Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Автор:   Калюжный Игорь Леонидович, кандидат технических наук, доктор экономических наук, директор Государственного КБ радиосвязи, г.Севастополь, профессор Севастопольского государственного технического  университета.

 

В учебном пособии рассмотрен основной круг вопросов инновационного менеджмента компаний и фирм в современных экономических условиях. Здесь рассматриваются понятия и принципы инновационного менеджмента и основной его методический инструментарий. Значительное внимание уделено вопросам разработки инновационной стратегии и формиро­вания инновационного портфеля компании, оценки инновационных качеств отдельных на­правлений деятельности фирмы, роли и места системы маркетинга в инновационном менеджменте, а также вопросам реализации инновационных проектов научно-производственной структуры. В качестве таких критериев рассматриваются критерии окупаемости инновационных проектов и их доходности.

Многие рекомендации и примеры, предложенные в данном учебном пособии, ос­нованы на практической деятельности научно-производственных предприятий Украины в условиях неблагоприятного инновационного климата.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей высших учебных заведений и всех интересующихся подобной проблематикой.

 

Рецензенты:     Плаксин Виктор Иванович, д.э.н., профессор.

                 Недин Игорь Валентинович, д.э.н., профессор Национального технического университета Украины. Киевский политехнический институт.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение............................................................................................................................... 5

Глава 1. Понятия инноваций и содержание инновационного менеджмента        6

1.1. Понятия инноваций.................................................................................................... 6

1.2. Товар и его потребительские функции................................................................. 7

1.3. Принципы и закономерности системы «наука–производство–рынок»....... 8

1.4. Определения в инновационном менеджменте.................................................. 11

1.5. Роль инвестиций в инновационном менеджменте........................................... 15

Глава 2. Сущность, цель, задачи инновационного менеджмента и алгоритм реализации инновационных проектов................................................................. 22

2.1. Основная цель инновационного менеджмента................................................. 22

2.2. Задачи инновационного менеджмента............................................................... 22

2.3. Алгоритм реализации инновационных проектов............................................. 25

Глава 3. Формирование  инновационной стратегии  научно-производственной структуры     34

3.1. Сущность стратегии................................................................................................. 34

3.2. Цикл стратегического управления........................................................................ 34

3.3. Основы формирования инновационной стратегии научно-производственной структуры            35

3.4. Экономика, организация и управление жизненным циклом при формировании и реализации инновационной стратегии....................................................................................................................................... 40

3.5. Структура   НИОКР................................................................................................... 46

Глава 4. ПРИНЦИПЫ  ИНТЕНСИФИКАЦИИ  ЭТАПОВ  НИОКР И ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА В ИНТЕГРАЛЬНОМ ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ................................................................................. 50

4.1. Цель интенсификации этапов НИОКР и подготовки производства.............. 50

4.2. Задачи по интенсификации этапов НИОКР и подготовки производства.... 50

4.3. Принципы построения банков данных КТСр...................................................... 50

4.4. Способы разработки нового изделия и подготовки производства............... 55

4.5. Синергетический эффект в инновационном менеджменте........................... 63

Глава 5. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ           67

5.1. Организационная  структура подсистемы маркетинга в инновационном процессе         67

5.2. Структура информационной подсистемы научно-производственной структуры            69

5.3. Методика составления бизнес -плана инновационного проекта.................. 76

Литература.................................................................................................................... 109

 

Введение

Эффективная деятельность компаний, научно-производственных комплексов и фирм в долгосрочной перспективе определяется прогнозом развития наукоемкого производства и инвести­циями в их инновационную деятельность. Комплекс вопросов, связанных с осуществлением инновационной деятельности компании (фирмы), научно-производственного комплекса, требует достаточно глубоких знаний теории и практики принятия управленческих решений в области разработки эффективных ее направлений, формирования целенаправленного и сбалансированного инновационного проекта, всесторонней экспертизы отдельных объектов предполагаемого инвестирования.

Комплекс этих вопросов является предметом изучения курса  «Инновационный менеджмент».

В настоящем курсе рассмотрен основной круг вопросов инновационного менеджмента компаний и фирм в современных экономических условиях. Здесь рассматриваются понятия и принципы инновационного менеджмента и основной его методический инструментарий. Значительное внимание уделено вопросам разработки инновационной стратегии и формиро­вания инновационного портфеля компании, оценки инновационных качеств отдельных на­правлений деятельности фирмы, роли и места системы маркетинга в инновационном менеджменте, а также вопросам реализации инновационных проектов в научно-производственных структурах. В качестве таких критериев рассматриваются критерии окупаемости инновационных проектов и их доходности.

Многие рекомендации и примеры, предложенные в данном учебном пособии, ос­нованы на практической деятельности научно-производственных предприятий Украины в условиях неблагоприятного инновационного климата.

Глава 1   Понятия инноваций и содержание инновационного менеджмента

1.1   Понятия инноваций

В современных условиях специфика динамично и радикально изменяющихся изделий и технологий производств, их характеристик и свойств формирует, по существу, новые научно-производственные условия и среду, которые требуют новых форм и методов их описания и осуществления, что отражено в Законах Украины. Так, в частности, Закон Украины об инвестиционной деятельности дает следующее определение инновационной деятельности:

Инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной деятельности осуществляется в целях внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и соци­альную сферу, что включает:

-         выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологий;

-         прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;

-         реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемо­сти затрат;

-         финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;

-         разработку и внедрение новой ресурсо-сберегающей технологии, предназначенной для улучшения социального и экономического состояний.

Следовательно, управление инновациями или, как теперь говорят, инновационный ме­неджмент - это деятельность, направленная на управление научно-техническим прогрессом.

Все эти определения направлены на методологию управления процессом создания, под­готовки производства и внедрения предмета труда, предназначенного для реализации потре­бителю на рынке.

Прежде чем определить методологию процесса управления циклом создания товара и реали­зации его потребителю, необходимо разобраться, что такое товар (в инновационной деятель­ности - наукоемкий товар).

1.2     Товар и его потребительские функции

При оценке какого-либо товара на рынке оцениваются его потребительские функции. В произ­водстве эти потребительские функции выступают как совокупность конструкции, тех­нологии и стоимости (конструкторские, технологические и стоимостные решения - КТСр).

m

S

1

 

n

S

1

 
Любой товар представляет собой сумму потребительских функций -    Ф и, следовательно, сумму -      КТСр.

 

 

 


где    КТСр представляет собой (используя метод декомпозиции предмета труда) сумму отдельных КТСр от деталей до комплексов и систем, а именно:

m

S

1

 
 


КТСр =КТСр1+КТСр2+… КТСрm1+…КТСрm.

 

Графически это показано на рисунке 1.1 в виде следующей структуры.