Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Тургель И.Д. Курс лекций "Региональная экономика и управление". Лекция 1 Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы.

Лекция 1. Региональная экономика и управление: основные понятия и проблемы.

План

    1. основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики
    2. Территориальное районирование
    3. Экономическое пространство: понятие и структура
    4. Формы пространственной организации хозяйства и расселения
    5. Единое экономическое пространство

1. основные понятия, предмет и проблемы исследования региональной экономики

1.1. Региональная экономика и управление: место в системе образования. Региональная экономика и управление - сравнительно молодая учебная дисциплина, в советской высшей школе она не преподавалась. ее заменял курс "экономическая география", который являлся начальным циклом экономического образования, т.е. изучался до экономической теории. Однако этот курс оказался слабо связан с дисциплинами современного экономического образования (макроэкономикой и микроэкономикой), он оставлял в стороне изучение сложных проблем трансформационного периода.

Напротив, в современной экономической науке региональная экономика давно признана как самостоятельная и важная отрасль знаний. Здесь еще в советский период сформировались научные школы мирового уровня, среди которых наиболее известной и получившей мировое признание является новосибирская школа, сформировавшаяся в Институте экономики и организации промышленного производства под руководством академика гранберга.

Таким образом, в данной области знаний наметился существенный разрыв между наукой и образованием и предлагаемый курс призван в определенной степени его восполнить. Он должен стать основой для "регионализации" экономического мышления и образования будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. В идеале же региональная экономика должна занять место "третьего кита" в фундаментальной подготовке экономистов вместе с макроэкономикой и микроэкономикой.

1.2. Место региональной экономики в современной науке. Место региональной экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях. С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, она принадлежит системе экономических наук.

На Западе в 50-х годах 20 века сформировалась региональная наука (Regional Science). Идеолог и организатор - У. Айзард (W.Isard). Это синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям. Региональный ученый (Regional Scientist) может быть экономистом, географом, социологом, политологом, инженером, архитектором, юристом, психологом. Всех их объединяет один общий многоаспектный объект исследования - регионы. Для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины регионоведение, регионология, регионалистика. Важно отметить, что региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе, а также геологии, биологии, экологии и т.д.

Рассмотрим теперь вопрос о месте региональной экономики в системе экономических наук. Сложность вопроса в том, что региональная экономика имеет не только собственный предмет и объект исследования, но занимается еще и всем многообразием региональных аспектов экономической жизни общества, проникая, поэтому, и в другие области экономической науки.

В структуре экономической науки и экономического образования есть два полюса: микроэкономика и макроэкономика. Однако совмещение этих базисных наук не образует замкнутой системы. Третьим полюсом должна стать и постепенно становится региональная экономика. Тогда ядро экономической науки будет строиться как трехполюсная система: макроэкономика, микроэкономика, региональная экономика. Заметим, что неправильно воспринимать региональную экономику как некую мезоэкономику, т.е. стоящую в промежутке между макро и микроэкономикой. Это неприемлемо, так как предмет региональной экономики носит самостоятельный характер, а не является комбинацией предметов макро и микроэкономики.

1.3. Цели и предмет изучения дисциплины. Главными задачами при изучении данного курса выступают:

  • выявление роли региональных факторов в социально-экономическом развитии;
  • овладение теоретическими основами региональной экономики, методами региональных исследований;
  • выявление современных проблем регионального развития и региональной экономической политики в России;
  • анализ зарубежного опыта региональных исследований и региональной политики;
  • изучение современных методов и технологий управления социально-экономическим развитием региона.

Предмет региональной экономики сложен и многогранен. Основными составляющими предмета региональной экономики являются:

    • экономика отдельного региона;
    • экономические связи между регионами;
    • региональные системы (национальная экономика рассматривается как система взаимодействующих регионов);
    • размещение производительных сил;
    • региональные аспекты экономической жизни, включая региональные аспекты финансов, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня жизни и т.д.

1.4. Исходные понятия региональной экономики. Во всякой науке самым трудным оказывается определение исходных положений и понятий. В математике это понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в региональной экономике - понятие территории и региона.

"территория" - это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие "территория" являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории "территория", "акватория" и "аэротория" является понятие "геотория". В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином "территория".

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы. На сегодня наряду с термином "регионом" активно используется и термин "район". Возникает вопрос: регион и район - это синонимы или разные понятия? Попробуем на него ответить.

Первоначально преимущественное распространение имел термин "район", французского происхождения. Появились выражения "экономический район", "административный район". Но со временем этот термин потерял свою научную четкость, например, в таких словосочетаниях как "районная поликлиника".

Регион - это англоязычный термин. Он позднее проник в русский язык, но оказался более гибким и практически вытеснил термин "район". Далее мы будем использовать термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов, например, административный район, внутригородской район, крупный экономический район.

Что же такое "регион"? В общем смысле, регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина понятия осуществляется при выделении определенных типов регионов. Наиболее используемое определение: регион - это часть территории , обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.

Таким образом, регион как хозяйственная подсистема более сложное образование, чем отрасль, обычно объединяющая совокупность предприятий и производств, однородных в технологическом отношении. термин регион может употребляться в следующих значениях:

Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципал

Размер файла: 62.21 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров