Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

О НАШЕМ ПОРАЖЕНИИ

Почему у истории есть конец?

       Христианство - едва ли не единственное мировоззрение на земле, которое убеждено в неизбежности своего собственного исторического поражения. Христианство возвестило одну из самых мрачных эсхатологий: оно предупредило, что в конце концов силам зла будет "дано... вести войну со святыми и победить их" (Откр. 13,7). Евангелие обещает, что врата ада не смогут одолеть Церковь, что Церковь непобедима (см.: Мф. 16, 18). Но "непобедимое" не означает обязательно "победоносное".
      
В перспективе земной истории - не всемирно-историческое торжество христиан, но всемирное же владычество антихриста (1).
      
Да, пора завести разговор о том, о чем сегодня меньше всего принято говорить в "интеллигентном обществе" и в "современной культуре" - о последнем. О конце света. Об антихристе.
      
Тема антихриста в демократической журналистике считается непристойной. Даже те публицисты, что числят себя христианами, находят неудобным вспоминать о завершающей книге Библии - Апокалипсисе. Мне уже терять нечего. После выхода моей брошюры о желательности восстановления Храма Христа Спасителя, людьми "антисистемы" (если использовать гумилевский термин) мне был поставлен окончательный диагноз: "Впереди у Кураева, видимо, простой черносотенный национализм и банальнейший великодержавный шовинизм. У него уже исчезает проповеднический дар - ни одного яркого образа, ни одного блистательного парадокса. Он уже стращает читателей "формированием нового мирового порядка" - излюбленная тема борцов с жидомасонством. Пока это еще лишь еле различимые нотки, но скорость падения больше скорости подъема... Дно есть дно, и падение туда может быть бесконечно, но не может быть безнаказанно"(2).
      
Так вот, "формирование нового мирового порядка" - это не только "излюбленная тема борцов с жидомасонством". Во-первых, "новый мировой порядок" - это предсказанное Писанием общество, в котором уже невозможно будет жить христианам. Во-вторых - это "излюбленная тема" всех оккультных движений. В-третьих - это и в самом деле нескрываемая цель всех масонских движений (в чем можно убедиться хотя бы по апологетике масонства у рериховского ученика Клизовского(3). Наконец, это просто историософский термин, различающий традиционно религиозные общества и тот порядок вещей, что складывается к исходу ХХ века.
      
Поскольку я не политолог, а христианский журналист, я пишу на эту тему не потому, что этот "новый мир" придет, не из футурологического азарта. Просто я полагаю, что Священное Писание не нуждается в цензуре - ни в оккультной, ни в "прогрессистской", ни в "христианско-демократической". В Писании же тема "нового мирового порядка" звучит как тема богословская.
      
"Вот - Апокалипсис... Таинственная книга, от которой обжигается язык, когда читаешь ее, не умеет сердце дышать... Он открывается с первых же строк судом над церквами Христовыми... Это книга ревущая и стонущая..." (4). Вот об этом стоит сказать прежде всего остального. Апокалипсис говорит и об избавлении христиан от ставшего невыносимым гнета "мира сего", и о том, что основная вина за торжество антихриста лежит не на "масонах", а на христианах. Христиане устали быть христианами - вот почему ослабеет свет. Христианам захотелось быть еще кем-то, захотелось попробовать подзабытой языческой духовной "экзотики" - вот почему тьма вновь распространится по всей земле "от шестого же часа до часа... девятого"(Мф. 27, 45) (5) . "Здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4,3 - 4) (6) .
      
Пожалуй, это главная весть христианской апокалиптики: люди сами выберут себе новую веру и новых владык, сами откроют мир для "князя тьмы". Апокалипсис не дает нам спрятаться в уютные формулы: "Все устроится", "Мы не при чем", "Это враги виноваты". Здесь уместно напомнить строчки Бродского:


      
Почему все так вышло? И будет ложью
       На характер валить иль на волю Божью.
      
Разве должно было быть иначе?
      
Мы платили за всех, и не нужно сдачи...

       Но что же делает неизбежным это печальное обстоятельство: свой последний, итоговый выбор человечество сделает в пользу антихриста, но не в пользу Христа?
      
Одна из причин этого - своего рода "асимметрия вооружений" добра и зла. Добро не может избирать некоторые средства земной политики, не переставая быть добром. Напротив, для зла нет ограничений. Оно может проводить даже благотворительные акции, не изменяя своей собственной природе (если филантропические действия будут устроены так, что, помогая людям в одном отношении, они будут укреплять их союз со злом в иных проявлениях их жизни, - например, через разжигание тщеславия жертвователей).
      
Добро не может насильственно вторгаться в сознание людей. Но у зла нет ограничений на гипнократию (7) . Христиане не ставят задачу выведения новой расы людей через использование генной инженерии. Неоязычество, наоборот, вполне готово к проведению генно-селекционной работы с человечеством.
      
Кроме того, очевидно, что слишком глубоко в человеке сидит "бегание креста", желание жить мимо труда, в том числе мимо труда по исполнению заповедей. С той или иной степенью настойчивости и громкости мы все бубним в лицо Христу те слова, что сказал Ему "Великий инквизитор" у Достоевского: "Уйди, Ты нам мешаешь!" И однажды этот занудно бубнящий мятеж увенчается полным успехом. Согласно повседневно-бытовым желаниям наших сердец - "се, оставляется дом наш пуст."(см.: Мф.23,38).
      
Люди создадут-таки такой образ жизни, такое общество, в котором нельзя будет найти Христа (8) . И это будет конец истории.
      
Сроков мы не знаем. Вполне возможно, что нынешний неоязыческий бум угаснет так же, как погасли древние гностики и ариане, богомилы и хлысты... Весьма может быть, что пророки "эры Водолея" окажутся очередными лжепророками. Дело ведь не в этом, а в том, что чем дальше, тем больше "чаяния прогрессивного человечества" смыкаются с тем, против чего гремит Апокалипсис.
      
Я не строю политических прогнозов. Просто - так говорит Библия. И так говорит Гете: "Я предвижу время, когда люди перестанут радовать Бога"(9)... и тогда настанет конец.
      
Одна из основных интуиций Библии - восприятие истории как священного пространства, где встречаются и ведут диалог Бог и человек. Если же история не может исполнить этого своего назначения - она кончается. "Так бежит время и с собою гонит всех к последнему дню явления Господа нашего Иисуса Христа"(10).
      
Когда-то мне не давал покоя вопрос: почему история кончается? Почему - при всех наших грехах - Творец не даст шанса еще одному, незапятнанному, поколению? Потом я увидел: история нужна, пока у человека есть свобода. Когда свобода последнего выбора отнимается - створки истории схлопываются. Движение невозможно.
      
Так равнинная река сама на излучине может намыть плотину: сначала в этой излучине затонет несколько бревен, к ним будет прибивать ил и песок... Появится отмель, затем - коса. А затем возможно и появление плотины. И нужно будет промывать другое русло.
      
Так и река истории. Поколение за поколением оставляет все больше грязи в ее русле. И небо становится все дальше. Все труднее расслышать вопрос: "Господи, что мне делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную?" ( см.: Мр.10, 17). И еще сложнее услышанный ответ исполнить... Конец истории: ничего уже не сбывается... Не исполняется. И ничто не входит в Вечность.
      
Вот одна из самых странных мыслей христианства: от наших грехов могут погаснуть звезды. Наши скабрезности свернут дорожку Млечного Пути. Апокалипсис - это радикальный антропоцентризм. Мир кончится не из-за исчерпанности в нем физической энергии. Человек прикончит мир, а не энтропия.
      
Не согласны? Но обратите внимание: оказывается, что Церковь не унижает человека, а невероятно превозносит его. Для физической эсхатологии история человека есть лишь страничка в истории Космоса: Космос был и будет без человека. Для теологии история Космоса лишь эпизод в истории человека: человек будет, когда Вселенной уже не станет. Человек переживет Космос. Согласие или несогласие с этим утверждением означает постановку вопроса о том, нравственные законы или физические лежат в основании Вселенной. Христианство убеждено, что этика имеет космическое значение. Лишь если считать, что значение человечества во Вселенной тождественно значению массы тех веществ, которые человечество потребляет, - лишь тогда кажется безумным связывать судьбы метагалактик с поведением разумной плесени, тонкой пленкой покрывшей третью планету звездной системы, летающей по самой окраине Млечного Пути.
      
Но есть и иной взгляд. Согласно ему - "мы не можем не подивиться тому, что современному человечеству в общем и целом живется все еще так хорошо и слишком хорошо по сравнению с теми бедами, которые могут возникнуть из этого кризиса"(11) .
      
Христианское убеждение в том, что у мира будет конец, есть следствие иерархического сознания. Мир не есть Бог. Но эта формула не статична. Это не просто констатация. Если мир не есть Бог, - значит, он чужд Вечности, а следовательно он историчен. Его не было, и он может снова не быть. Так размышляет любая религиозная философия, дошедшая до представления о Боге как Абсолюте и попробовавшая уже оттуда, с вершин опознанного ею высшего и единственно подлинного Бытия, взглянуть на наш мирок. В сиянии Божества меркнет значимость мира... Но в христианстве открывается нечто иное. Хотите посмотреть на мир глазами Бога? Что ж, - "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного..." (Ин. 3, 16)Значит, - мир реален в глазах Бога. Мир дорог для Бога до такой степени, что Он Сам жертвует Собой ради спасения мира от распада. И в то же время мир настолько далек от Бога, что для заполнения пропасти между Богом и миром нужна Жертва. Языческие религии рассказывают о том, какие жертвы человек должен приносить богам(12) . Евангелие рассказывает о том, какую Жертву Бог принес людям.
      
Мир дорог Богу. Но Бог - вечен, а мир - нет. Именно поэтому в христианстве формула "мир не есть Бог" не статична. Это различие должно быть превзойдено. Мир должен быть обожен. Мир не должен остаться только миром, только тварью. Из того обстоятельства, что мир не является Богом, следует, что мир должен двигаться, он призван к движению, к изменению своего онтологического статуса. Поэтому иерархичность бытия в христианстве динамична: "Мир не есть Бог, но должен стать Богом!"
      
Сам мир не может перескочить границу времени и Вечности. Но Бог выходит ему навстречу : Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, то есть не остался в скотстве. Но стать богом значит что-то приобрести, а что-то утратить. "Проходит образ мира сего" (1 Кор. 7,31). Именно: уходит образ, то есть способ бытия этого мира, но не сам мир. Уходят модусы тварного бытия: время и пространство (пространство как несовместимость единого и многого; время как неизбежность утрат и уничтожения).
      
Время может уйти из мира потому, что оно ему не необходимо. Если бы мир возник путем безвольных истечений (эманаций) из Божественной Сущности, если бы мир возникал не по свободной воле Творца, а был бы некоей необходимой ступенью деградации духовной энергии, отделяющейся от своего Первоисточника (так возникновение мира мыслится в гностицизме, неоплатонизме и в индуизме) - тогда мир не мог бы существовать без времени. Тогда время возникало бы как необходимое и неизбежное следствие удаленности от Вечного Первобытия. А возвращение к Истоку означало бы не только устранение времени, но и мира вместе с ним. Есть мир, отличный от Божества, - есть и время. Нет времени - нет и мира. Мир, сродненный со временем, не мог бы не исчезнуть, не раствориться там, где времени нет, - в Божественной Вечности.
      
Но Бог Библии свободно наделил мир временностью. Время не предшествовало созданию мира. Мир не растворен во времени. И потому может быть так, что "времени уже не будет" (Откр. 10,6), а мир - будет.
      
Бог Библии творит мир сознательно и свободно. В отличие от Брахмы, Он не спит. Он видит свое создание и благословляет его (см.: Быт. 1,31). Поскольку мир не вытекает из Божества безвольно, неконтролируемо и постоянно, - то в христианстве нет идеи постоянного возобновления мира, идеи вечного возвращения, цикличной историй. Мир не должен быть рядом с Богом. Бог может бытийствовать без творения мира. Бог не обречен на то, чтобы постоянно порождать миры, изливать их из Своих глубин.
      
Поскольку же Бог творит мир не безвольно, но осознанно - Он знает, какую цель Он ставит перед миром. Бог знает смысл истории.
      
Но смысл - это то, что находится за пределами события. Смысл всегда "вне". Если у истории есть смысл, значит, история должна иметь свой предел: иначе у нее не будеть того "вне", той Цели, которая оправдывала бы собой весь ток истории.
      
Если история ничему не служит, - значит, нет такой Ценности, которая ее делала бы ценной. Попытка создать теорию исторического прогресса без христианства - это попытка перенести в Европу языческую идею бессмысленно вращающегося "колеса сансары", но только при этом еще и без идеи множественности жизни: одна, единственная жизнь есть у каждого из нас и она должна просто лечь "навозом" в счастье будущих поколений. Размышления о том, что мы должны жить ради блага грядущих поколений, - это размышления, пригодные разве что на скотном дворе. Там тоже смысл существования отдельного индивида обеспечивается тем, что молокоотдача стада со временем становится выше. В этом случае философия истории превращается в философию животноводства.
      
После Достоевского с его "слезинкой ребенка" считать, что вся история и исчезновение тысяч поколений есть не более, чем навоз, удобряющий комфорт далеких потомков, уже просто стыдно. Смыслом Истории и жизни может быть только такой смысл, который был бы достижим и дарован каждому из поколений, каждому из людей. Этот смысл должен быть и вне истории, и в то же время должен быть постижим и достижим из любой ее точки. Только если мы скажем, что целью человеческой жизни и - соответственно - истории является о-вечнение жизни каждого из людей, - только тогда наш взгляд на историю будет подлинно человечным. Смысл жизни не в том, чтобы когда-нибудь мои потомки смогли с максимальным комфортом прожить отведенные им 70 или 90 лет(13) , а в том, чтобы жизнь каждого могла быть воспринята в благую вечность.
      
Смысл жизни в том, чтобы жить. Вопрос - в качестве жизни. Понятно, что вряд ли речь может идти о материальном комфорте. Согласится ли человек, если ему предложат: мы даем тебе миллион, но через час расстреляем? И умножение мира культуры и научных познаний тоже не наполнит смыслом всю человеческую жизнь. Помните, у Тургенева: "А в этом, по моему мнению, и состоит высочайшее блаженство! - В обладании Истиной? - Конечно. - Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. "Что такое? Что такое?" - "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!" - "Неужели! О, какое блаженство!" - кричат все молодые люди и с умилением бросаются друг другу в объятия!.. Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства!.."(14) Для человеческого счастья нужно прикосновение к той Истине, что касается над-животной, над-природной сути человека.
      
Цель жизни в том, чтобы придать жизни такое качество, которое помогло бы жить невзирая на то, что даже время уже истекло. Жить Вечно. Эта вечность не встроена в человека изначально. Но Она сама так низко склоняется к земле, что ее можно впустить в себя. Человек не обладает Вечностью. Но Она может быть ему подарена.
      
Итак, у истории есть замысел, есть Смысл. Но если мир делает себя закрытым для Замысла, - то история кончается. Прекращается движение к смыслу, за свои пределы (трансцендирование). Мир прекращает перерастать самого себя. Если мир не стремится за свои пределы - он гниет и исчезает. Так акула, остановившись, тонет.
      
Еще один парадокс христианства: мир кончится потому, что он должен быть преображен в Божией Любви, - и мир кончится потому, что "по причине умножения беззакония... охладеет любовь" (Мф. 24,12). Мир призван Любовью к вечности, но если он не откликается на этот призыв - он распадается. Следовательно, конец есть разделение. С Богом будет то, что не может не быть. Остальное погрузится в небытие. Когда иерархически низшее навяжет себя среднему - лишь Свыше сможет придти спасение.
      
Значит, - проблема эсхатологии в нас, в нашей иерархии ценностей. От нас зависит будущее России - Православия - христианства - человечества -Вселенной. Это реализм категорического императива Канта (''поступай так, как если бы твоя воля стала бы законом для всей Вселенной, чья история начинается лишь с этого момента''). Эсхатологическое уточнение кантовской формулы таково: если твоя воля, будучи злокачественной, действительно станет законом для всей Вселенной, - то история Вселенной этим моментом закончится...
      
      
Христианство в цивилизации досуга

       До некоторой степени утешительно было бы считать, что антихрист некоей неотразимой магической силой насильно навяжет себя людям. Но в том-то и особенность последней исторической трагедии, что "народы со всею охотою сделаются его союзниками" [А1](15) . А для того, чтобы человечество само сделало такой выбор, - в его повседневной жизни должно быть что-то, что подталкивало бы его к подобному волеизъявлению. Антихрист может быть избран и признан только в том случае, если его система ценностей еще до его явления стала господствующей. На смену Евангелию, официально все еще чтимому, приходит иной идеал - и вместе с ним на место человека заступает Масса, умерщвленная своим идеалом. "Так к полному удовольствию нашей современной печати совершится последний фазис христианства и заключатся судьбы всемирной истории. Настанет "хилиазм", "1000 лет" блаженства, когда будут писаться только либеральные статьи, произноситься только либеральные речи, и гидра "национализма" будет раздавлена... Скучновато. Ах, канальственно скучновато везде..."(16)
      
В том царстве антихриста, которое описывает Апокалипсис, у человека будет свобода: выбирать того или иного кандидата, купить эту марку холодильника или иную. Но вертикали не будет. По верной мысли Г. Померанца, "само обращение к Богу создает вертикаль, создает новую степень свободы - вверх. Без иерархии высоты свобода неполна - есть только топтанье вправо-влево, вперед-назад"(17) . Мир, в котором нет вертикали, нет иерархии ценностей, - это мир пошлости. Все занижено. Все плоско. Все одинаково. Обо всем можно судить и рядить одномерно. Мы и наши моды - мерило всего. И человек забывает, что он призван к служению. Он забывает, что жить можно только ради того, за что не страшно умереть. Забыв это, он, между прочим, для начала утрачивает и другое знание - знание о том, что "есть истины, за которые нельзя жить и умирать; есть вторичные истины, за которые нельзя, - за которые мы не имеем права жить и умирать"(18) . Потеряв небо над своей головой, человек теряет ориентацию и, неподсудный никому, сам присваивает себе право судить всё и вся...
      
27 октября 1998 на моей пресс-конференции в г. Иванове речь зашла о причинах, по которым Церковь выступила против показа фильма "Последнее искушение Христа" по НТВ(19) . И вдруг директор областной телерадиокомпании в Иванове выступил в защиту своего коллеги и соплеменника Гусинского (хозяина НТВ и председателя Российского еврейского конгресса), бросив между делом: "Каждый из нас судит Христа по-своему". И даже после моего возмущения не поправился, что, мол, "судит о Христе". Так действительно точнее: "наши плюралисты" присвоили себе право судить Христа...
      
Как оторваться от этого плоскостного мышления? "Только путем приобщения к б(льшему человек делается свободным от м(ньшего, от самого себя, каким он есть сейчас"(20) . Опять же по верному слову Г. Померанца(21) : "Слой сознания, на который действуют инстинкт, идеология, реклама и т. п., - почва нашего неосознанного рабства. Свобода коренится на самой большой глубине, там, где не остается никакого выбора и не мы свободны, а Бог свободно расправляется в нас. Свобода в аду - возможность выбрать другое, выбраться из ада. Но в раю всякое другое - это потеря рая, и свобода любящего есть отказ от выбора. Свобода найти переходит в свободу сохранения найденного; или она разрушает найденное во имя права на вечный поиск (соблазн Ставрогина). Достоевский довел историю Дон-Жуана до конца, который только смутно осознан в легенде: Ставрогин проваливается в ад исчерпанных желаний"(22) .
      
Здесь говорится о высшей свободе: свободе в Боге. Но ведь даже и малая свобода может быть минимизирована - свобода выбирать между Богом и тлением. Человек может быть воспитан так, что он и не узнает о том, что в него заложена такая свобода, что у него есть право на такой выбор. Память о Христе будет погребена тем успешнее, чем привычнее будет это имя. "А что тут думать-то - и так все известно: был такой моралист в древности. Он начал борьбу за права человека. Ну а сейчас у нас совсем свобода!" И вот уже большинство школьников, опрошенных в германских супермаркетах во время рождественских распродаж, оказывается, даже и не знают о том, день Рождения Кого именно они празднуют столь весело и вкусно.
      
Бог - подлинный Бог - будет забыт. Его лик будет слишком тусклым на фоне рекламных щитов и эстрадно-политических "имиджей". Пригрядшее общество не сможет дать ответ на главный вопрос: "Что значит быть христианином?"
      
Уже сегодня ответ почти неслышен. На Западе "быть христианином" понимается как "быть порядочным гражданином, исправно платить налоги и в меру заниматься филантропией". Крупнейший протестантский богослов ХХ в. Пауль Тиллих, отвечая на вопрос, молится ли он, возразил: "Нет, но я медитирую"(23) .
      
В православных странах ответ еще хуже: "Быть православным - значит быть русским (болгарином, сербом, румыном, греком"... По верному наблюдению Георгия Федотова, "слишком много приходит в Церковь эстетов и инвалидов, жаждущих Византии, а не Христа"(24) .
      
Часто политические интересы и национальные чувства ставятся выше религиозного долга и духовной трезвости. Например, газета,в восприятии которой даже я являюсь экуменистом, сама публикует архиэкуменические тексты, вроде обращения к монаршим домам мира: "Все мы искренне радуемся за Ваших подданных, которых Господь не лишил заботливого монаршего попечения, и желаем им процветания и духовного возрастания под надежным государевым скипетром"(25) . А ведь православных государей в мире ныне нет. И если не является экуменизмом убеждение в том, что возможно духовное возрастание неправославных подданных под властью еретических монархов, - то что же такое экуменизм?.. Вообще, "Русский Вестник" - прекрасный пример модернистского вырождения Православия в игру. Люди, никогда и никого не приведшие в Церковь, путающиеся и в своих мыслях, и в богословии, на протяжении многих лет ведут кампанию - по сути - против всех современных православных проповедников.(26) Люди играются в "ревнителей православного благочестия", не задумываясь о последствиях своих игр...
      
А вот еще один дивный образец подобного недомыслия: Обращение Центрального совета Общероссийского движения "Россия православная" по случаю Дня Победы заверяет, что мы не забудем "подвиг тех, кто по заповеди Христовой жизни свои положили на алтарь Победы" (Десятина. Газета православных мирян. М., 1998. № 3 [6]). Но ведь такой заповеди Христовой нет. Никогда Христос не призывал людей приносить свои жизни на "алтарь Победы". За ближнего своего - можно отдать душу свою. А вот за "алтарь Победы" - нет. "Алтарь Победы", на который требуется приносить жертвы ,- это выражение слишком уж языческое. Вспомним, какая долгая борьба велась православными римскими императорами за то, чтобы удалить из зала заседаний римского сената статую Победы (Ники). Сначала император Констанций потребовал ее удаления. Затем император Юлиан Отступник отменил это распоряжение. Император Грациан приказал восстановить повеление Констанция относительно жертвенника Победы, но сенат отправил к императору легата с просьбой отменить повеление. Грациан не принял миссии. Затем сенат снова ходатайствует о том же - теперь перед императором Валентинианом II. В 384 г. святой Амвросий Медиоланский убедил императора не возвращать "алтарь победы" в сенат... (27) Но спустя полтора тысячелетия снова все забыто - и небезобидная игра с "жертвами" и "алтарями" продолжается уже во вроде бы православных газетах. А статуя богини Ники на Поклонной горе поднялась над куполом православного храма...
      
Нередко сегодня мы видим людей, которые выдают фразы типа: "Я атеист, но при этом я русский, а значит православный". Или наоборот: "Я православный, но, правда, я атеист". Конечно, такая редукция христианства к этнографии не соответствует Евангелию, но она будет очень близка замыслам антихриста. Вспомним, чем искушает антихрист христиан на "Восьмом Вселенском Соборе" в "Трех разговорах" Владимира Соловьева...(28)
      
По догадке Владимира Соловьева мечта антихриста - запереть Православие в ритуально-этнографический заповедник. В "Повести об антихристе", которая венчает последнюю книгу В. С. Соловьева "Три разговора", антихрист, провозгласивший себя президентом земного шара, надеясь купить благорасположение к нему православных, обращается к ним с такими словами: "Любезные братья! Знаю я, что между вами есть и такие, для которых всего дороже (курсив мой. - А.К.)в христианстве его священное предание, старые символы, старые песни и молитвы, иконы и чин богослужения. И в самом деле, что может быть дороже (курсив мой. - А.К.)этого для религиозной души? Знайте же, возлюбленные, что сегодня подписан мною устав и назначены богатые средства Всемирному музею христианской археологии... с целью собирания... и хранения... памятников церковной древности... Братья православные! Кому по сердцу эта моя воля, кто по сердечному чувству может назвать меня своим истинным вождем и владыкою, пусть взойдет сюда!"...(29)
      
Помнится, толпа иудеев именно это и сделала, требуя осуждения Царя Иудейского и клянясь Пилату, что нет у нее иного владыки, кроме кесаря... Так вот, у В.Соловьева в этот момент, когда "большая часть иерархов, половина бывших староверов и более половины православных священников, монахов и мирян с радостными кликами взошли на трибуну", встает старец Иоанн и свидетельствует, что "всего дороже в христианстве сам Христос".
      
По крайней мере по отношению к Православию политика соловьевского антихриста уже реализуется: Православие успешно вгоняется в этнографически-ритуальный заповедник. Можно говорить и писать об обрядах и традициях - нельзя (в прессе или в школе) говорить о вере.
      
И сами православные тоже поразительно прохладны в изучении своей веры. Вот два эпизода из жизни иеромонаха Серафима (Роуза). Когда по благословению владыки Иоанна (Максимовича) в Сан-Францисской епархии начали читать лекции по богословию, "Евгения поражало, насколько плохо слушатели знают Библию. " Русские задают такие вопросы, словно никогда и не заглядывают в Писание", - сказал он как-то Глебу Подмошенскому. - "А они и впрямь не заглядывают, - ответил тот, - не приучены. Богослужения они проводят сообразуясь с традицией, что, бесспорно, очень хорошо, а вот Писание обходят стороной"".(30) А в итоге - "В Сан-Франциско недалеко от наших православных церквей стоит черный дом - храм сатаны. Недавно профессора социологии и студенты университета в г. Беркли провели исследование: кто же посещает этот храм? Оказалось, в основном дети из русских православных семей. Исследователи пришли к заключению: такие дети, не приученные к собственной вере, не осознавшие ее, легче всего поддаются сатанизму, ибо Православие - религия, которая требует многого, и, если не выполнять этих требований, душа ощущает пустоту".31 Вот и в России самые популярные религиозные интернетовские странички - это те, что принадлежат "Церкви сатаны".
      
Наша немощь в проповеди о Христе приводит порой к странным ситуациям. Однажды на некоем монархическом съезде, где с трибуны постоянно звучала триада "Православие-Самодержавие-Народность", я заметил, как три весьма милые и интеллигентные женщины, сидевшие впереди меня, оживленно и "на троих" читаю

Размер файла: 212.39 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров