Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Сергей ЛОЗУНЬКО

«Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина». Книжка изобилует массой фактических поверхностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до ска­зок, брехуны (может быть «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но не это главное. Главное состоит в том, что книжка имеет вкоренить в сознание советских детей (и людей во­обще) культ личности вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсэровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсэры. Народ делает героев — отвечают эсэрам большевики! Всякая такая книж­ка будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин» (письмо Сталина в Детиздат ЦК ВЛКСМ от 16 фев­раля 1938 г. по поводу подготовленной Детиздатом книги «Рассказы о дет­стве Сталина»).

К концу 20-х годов прошлого столетия в СССР наряду с завершени­ем максимальной централизации власти в одних руках четко обознача­ется и такое явление, как культ личности Сталина, отсчет которого на­чинается с празднования 50-летия вождя в декабре 1929 года. «Правда» в редакционной (поздравительной) статье уже именовала Сталина са-^ мой выдающейся личностью эпохи, вождем мирового коммунистиче­ского движения, инициатором и вдохновителем побед и проч. В после­дующие годы его культ только набирал обороты.

«Культ был. Но и личность была», — скажет Михаил Шолохов, вы­ражая общие настроения довольно большой группы людей (не обяза­тельно сталинистов), отдающих должное усилиям и заслугам Сталина по превращению СССР в великую державу. И действительно, по исто­рическим меркам в Советском Союзе в 20—30-е годы происходили пря­мо-таки чудеса — именно в таких тонах описывали те времена не толь­ко советские, но и иностранные комментаторы. Преобразования в СССР были впечатляющими и по темпам, и по условиям, в которых они происходили, — без иностранной помощи, в постоянном ожида­нии интервенции или войны с соседями, практически в мировой изо­ляции. Несмотря ни на что, к началу 30-х аграрная, с высоким уров­нем неграмотности, разрушенная двумя войнами (мировой и граждан­ской) страна преобразовывается. Только в 1928—1932 гг. построено 1500 крупных предприятий, а выпуск промышленной продукции вырос бо­лее чем в 4 раза! Пояатяются новые отрасли промышленности: трак­торная, автомобильная, авиационная, химическая, станкостроитель­ная... Невиданными темпами растет число школ, институтов, универ­ситетов, которые готовят сотни тысяч ученых, инженеров, исследова­телей, специалистов разных дисциплин. Массово скупаются по миру передовые технологии, современные машины и лабораторное оборудо­вание, но с каждым годом все меньше, ибо появляются собственные конструкторские бюро, лаборатории и научно-исследовательские ин­ституты.

Т. е. были реальные дела, успехи и достижения, со сверхвысоким на­пряжением сил, с огромными жерт­вами, и все это под непосредствен­ным руководством Сталина. Стоит ли удивляться возникновению культа? Именно реальные свершения объяс­няют тот несомненный факт, что его культ выдержал проверку временем, несмотря ни на какие антисталинские кампании. Равно как и культы (ос­новательно сдобренные жертвами во имя великих свершений) Петра I, Екатерины Великой или того же На­полеона во Франции... В конце кон­цов одной лишь пропагандой, каким бы размахом она ни обладала, ниче­го нельзя добиться, если она проти­воречит настроениям общества.

В хрушевские, а затем перестроеч-ные времена (вплоть до наших дней) было принято приписывать это явле­ние чертам характера вождя, его жаж­де к власти, мании величия, мани­акальной уверенности в собственной непогрешимости, нарциссизму, тще­славию. Сталина рисовали эдаким психопатом-параноиком. Фальшив­ки изобретали — вроде «диагноза ака­демика Бехтерева» о «вожде-парано­ике». Последняя, кстати, гуляет  в иных «трудах» до сих пор, хотя давно опровергнута первоисточником. Главным подтверждением служило заявление внучки В. М. Бехтерева — Натальи Петровны Бехтеревой, сделанное ею в конце 80-х. В сентябре же 1995-го в интервью «Аргументам и фактам» она рассказала: «Это была тенденция объявлять Сталина сумасшедшим, в том числе с использованием якобы высказывания моего дедушки, но ни­какого высказывания не было... А ко­му-то понадобилась эта версия. На меня начали давить, и я должна бы­ла подтвердить, что это так и было...» («АиФ», 1995, № 39 (780), стр.3).

Но интересно, как сам Сталин от­носился к культу его личности? Он ведь хорошо знал, что происходило вокруг него, в каких огромных мас­штабах прославлялась его личность. Что он об этом думал? Почему не вос­препятствовал или почему способ­ствовал развитию этого явления?

Да, разницу между реальным и плакатно-газетно-киношным Сталиным Иосиф Виссарионович прекрасно по­нимал. Английский историк Симон Монтефиоре, попытавшийся проник­нуть во внутренний мир вождя через его взаимоотношения с родными, близкими, товарищами по работе, приводит эпизод, рассказанный при­емным сыном Сталина Артемом Сер­геевым. Вождь очень сердился на сы­на Василия, когда тот использовал громкую фамилию для защиты от учителей в школе. «Но я тоже Ста­лин», — говорил Василий отцу. «Нет, ты не Сталин, — гневно возразил вождь. — Ты не Сталин, и я не Сталин. Сталин — это советская власть! Сталин — это то, что пишут о нем в газетах и каким его изображают на портретах. Это не ты, и даже не я!»

А авиаконструктор Александр Яковлев в мемуарах («Цель жизни») приводит свой разговор с вождем о людях и присущих им недостатках: «У каждого есть недостатки и про­махи в работе, святых людей нет... Вы думаете, у вас нет недостатков? — до­тронулся он рукой до моего плеча. — И у вас есть. И у меня тоже есть недостатки, хотя я — «великий вождь и учитель». Это мне из газет извест­но, — пошутил Сталин»...

А вот случай, рассказанный артис­том Алексеем Денисовичем Диким, сыгравшем роль Сталина в фильме «Сталинградская битва». Дикий играл вождя без акцента, чем привел в за­мешательство даже режиссера. Про­смотрев фильм, Сталин сказал: «Со­вершенно не похоже. Но интересно». Вскоре Дикий был приглашен в Кремль, где Иосиф Виссарионович обратился к нему: «Я пригласил вас, чтобы узнать, почему вы играете ме­ня без акцента?» Актер ответил: «А я играю не вас». «Как так?» — удивился Сталин. «Я играю вашу государствен­ную функцию», — ответил Дикий. Ста­лину

Размер файла: 59 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров