Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Основы экономики и управления производством

Конспект лекций для технических специальностей по курсу экономики, организации и управлению предприятием охватывает сконцентрированный материал о содержании, экономических и организационных процессов на стадиях жизненного цикла товара.

Данное пособие предназначено для студентов технических специальностей  дневной и заочной форм обучения.

 

Данное пособие представляет собой электронную версию книги:

Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.  145 с.

 

   (C) Таганрогский государственный радиотехнический университет, 2000.

 

   (C) Ребрин Юрий Иванович, 2000.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Основы экономики и управления предприятием» ориентирован на ознакомление студентов с основами знаний об экономике и организации производства, о порядке нововведений в производство, о базовых понятиях менеджмента и маркетинга в производственной деятельности, а также с основами организации материально-технического и трудового потенциала предприятий (фирм).

 

Курс ориентирован на специальности, учебные планы которых предусматривают минимальное время на изучение предмета (один семестр), и потому охватывает только принципиальные и основные характеристики рассматриваемого материала в сжатом виде. По этой же причине из рассмотрения изъяты несколько тем и разделов, такие как функционально-стоимостной анализ, организация контроля качества, методы распределения товаров и ряд других. Вместе с тем по перечню приведенной литературы читатель легко может прояснить все детали интересующего его предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Предмет и задачи курса

 

2. Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны

 

3. Основные экономические элементы и показатели функционирования производственных предприятий (фирм)

3.1. Издержки производства и реализации продукции

3.2. Хозяйственные средства (имущество) предприятия

3.3.Основные средства предприятия

3.4. Оборотные средства предприятия

3.5. Основные экономические показатели деятельности предприятия

 

4. Маркетинговый подход к предпринимательской деятельности

4.1. Концепция маркетинга

4.2. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей

4.3. Рынок предприятий и поведение покупателей от имени предприятия

4.4. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара

4.5. Товары. Товарные марки. Упаковка. Услуги

4.6. Стратегия  разработки новых товаров

 

5. Организация цикла создания и освоения новых товаров

5.1. Структура цикла создания и освоения новых товаров

5.2. Сокращение сроков создания и освоения новых товаров. Задачи и методы

 

6. Научно-техническая подготовка производства

6.1. Научно-исследовательские работы (НИР)

6.2. Опытно-конструкторские работы (ОКР)

6.3. Оценка эффективности НИР и ОКР

6.4. Рыночные испытания товаров (пробный маркетинг)

6.5. Техническая подготовка производства

 

7. Производственный процесс и типы производств

7.1. Производственный процесс и принципы его организации

7.2. Типы производств и их технико-экономическая характеристика

7.3. Производственная структура предприятия

7.4. Производственный цикл и его структура

 

8. Сущность, цели и задачи менеджмента

8.1. Функции и методы управления

8.2. Организационные структуры управления

8.3. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

 

9. Организация и управление материально-техническим и трудовым потенциалом предприятия (фирмы)

9.1. Организация инструментального хозяйства

9.2. Организация ремонтной службы предприятия

9.3. Организация энергетического хозяйства предприятия

9.4. Организация  транспортного хозяйства предприятия

9.5. Организация складского хозяйства предприятия

9.6. Организация материально-технического снабжения предприятия (МТС)

9.7. Нормирование труда и определение  потребностей в рабочих и специалистах на предприятии

9.8. Заработная  плата и основные принципы ее организации

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: ТРТУ, 1997.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 1995.

3. Корсаков М.Н. Экономика предприятия. Таганрог: ТРТУ, 1995.

4. Литовских А.М. Финансовый менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 1999.

5. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

6. Корнухин М.Г., Любинецкий Я.Г., Майданчик Е.И. Жизненный цикл и эффективность машин. М.: Машиностроение, 1989.

7. Омаров А.М. Экономика производственного объединения (предприятия). М.: Экономика, 1985.

8. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения. М.: Высшая школа, 1979.

9. Организация, планирование и управление предприятием радиоэлектронной аппаратуры / Под ред. И.Е.Куксина и С.В. Моисеева. М.: Машино­строение, 1979.

10. Организация, планирование и управление предприятиями электрон­ной промышленности / Под ред. Стуколова. М.: Высшая школа, 1976.

11. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. М.В.Бестужева-Лада. М.: Мысль, 1982.

12. Разумов И.М. и др. Организация, планирование и управление пред­приятием машиностроения. М.: Машиностроение, 1982.

13. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) / Под ред. Г.А.Егиазаряна и А.Д Шеремета. М.: Экономика, 1985.

14. Основы управления / Под ред. В.П.Радукина. М.: Высшая школа, 1986.

15. Борманн Д., Воротина Л., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992.

16. Градов А.П. Маркетинг как стратегия предпринимательской деятельности. Л.: ЛГТУ, 1991.

17. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Под ред. Сажинова Ю.А. М.: Мысль, 1990.

18. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Экономика, 1990.

19. Эванс Дж.М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.

20. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр, 1982.

21. Современный маркетинг / Под ред. В.Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.

22. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Международные отношения, 1991.

23. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: изд-во 1992.

24. Экономика машиностроительного производства. Учебник для вузов / Под ред. И.Э.Верзина и В. Калинина. М.: Высшая школа, 1988.

25. Герике Р. Контроллинг на предприятия. Берлин, АБУ-Консультант, 1994.

26. Брусницын Ю.В. Методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов на тему "Экономическое обоснование инженерных разработок". Таганрог: ТРТИ, 1993.

27. Бакаев Н.А., Синиченко З.И., Медведев В.П. Методические вопросы технико-экономического анализа. Таганрог: ТРТИ, 1984.

28. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Москва: ИНФРА.М-НОРМА, 1996.

29. Гражданский кодекс Российской федерации. Ч. 1 и 2. М.: СПАРК, 1996.

30. Кобринский Н.Е., Майминас Е.З., Смирнов А.Д. Экономическая кибернетика. М.: Экономика, 1982.

31. Попов Г.Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985.

1. Предмет и задачи курса

Курс "Основы экономики и управления предприятием" предусматривает введение в изучение таких дисциплин, как экономика предприятия, маркетинг, управление и организация производства.

Содержание курса ориентировано на непосредственную связь с этапами жизненного цикла товара – последовательность действий по его зарождению, производству и использованию (эксплуатации, потреблению и утилизации). Этапы жизненного цикла товара приведены на рис.1.1.

Рис. 1.1. Этапы жизненного цикла товара

Важнейшими направлениями в изучении предмета являются экономическая и организационная направленность действий по управлению процессами создания, освоения и производства новой техники и товаров с целью совершенствования маркетинговой политики, а также рыночных отношений между производственными организациями и потребителями.

К задачам настоящего курса относится изучение основных сфер деятельности производственных машиностроительных и приборостроительных предприятий и подготовка специалистов-инженеров к принятию решений в области маркетинга, организации и управления созданием и производством  продукции на основе экономических знаний применительно к конкретным рыночным условиям.

 

2. Производственная организация, предприятие, фирма – ключевой компонент хозяйственного потенциала страны

Сущность производственной организации и ее роль в обществе. Наиболее крупным элементом государственного хозяйства с экономической, технической и социальной точек зрения является производственный потенциал, выступающий в виде предприятий, фирм и т.д. Содержательная сторона деятельности таких организаций крайне многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. Являясь частью этого общества, производственные организации и их члены сами подвержены процессам общественных изменений. Поэтому производственные организации и их влияние на общество можно рассматривать во многих аспектах. В рамках нашего курса выделим важнейшие из них.

Сама по себе производственная организация как сложная система, выступает в виде:
- юридически (законодательно) оформленного субъектно-объектного органа;
- хозяйственного объекта;
- социального организма;
- организационной структуры;
- пространственно-технического организма.

Как целостная система, объект и субъект различных взаимоотношений производственная организация выступает в качестве юридического лица, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, осуществляет имущественные права и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Как подсистема государственного (или мирового) хозяйства производственная организация может рассматриваться как представитель определенной отрасли хозяйства, типа производства регионального или государственного уровня.

Как система со сложной внутренней структурой производственная организация может выступать в виде организационной, производственной, технической, функциональной и иного вида структур, характеризующих взаимодействие многообразных факторов и элементов организации для достижения ее целей.

Производственные организации выделяются среди других организаций целым рядом особенностей.

Во-первых, являясь генератором общественного богатства, они - основной поставщик материальных благ.

Во-вторых, именно производственные организации решили одну из ключевых задач развития человеческого общества: они осуществляют расширенное воспроизводство, что позволяет не только накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности (за счет полученной прибыли), но и качественно преобразовывают их т.е. по существу предоставляют саму возможность для развития общества.

В-третьих, фирмы, осуществляя свою хозяйственную деятельность, являются основным «донором» государства, направляя в казну налоговые платежи, которые используют для решения общенациональных и региональных задач.

В-четвертых, выплачивая заработную плату своим работникам, дивиденды акционерам, выступая в качестве продавца и покупателя на рынке предприятий, они формируют покупательную способность



Размер файла: 1.43 Мбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров