Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

Ксенофонтов Владимир Николаевич

Доктор философских наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, член Президиума АСН, помощник Председателя подкомитета Государственной Думы РФ по устройству государственной власти, член международной кафедры ЮНЕСКО ИСПИ РАН. Закончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище и философское отделение педагогического факультета Военного Университета. В настоящее время заведует кафедрой философии и гуманитарных наук Международной высшей школы (Международный Университет), является профессором Академии Гражданской защиты МЧС, РУДН.

Читает курс лекций по следующим дисциплинам: "Философия", "Этика", "Эстетика", "Логика", "Религиоведение", "Социология", "Культурология", "Социология права", "Философия права", "Правовая этика". Разработал и апробировал авторские спецкурсы: "Духовная жизнь общества", "Человек. Гуманизм. Ценности.", "Духовный мир личности", "Глобальные проблемы современности", "Русская философия конца XIX - начала XX веков", "Культура. Общество. Человек.", "Актуальные проблемы мира, войны, безопасности", "Соотношение морали и права".

Разработал структурно-логические схемы по читаемым дисциплинам.

Область научных интересов: социально-философский анализ духовной жизни общества; философские проблемы мира, войны, безопасности; философия политики; социология права, идеологические отношения; философия права, философия культуры. Опубликовано 80 научных трудов, объемом более 130 печатных листов. В том числе 3 монографии, 3 учебника, 28 учебных и учебно-методических пособий. Ряд трудов опубликовано в Дипломатической академии МИД РФ, Военном университете МО РФ, МГУ, Российском университете Дружбы народов, Институте социально-политических исследований РАН. Имеются публикации во Франции и Болгарии. Регулярно публикуется в научных журналах "Социологические исследования", "Конфликты и консенсус", "Социально-политический журнал" и др. За последние годы опубликованы труды: Логика (учебник); "Краткий социологический словарь", "Основы социологии права" (учебник), "Логика" (учебно-методическое пособие); "Мир и война: человеческое измерение (социально-философский анализ)" - (монография).

Являясь членом Президиума академии социальных наук разработал, а Президиум АСН утвердил как приоритетное направление академии тему: "Духовная жизнь российского общества". Автор принятых к реализации двух коллективных международных трудов, участник и руководитель ряда международных научных конференций. Разработчик ряда теоретических и практических проблем по заданию Государственной Думой, Министерства обороны, Министерства иностранных дел РФ. Входит в состав диссертационных докторских советов Педуниверситета, Военного Университета, Института социально-политических исследований РАН.

 

Методические рекомендации

Изучение относительно новой учебной дисциплины "Социология права" сопряжено с рядом трудностей как организационного, так и теоретического характера. Это требует от студентов заочного обучения внимательного подхода к рекомендациям и предложениям, высказанным преподавателем, их творческого учета в процессе самостоятельной работы по усвоению весьма сложной, но профессионально необходимой науки. Заметим, что "Социология права" - довольно новое специфическое научное направление в российском обществоведении, рассматривающее правовую систему в связи с реальной жизнью, процессами и явлениями в ней происходящими, то есть социальной практикой.

Учитывая характер, особенности и форму обучения студентов-заочников, следует обратить внимание на ряд рекомендаций.

Во-первых, обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, составить индивидуальный план изучения курса "Социология права". Такой план по своему характеру может включать логически последовательные этапы познания данной науки. Ими могут стать: предварительный этап: в основном он связан с накоплением учебной и учебно-методической литературы по анализируемым вопросам; этап изучения содержания накопленной литературы, индивидуальных записей по исследуемой дисциплине, а также прослушанных и дополненных установочных лекций; завершающий этап - он связан с логическим построением обучаемыми целостной системы взглядов на осваиваемых курс, приращением полученных знаний к контрольной форме обучения (зачету) перед преподавателем.

Во-вторых, в процессе самостоятельного освоения курса студентам необходимо обратить особое внимание на индивидуальную учебно-материальную базу. Она включает прежде всего приобретенную учебную литературу, ознакомление с имеющимися социологическими и юридическими словарями, а также изданными в ВУЗах структурно-логическими схемами. Приступая к изучению социологии права необходимо обратить особое внимание на учебник (учебное пособие). Основным учебником (и пока еще первым в российской литературе) является: "Современная социология права", подготовленный известными учеными Кудрявцевым В.Н. и Казимирчуком В.П. (М.: Юрист, 1995 г.).

В-третьих, изучение самостоятельно курса "Социология права" предусматривает, исходя из предлагаемой Программы, освоение ряда важных монографических и оригинальных работ, изданных в нашей стране. Назовем лишь наиболее значительные труды, требующие пристального внимания со стороны обучаемых. Это: "Право и социология" - М.: Наука, 1973; Кульчар К. "Основы социологии права" - М.: Прогресс, 1981; Карбонье Ж. "Юридическая социология" (перевод и вступительная статья доктора юридических наук, профессора Туманова В.А.) - М.: Прогресс, 1986; "О сущности правосознания" Ильина И.А. - М., 1993; "Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной думы" Надеева Р.В. - М.: Известия, 1997.

Анализ данных работ будет способствовать выработке у студентов современных концептуальных знаний курса социологии права, их тесной связи с практическими задачами, решаемыми юридическими науками в российском обществе.

В-четвертых, студентам-заочникам целесообразно обеспечить творческий контакт с ведущим преподавателем изучаемой ими дисциплины. придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению социологией права. В этом плане обучаемые не должны легковесно подойти к установочным лекциям, а напротив сосредоточенно сконцентрировать внимание на их тщательное конспектирование, последовательной доработке в ходе индивидуальной самостоятельной работы. Наряду с этим - необходимо старательно отнестись к высказанным со стороны преподавателя советам и рекомендациям по изучению дисциплины.

Основательной доработки изучаемого курса будет способствовать опора студентов на справочную энциклопедическую литературу.

Особое значение в этой связи приобретает фундаментальный труд, получивший признание со стороны ученых России "Энциклопедический социологический словарь". - М.: ИСПИ РАН, 1995. Общая редакция академика РАН Осипова Г.В. Достоинством данного труда является то, что он включает в развернутом виде важные категории и понятия курса "Социология права".

В-пятых, в ходе изучения социологии права студентам необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый обучаемый после изучения учебной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, помещенных в учебной программе.

Вполне естественно, что успех в изучении социологии права зависит в первую очередь от систематической индивидуальной деятельности студента-заочника. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы курса, анализ проблемных вопросов по каждой теме, глубокое освоение предлагаемого материала учебной литературы, структурно-логическое осмысление обучаемыми ответов на поставленные вопросы, индивидуально-поисковую работу по углублению накопленных знаний.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

"Социология права"

ВВЕДЕНИЕ

Изучение "Социологии права" имеет целью:

* уяснить обучаемыми научные положения системы знаний, с помощью которой они способны раскрыть наиболее общие социально-правовые процессы и явления, происходящие в обществе, вскрыть тенденции их развития;

* вооружить студентов способами научного анализа противоречивых социально-правовых процессов и явлений современности, необходимыми знаниями содержания различных школ и концепций в области социологии права;

* сформировать у обучаемых научно-теоретические и мировоззренческие знания истории социологии права, ее эволюции как науки, развития духовного мира человека и его взаимоотношения с функционирующим в обществе правом:

* выработать у обучаемых умение осуществлять социологический анализ развития правовой сферы современного общества и государства, эффективно решать специфические задачи своего профессионального предназначения;

* сформировать у студентов научные основы, активизирующие их мировоззренческую позицию и направленные на эффективное решение задач правовой сферы Российского общества.

Изучив "Социологию права" студенты должны знать:

* историю возникновения и основные этапы развития социологии права как науки;

* сущность, содержание и специфику изучаемой научной дисциплины;

* содержание, особенности ее основных категорий, принципов, а также - соотношение с философией, теорией права, политологией и другими науками, взаимосвязь с социальными процессами и явлениями различных сфер общества.

На основе полученных знаний студенты должны уметь:

* применять основные положения социологии права и исследовании проблем современного социального развития, делать из этих исследований научно обоснованные правовые выводы и обобщения, умело использовать их в юридической практике;

* понимать сущность, особенности и эволюцию развития государства, его правовой системы, противоречия и способы их разрешения в ходе сложного социального развития;

* опираться на гуманистическое содержание изучаемой науки, реализовывать на практике основные положения ее теоретических положений по формированию духовного потенциала нашего общества, создания обоснованной и оптимальной правовой системы Российского государства.

ТЕМА I. Социология права как наука

Научные взгляды на предмет социологии и предмет правоведения. Понятие социологии права как науки. Гносеологическая роль социологического подхода к выведению социальных закономерностей правового феномена. Социологические исследования и развитие правовой науки: проблемы и пути реализации.

Соотношение социологии права и теории права, особенность его реализации в современном научном знании. Понятие философии права: содержание и особенности. Взаимосвязь теории права и философии права. Соотношение философии права и социологии права: общее и особенное.

Социология права как система социальных знаний о генезисе, социальной детерминации и действующих явлений и процессов права. Социологические исследования и различные отрасли юридической науки (гражданское, административное, уголовное, трудовое и др. право).

Социально-правовые исследования и юридические практики. Содержание правотворческого процесса. Понятие законодательной социологии. Направления и тенденции развития социологии права в современной России.

ТЕМА II. Социология права в России на рубеже ХIХ-ХХ веков

Объективные и субъективные предпосылки развития социологии права в России на рубеже ХIХ-ХХ веков. Научная разработка проблем социологии права Кареевым Н.И., Кистяковским Б.А., Коркуновым Н.М., Капустиным Н.М. Муромцевым С.А. и др. Их взгляды на предметную область социологии права, ее социальную роль, функционирование правовых норм.

Содержание и особенности концептуальных положений таких отечественных ученых как Вышеславцев Б.П., Спекторский Е.В., Чичерин Б.Н. Их трактовка связи права с духовными ценностями общества, системой общественных отношений, отношение к правовому позитивизму.

Идеи Соловьева В.М. о связи права и нравственности в общественной жизни. Положения Новгородцева П.И. о детермизме права, его роли в государстве, месте национальной культуры в формировании "государственного единства" в России.

Содержание и особенности воззрений в области социологии права Петражицкого Л.И., Гурвича Г.Д., Хвостова В.М., Ильина И.А. в XX столетии. Их положения относительно роли социально-психологического компонента в правовой регуляции личности, связи нравственного и правового сознания, специфики духовного фактора в функционировании государства. Научная ценность достижений отечественных специалистов рубежа ХIХ-ХХ вв. В области социологии права.

ТЕМА III. Социология права в условиях советского и постсоветского

развития общества

Характер и противоречия общественных отношений в стране в 20-е годы. Роль советского государства в становлении права; проблемы и пути решения. Первые концептуальные обоснования социологических проблем права: связь права и производственных отношений в обществе; роль норм права в регуляции поведения людей; специфика советского правосознания и его отличие от "буржуазного". Сущность и особенности правовых воззрений П.И. Стучки и Е.Б. Пашуканиса. Идея И.П. Разумовского о комплексном подходе к правому феномену и его социальной роли.

Обстановка культа личности в стране в 30-е годы и его негативное воздействие на правовую теорию и практику. Этатическая концепция права. Взгляды Вышинского А.Я. и его сторонников по вопросу подчинения права интересам социалистического государства. Отношение в СССР к зарубежной социологии права в 30-е - 40-е годы.

Постановка и развитие проблем социологии права в 50-е - 60-е годы. Концептуальные положения в области методологии и теории социологии права в трудах Строговича М.С., Каревой М.П. Кечекьяна С.Ф. Пионтковского А.А. и других.

Воздействие командно-административной системы в советском государстве на развитие социологии права. Непоследовательность и ограниченность в развитии социологии права (социальная природа права; характер социологических исследований в праве, ее теоретические проблемы и т.д.). Распад СССР и формирование социологии права в Российском государстве. Основные направления развития науки: проблемы, достижения и недостатки в разработках социологии права. Тенденции в теории социологии

Размер файла: 606.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров