Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Производственная специальная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению преддипломной практики на металлургических предприятиях.: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 20 с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению производственной практики на металлургических предприятиях. : Метод. указ / Сост.: И.К. Коротких, Б.А. Кустов, А.А. Усольцев, А.И. Куценко: СибГИУ - Но-вокузнецк 2003- 22 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Применение регрессионного и корреляционного анализа при проведе-нии исследований в литейном производстве: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Преддипломная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 9 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (10)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (11)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Менеджер туристско-экскурсионной деятельности

Пояснительная записка

Дисциплина специализации «Теория и методика экскурсоведения» включена в образовательные программы по специальности «Социально-культурная деятельность» специализации «Менеджер туристско-экскурсионной деятельности» для студентов IV курса. Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, приобретенных при изучении таких профилирующих предметов, как краеведение и география туризма, а также общих курсов истории, литературы и искусствоведения.

В дисциплине специализации выделяется общий теоретический раздел, в котором рассматривается история экскурсионного дела; определяются сущность и важнейшие признаки экскурсии, отличающие ее от других форм социально-культурной деятельности; даются критерии оценки качества экскурсии и труда экскурсовода. Цель этого раздела заключается в том, чтобы помочь будущим менеджерам понять значение и роль экскурсионной работы, место экскурсовода в структуре деятельности туристской фирмы.

Два других раздела посвящены методике и практике экскурсионной работы, которая состоит из двух главных этапов — методика подготовки и методика проведения экскурсии (второй и третий разделы соответственно). Темы этих разделов составлены с расчетом не только на получение теоретических знаний основ экскурсоведения, но и на приобретение студентами практических профессиональных навыков подготовки и проведения экскурсий, на освоение технологий экскурсионного процесса.

В результате изучения теории и методики экскурсоведения студенты должны знать:

— историю экскурсионного дела в России;

— особенности экскурсии как формы социально-культурной деятельности;

— требования, предъявляемые к экскурсоводам;

— основные этапы подготовки экскурсии;

— методические приемы подготовки и проведения экскурсии.

Студенты должны уметь:

— выявлять экскурсионные объекты;

— работать с различными источниками информации;

— осуществлять дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании;

— отбирать необходимый материал по содержанию экс­курсии;

— составлять маршруты, тексты и методические разработки экскурсий;

— провести экскурсию по Санкт-Петербургскому Гуманитарному университету профсоюзов;

— разработать авторскую экскурсию.

Программа снабжена списками литературы по разделам; для II и III разделов список литературы общий.

По окончании изучения дисциплины специализации студенты сдают экзамен.

Раздел I. Общие вопросы экскурсоведения

Тема 1. История экскурсионного дела в России

Первый этап — возникновение экскурсионного дела в России. Первые учебные экскурсии. Проведение экскурсий просветительского характера. Первые печатные издания по методике экскурсионного дела.

Второй этап — становление советского экскурсионного дела. Экскурсионный метод во внешкольном образовании. Подготовка кадров экскурсионных работников. Разработка основ экскурсионной методики. Вклад В. А. Герда, Б. Е. Рай­кова, Н. П. Анциферова, А. Ф. Родина и других ученых в развитие экскурсионной методики. Усиление политико-воспитательной направленности экскурсий. Создание Центрального туристского экскурсионного управления ВЦСПС и управлений на местах; их деятельность и развитие экскурсионного дела в послевоенный период. Рост сети туристско-экскурсионных организаций, их деятельность.

Тема 2. Современное состояние и перспективы развития туристско-экскурсионной деятельности

Состояние рынка услуг в стране после 1991 года. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных туристских фирм. Преимущество русской школы экскурсоведения перед западной школой гидизма. Качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода в условиях рыночной экономики. Туристско-экскурсионные ресурсы России. Основные направления развития экскурсионного дела на современном этапе: разработка авторских экскурсий, составление тематических туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания.

Тема 3. Организация и содержание работы туристско-экскурсионного учреждения

Экскурсионные учреждения профсоюзов — бюро путешествий и экскурсий, городские экскурсионные бюро. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета, методического совета, методической секции экскурсоводов. Адаптация опыта работы экскурсионных учреждений профсоюзов к системе работы современных туристических фирм. Анализ спроса экскурсионной тематики.

Тема 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Структура профессиональной деятельности экскурсовода. Ее компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода. Экскурсионная деятельность — синтез нескольких профессий. Понятие мастерства как высшего уровня квалификации. Совершенствование профессионального мастерства.

Тема 5. Критерии оценки качества экскурсии и труда экскурсовода

Основные методы определения качества экскурсий: экспертная оценка посредством прослушивания и ре­цен­зирования, опрос экскурсантов, рейтинг спроса на экс­курсовода и на экскурсию данной темы.

Варианты составления подробного развернутого анализа экскурсии и труда экскурсовода: письменный отзыв, карточка прослушивания, развернутая рецензия, схема их написания.

Тема 6. Сущность экскурсии, ее признаки и функции

Экспликация понятия «экскурсия» в контексте истории экскурсионного дела. Отличительные признаки экскурсии от других видов социально-культурной деятельности. Пять главных составляющих признаков экскурсии.

Функции экскурсии: познавательная, педагогическая, рекреационная, коммуникативная и другие.

Тема 7. Классификация и тематика экскурсий

Основные принципы классификации экскурсий:

1. По содержанию — обзорные (многоплановые), тематические. Развитие тематики в зависимости от экскурсионных возможностей края, наличия объектов. Резервы расширения тематики экскурсий. Виды тематических экскурсий: исторические, литературные, архитектурные и т. д.

2. По форме — по составу участников (для взрослых, для детей, для иностранцев т. д.); по месту проведения (музейные, загородные, городские); по способу проведения (пешеходные, автобусные, теплоходные и т. д.).

Тема 8. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию различных туристских групп

Сущность, основания и принципы дифференцированного подхода. Социально-демографические и социально- профессиональные основы дифференциации (пол, возраст, национальность, образование, род профессиональной деятельности); социально-психологические факторы (направленность интересов, привычки, традиции); лич­ностно-характерологические особенности (характер, темперамент). Формирование различных групп экскурсантов как основа дифференцированного подхода к их обслуживанию. Значение мастерства экскурсовода в обеспечении дифференцированного подхода.

Особенности проведения экскурсий для детей и подрост­ков; знание учебных программ — необходимое требование к организации экскурсионной работы с учащимися. Особенности работы с индивидуальными туристами.

Тема 9. Использование в экскурсиях элементов психологии и педагогики

Психолого-педагогические задачи экскурсоводов. Основные социально-психологические факторы, которые должен учитывать экскурсовод в своей деятельности, их анализ. Психология и эффективность деятельности экскурсовода. Понятие установки. Примеры установки в деятель­ности экс­курсовода. Предкоммуникативный и коммуникативный этапы деятельности.

Установление контакта с аудиторией. Формирование и поддержание интереса к экскурсиям. Управление аудиторией. Возможность использования обратной связи на экскурсии.

Организация внимания. Внимание и интерес. Кризисы внимания и их устранение.

Педагогическое руководство экскурсионной группой, ее познавательной деятельностью. Привитие экскурсантам умения и навыков смотреть объекты, выполнять задания.

Тема 10. Культура и качество экскурсионного обслуживания

Принципы и методы оценки качества экскурсии. Анализ наиболее распространенных недостатков экскур­сионного обслуживания.

Информация о качестве проведенных экскурсий: благодарности и жалобы туристов.

Характеристика причин возникновения конфликтных ситуаций на экскурсиях. Развитие у экскурсоводов аналитических способностей, необходимых для определения и решения проблем, заложенных в ситуациях. Умение принимать нестандартные решения в конкретных ситуациях. Формирование навыков делового служебного общения.



Размер файла: 95 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров