Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДУСТРИИ ДОСУГА

Пояснительная записка

Данная программа адресована студентам III курса дневной и заочной форм обучения факультета культуры и является методическим обеспечением специальной дисциплины.

Предметом дисциплины является методология, процедуры, методика исследования в индустрии досуга.

Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется коренным изменением культурно-досуговой деятельности. Существенно меняются ее структура, содержание, формы и методы работы. Она освободилась от “заорганизованности”, администрирования, назидательной просветительности, влилась в рыночную экономику, обращена на удовлетворение потребностей и запросов личности, социальных групп. Социокультурную деятельность активизируют ее национальная самобытность, индивидуальное своеобразие, авторское начало.

Цель дисциплины — сформировать у студентов профессиональные знания, навыки и умения; показать возможности осуществления исследовательской работы индустрии досуга.

В процессе многообразной деятельности социокультурной сферы возникает и накапливается опыт, обобщение которого является одной из насущных задач теории и практики социально-культурной деятельности. Кроме того, задачами дисциплины являются формирование способностей самостоятельного программирования основных этапов и стадий научного исследования своей профессиональной деятельности, а также формирование умений и навыков самостоятельной работы над курсовыми и дипломными проектами.

Каждый специалист социально-культурной деятельности должен уметь обобщать свой профессиональный опыт и использовать его в своей деятельности. Чтобы успешно работать, специалисту необходимо знать не только сферу культуры и искусства, технологии своей профессиональной деятельности, но и уровень интересов и запросов людей различных социальных и возрастных групп, обустроенность их быта и досуга. Он должен уметь гибко и тонко определять границы рационального подхода, возможности альтернативных решений проблемных ситуаций, быть способным формулировать социальный заказ исследования, а также самостоятельно выполнять его частные и прикладные задачи.

В ходе изучения дисциплины наряду с лекционными широко используются семинарские и практические занятия, формы самостоятельной работы студентов. Практические занятия проводятся с использованием активных, инновационных методов обучения: “мозговых штурмов”, анализа деловых ситуаций, экспертных оценок и т. д.

К программе дисциплины имеется приложение — “Методика проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов”, в котором рассматриваются вопросы подготовки студентов к написанию дипломной работы.

Дисциплина специализации “Методология и методика исследования индустрии досуга” завершается сдачей зачета.

Исследовательская деятельность специалистов как фактор повышения уровня социально-культурной работы. Предмет курса, цели и задачи. Связь дисциплины специализации “Методология и методика исследования индустрии досуга” с дисциплинами “Социально-культурная деятельность”, “Социально-культурные технологии”, “Психология”, “Социология”, “Маркетинг”, “Менеджмент СКС” и др. Структура дисциплины, виды и организация занятий. Форма отчетности студентов.

Раздел I. Предметная область исследования индустрии досуга

Тема 1. Методологические принципы и методы научного исследования индустрии досуга

Единство предмета и метода как предпосылка научного исследования. Основные методологические принципы научного исследования: историзм, целостность, конкретность и социальная значимость.

Теоретические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация и формализация, моделирование и др.

Классификация методов исследования как инструментов сбора различных по характеру эмпирических факторов.

Тема 2. Предметная сфера исследования досуга как социально-культурного явления

Понятие досуга и его сущности. Досуг как форма общения, познания, отдыха и удовольствия. Соотношение понятий “туристско-экскурсионная деятельность” и “внерабочее и свободное время”. Критика методологии априоризма и эмпиризма в современных теориях рекреации и досуга.

Тема 3. Современная социально-культурная ситуация как источник возникновения проблем и объект социального заказа

Понятие и структура социально-культурной ситуации. Принципы анализа ситуации. Характеристика состояния, тенденций развития социально-культурной ситуации в современных условиях, положительных и негативных явлений в сфере досуга различных социальных групп.

Системный подход в исследовании индустрии досуга в период реформирования экономических и общественных отношений общества. Характеристика актуальных проблем индустрии досуга в современных условиях.

Сущность понятия “эффективность”. Критерии экономической, функциональной, социальной эффективности социально-культурного явления. Критерии оценки деятельности социально-культурной общности, массового культурного представления.

Тема 4. Процесс исследования индустрии досуга

Проблема синтеза теоретического и эмпирического уровней знаний.

Два способа сближения теоретического и эмпирического уровней знаний: теории к факту посредством эмпирической интерпретации; эмпирии к теории посредством концептуализации.

Природа научного факта, онтологическое и гносеологическое значение факта. Единичный, типичный, статистический, вероятностный и концептуальный факт. Критика теории “чистого” факта.

Исследовательская программа как логическая организация процесса познания и как документ упорядочения целей, границ, стадий, процедур, средств и методов исследования.

Раздел II. Основные элементы программы исследования индустрии досуга

Тема 5. Тема исследований

Основные правила формулирования темы. Способы дифференциации и сужения темы исследования. Определение основных понятий темы, их субординация.

Способы обоснования практической и теоретической актуальности темы исследования.

Тема 6. Проблема как универсальное понятие социальной жизни и как условие познания всех процессов в их спонтанном развитии

Понятие проблемности. Противоречие теории и факта как ядро проблемы. Противоречие реального и идеального, реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т. е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний. Характеристика проблемного “поля” (“гнездо” проблем, “веер” проблем).

Технологии поиска и формулирования проблемы исследования. Блок реального — характеристика проблемной ситуации, на решение которого направлено усилие исследователя. Блок реального как система потребностей и запросов личности, социальных групп, этнических, национальных, религиозных общностей, общества в целом; производные от потребностей — законы и закономерности общественного развития; потенциальные возможности предметов и явлений удовлетворять человеческие потребности.

Классификация проблем по характеру их проявления; по радиусу действия; по сфере их проявления.

Понятие “мнимая проблема”.



Размер файла: 368.92 Кбайт
Тип файла: rtf (Mime Type: application/rtf)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров