далеко не одно и то же. Каждый из них имеет свою природу, свои особенности и более того снимает фактически различную информацию. Принципиальное отличие между ними заключается в том, что в разговорном языке вопрос обращен только к индивиду, к одному человеку, в социологической анкете беседа идет, так сказать, с массовым собеседником. Отсюда вытекает ряд особенностей построения как того, так и другого вопроса. Вот некоторые из них.

Если в разговорной речи мы можем варьировать форму вопроса в зависимости от каких-либо привходящих обстоятельств, например, от личных качеств собеседника, от условий разговора и пр., то в социологической анкете мы этого лишены. Мы не можем учесть все личностные особенности респондентов (опраши-ваемых) и условия, возникающие во время опроса, соответственно не имеем возможности менять и форму вопроса. Соответственно это ставит довольно сложную задачу унификации социологического вопроса. Он должен быть построен таким образом, чтобы быть понятным всем без исключения опрашиваемым независимо от возраста, пола, образования, профессии, места жительства и т.д. Должен быть понятным всеми респондентами независимо от их личностных характеристик и особенностей проведения опроса.

Такая унификация - довольно сложное дело. В ряде случаев она достигается значительным упрощением вопроса, предельно точным его понятийным содержанием или же довольно большой общностью изучаемого явления. Каждый раз выбор того или иного подхода к унификации вопроса диктуется целями и задачами исследования.

Другая особенность построения вопросов заключается в том, что личностный вопрос всегда богаче, глубже по содержанию, но он снимает только частную информацию, и в этом его относительный недостаток. Социологический вопрос всегда безличен, функционален (хотя по форме он всегда носит личностный характер, что нередко приводит начинающих социологов к иллюзии их идентичности), но он снимает такую информацию, которая позволяет определить некоторую общую тенденцию развития изучаемого процесса, явления, и в этом его достоинство.

Особенностью социологического вопроса является и то, что при его правильной постановке и тщательной проверке, при соблюдении всех правил его построения он становится формализованным, что позволяет, в свою очередь, формализовать и весь процесс получения социальной информации. При наличии отработанных и проверенных методик результат опроса и всего исследования уже не будет зависеть от личностных качеств исследователя, от его умения наблюдать, слушать, анализировать и пр., как это требуется в разговорном языке, и позволит получить надежную и достоверную информацию.

Конечно, как уже говорилось, в построении такого вопроса имеются и свои трудности. И основная трудность - это определение контекста вопроса, благодаря которому выявляется содержательное значение вопроса. Вне контекста вопроса не существует. В естественном языке содержание вопроса, его смысл определяются контекстом разговора, всем характером общения. В рамках этого контекста общения задается содержание не только вопроса, но и ответа. Если мы спрашиваем у приятеля, которого давно не видели: "Как дела, старик?", то для того, чтобы ответить на этот вопрос, он должен сначала уточнить, что мы имеем в виду, в каком контексте ему отвечать, т.е. идет ли речь о делах на работе, дома и пр. и о каком старике. В противном случае ответ не состоится или будет ничего не значащим, типа: "Ничего" или "Нормально".

Любой вопрос в анкете дается респондентам как самостоятельный и вне какого-либо контекста других вопросов или какой-либо предварительной беседы. Чтобы ответить на него, респондент должен сам найти контекст вопроса и ответа, чтобы влить в предлагаемый вопрос какое-то содержание. И он всегда это делает, но не всегда содержание вопроса совпадает с содержанием, которое вкладывает в вопрос исследователь. Разрешение этого противоречия находится в определении альтернатив вопроса, что и позволяет выявить содержание вопроса и сориентировать респондента на характер ответа.

В разговорной речи мы чаще всего не задумываемся о правилах построения вопроса, поскольку всегда имеем возможность переспросить, уточнить, переформулировать сказанное и пр. В социологических анкетах мы лишены такой возможности, поэтому социологи стали более внимательно подходить к построению вопроса и выявили определенные трудности его построения.

Социологический вопрос и в самом деле оказывается построить не так просто, как это кажется на первый взгляд. Например, вопрос: "Нравится ли Вам работать на заводе?" построен не совсем правильно, поскольку имеет определенную направленность и в результате ответы респондентов будут не совсем точные, они будут несколько завышены, по сравнению с вопросом, построенным в нейтральной форме, скажем так: "Как Вы относитесь к своей работе?"

Другой пример. В зависимости от того, поставлен ли интересующий нас признак в дихотомическом или в сложном вопросе, ответы могут отличаться весьма сильно. Так, если нас интересует процент увольняющихся по причине плохих отношений с начальником, то в ответах на дихотомический вопрос мы получаем до 40% положительных ответов, а в ответах на вопрос, где есть альтернативы, - до 10%. Какие данные являются верными? И это не только чисто научное любопытство. По этим данным могут приниматься те или иные управленческие решения и не исключено, что весьма кардинальные.

Как видно, небольшая и, как кажется, простая задача правильно построить вопрос оборачивается довольно сложной проблемой социального управления. И здесь нет преувеличения. Для того чтобы эффективно управлять, необходимо иметь исчерпывающую социальную информацию, а чтобы ее получить необходимо задать вопрос и не один. Другого пути просто нет. Или, как писал финский логик Хинтикка И., если что-то необходимо узнать, то нам ничего не остается как только задать вопрос[1]. И от того, насколько правильно будет задан вопрос, зависит и качество ответа.

Надо сказать, что несмотря на широкое распространение массовых опросов методом анкетирования в социологической литературе проблеме построения вопроса и разработке анкет как системе вопросов уделяется очень мало внимания. Имеющиеся работы, специально посвященные этой проблеме, можно пересчитать по пальцам. Вместе с тем социологическая практика в настоящее время накопила довольно большой опыт в разработке вопросов. Часть этого опыта нашла отражение в некоторых публикациях, как правило в небольших статьях. Большая же часть осталась достоянием небольшой группы социологов-практиков.

Однако проблемы правильного построения социологического вопроса и анкеты в целом требуют большего внимания. Как нельзя поставить рекордов на беговой дорожке, не овладев техникой бега, так нельзя ждать больших открытий в социологии, не зная методики и техники проведения социологических исследований и в частности правил построения социологического вопроса.

Глава 1. Программа и анкета

 

Ни для кого из социологов, даже начинающих, не будет открытием утверждение о том, что любое исследование необходимо начинать с программы, с установления некоторых концептуальных положений, логико-формализованного их изложения и определения путей и способов решения той или иной задачи. Лишь после этого приступают к разработке методики исследования, в данном случае анкеты. И это единственно возможный путь, хотя взаимосвязь программы и методики исследования не так проста и прямолинейна. Однако в практике социологических исследований часто поступают как раз наоборот: начинают с методики, в частности с составления анкеты, затем выстраивают некоторое теоретическое осмысление - для чего нужны вопросы и что делать с полученным материалом, т.е. разрабатывают систему анализа первичной социологической информации, ответов респондентов. Но это напоминает человека, который купив костюм, пытается его приспособить на себя. Так, конечно, тоже можно делать, но лучше все-таки делать наоборот.

 

Надо ли "выдумывать" анкету?

Элизабет Ноэль в книге "Массовые опросы. Введение в методику демоскопии" на первых же страницах раздела, посвященного анкете, пишет: "Формулирование вопросов "анкеты" - это не самый первый шаг в исследовании, которое обычно начинается с определения задач, целей и исследуемых (целевых) вопросов. Этот первый этап многих исследований очень краток и его решающее значение как особой фазы не всегда осознается в полной мере. Своеобразное нетерпение концентрирует внимание всех участников исследования на составлении анкеты, как будто лишь в этом заключается решение поставленной проблемы. Непонимание значимости подготовительного этапа, а также недооценка трудностей при составлении анкеты проявляются в том, что иногда не считают нужным определить проблему исследования, обосновать необходимость репрезентативного исследования, а вместо этого предпочитают "выдумывать" анкету"[2].

Нередко с этим сталкиваешься и в отечественной социологии. Это болезнь многих начинающих социологов. Желание как можно скорее получить результаты настолько велико, что они выбирают, как им кажется, самый короткий путь, начиная сразу "сочинять" анкету.

На первый взгляд и в самом деле, составление анкеты не представляет большого труда, а формулирование вопросов - большой премудрости. Ведь в жизни мы ежедневно задаем друг другу десятки, а, если очень любопытны, то и больше вопросов. Так почему бы так же не сделать и в анкете? И вот берется чистый лист бумаги, карандаш, ручка и начинается "фантастическая" работа: анкета и вопросы составляются на интуитивном уровне, при этом составители исходят из обыденных представлений о том, что надо, а что не надо. Я не побоюсь сказать, что это типичный метод работы начинающих социологов (в чем был грешен и сам автор), настолько часто приходится с этим сталкиваться.

Конечно, приступая к работе над анкетой, социолог уже имеет представление, хотя и в самом общем виде, о том, что он хочет исследовать. Конкретно же, на что работает тот или иной вопрос анкеты, какое он занимает место в общей системе логического анализа, начинающий социолог чаще всего не может ответить.

Такое положение обусловливается двумя основными причинами. Первая - нечеткое представление социолога о проблеме исследования. Обратившись к социологическим анкетам последних лет, увидим, что темы взяты очень объемные и часто весьма неопределенные: стабилизация трудового коллектива, текучесть кадров, удовлетворенность трудом или кино и зритель. Скорее это можно назвать областью исследования, чем конкретной темой. Вторая причина (производная от первой) - непонимание важности и необходимости определения концептуальных положений, т.е. разработки программы социологического исследования. Еще в 1972 г. В.А. Ядов писал: "Первое элементарное требование - необходимость программы. Как ни странно, об этом надо говорить, ибо многие начинающие исследователи пытаются работать без программы. То, что ее заменяет, - это несколько смутных идей о целях исследования и характере нужного эмпирического материала"[3].

Как ни странно, но и сейчас надо говорить о том, что любая анкета социологического исследования обязательно должна начинаться с его программы, находящейся не только в голове исследователя, но и на бумаге, что часто бывает далеко не одно и то же.

Элизабет Ноэль довольно подробно говорит о программном вопросе, а не о программе социологического исследования. Хотя это по сути дела одно и тоже, но в ее интерпретации программный вопрос рассматривается уже, чем программа.

Что такое программный вопрос? Это вопрос, который задается всей программой исследования, подчас это единственный вопрос, на который отвечает все социологическое исследование. Так, в ряде социологических исследований по проблемам миграции сельского населения, проводившихся В.И. Староверовым, программным вопросом наряду с другими являлся вопрос: "Почему сельские жители покидают село и уезжают в город?"

Элизабет Ноэль рассматривает программный вопрос только с точки зрения его обязанности по отношению к анкетному вопросу.

Программный вопрос, пишет Э. Ноэль, всегда обладает довольно большой общностью и задать его респонденту в общем открытом виде не всегда возможно. Чтобы получить достоверную информацию, а не отписку, необходимо формулировать вопросы меньшей общности, собирая по ряду частных вопросов, как по ручейкам, необходимую информацию, которая в конечном итоге сольется в искомое знание. Например, можно задать вопрос в таком виде: "Каковы, по Вашему мнению, причины, являющиеся основными и определяющими склонность некоторых людей к излишнему употреблению спиртных напитков?" Вряд ли при этом мы получим исчерпывающий ответ, найдем эти истинные причины. Вопрос слишком общий и сложный, чтобы представить его как анкетный. Это вопрос программный.

Программный вопрос является по существу некоторой совокупностью искомого знания, и не всегда его конкретная формулировка адекватно отражает эту совокупность. Ответы респондентов на такой вопрос по существу выступают как ответы на некоторую ограниченную область искомого знания, а не на всю его совокупность.

Отличие анкетного вопроса от программного заключается прежде всего в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, четок и понятен: "Употребляете ли Вы спиртные напитки?", "Имеете ли проездной билет на автобус?", "Любите ли путешествовать?" и т.д.

Такая интерпретация программного вопроса не случайна. Разведение и перевод программного вопроса в анкетный, определение их сущности и роли в анкетном опросе оказываются настолько важными и злободневными, что Элизабет Ноэль даже берет их в качестве основного метода опроса. "Большинство задач, которые решаются методом опроса, нельзя выразить непосредственно в форме вопросов к респондентам без соответствующего преобразования. Это утверждение можно было бы счесть банальным, если бы злоупотребление и неудачи опросов в большинстве случаев не объяснялись наивным отождествлением исследовательского целевого вопроса и контрольного прямого, незнанием того, что большинство задач исследования, какими бы простыми они ни казались политическому деятелю, торговцу, публицисту или юристу, требуют перевода с языка исследователя на язык опрашиваемого, причем перевода с учетом обширного методического опыта"[4].

Переводить программный вопрос в анкетный бывает довольно трудно. Для этого требуется большой опыт и социологическая практика.

Для перевода программных положений в анкетные вопросы можно использовать принципиальную схему анализа или, как иногда говорят, блок-схему анализа, логический анализ предмета исследования в виде графической, а также любой другой схемы. Однако наиболее полное решение проблемы перевода программного вопроса в анкетный возможно только в рамках общей программы исследования.

 

Программа социологического исследования

Разработка программы - это концептуальное решение программного вопроса. Без концептуального определения социологическая анкета теряет смысл, поскольку любое исследование в методическом плане есть ответ на программный вопрос. Другими словами, исследование подтверждает или не подтверждает (но не отрицает) концептуальную установку социолога, заложенную в программе исследования. Если анкетный опрос подтвердил концептуальное представление социолога, значит его концепция верна, и это будет единственным ответом на программный вопрос. Если опрос не подтвердил данную концепцию, то программу необходимо писать заново, а соответственно проводить новое исследование.

Точно так же мы поступаем и в повседневной жизни. Это единственный принцип решения всех наших жизненно важных и не очень важных проблем. Так, если я хочу купить галстук, то я, прежде чем идти в магазин, вырабатываю концептуальное представление, какой галстук мне необходим. Без этого ни о какой покупке не может быть и речи. Вспомните, как вы мучаетесь при покупке подарка кому-либо. Это происходит потому, что у вас нет концепции, что же необходимо вашему дорогому человеку, чтобы он был доволен. И вы начинаете советоваться с кем угодно и с кем попало, от друзей до продавщицы, только для того, чтобы выработать эту концепцию. В конце концов покупаете подарок, правда не всегда удачно. Также нередко бывает и в социологических исследованиях.

Процесс перевода программного вопроса в анкетный, о чем пишет Э. Ноэль в известной работе, это есть по существу разработка общей концепции программного вопроса, которая осуществляется посредством ряда частных концепций, принимающих форму конкретного вопроса. Но этот процесс имеет ряд особенностей нередко принципиального характера. Без определения механизма концептуального определения социологического исследования оказывается довольно сложным написать программу исследования. Многие попытки написания программы исследования оказываются неудачными потому, что социолог недостаточно четко знает и плохо представляет какие этапы и направления работы необходимо осуществить, чтобы программа имела действенный, рабочий характер.

Давайте попытаемся определить некоторые моменты процедуры разработки программы социологического исследования.

После того как мы определили программный вопрос, заключающий в себе противоречие между нашими старыми концептуальными представлениями и актуальной, постоянно меняющейся объективной реальностью, мы должны определить цель нашего исследования. Ответ на вопрос "Почему...", "Как..." и пр. может быть весьма различным, цель ис

Размер файла: 1.27 Мбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров