Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Блуждающие звезды национализма

Націоналізм: Антологія / Упорядники О. Проценко, В. Лісовий. Київ: Смолоскип, 2000. - 872 с.

Андрей Окара

Украинское издательство "Смолоскип" ("Факел"), известное публикацией книг филологической и общественно-политической направленности, мемуаров украинцев США и Канады, легендарным пятитомником Мыколы Хвылевого, а также интересом к творчеству молодых украиноязычных поэтов и прозаиков, недавно в подлинном смысле слова осчастливило украинских гуманитариев, политиков и политологов выходом объемной (872 крупноформатные страницы!) антологии "Націоналізм". Издание осуществлено в рамках основанной полтора года назад тематической серии "Політичні ідеології", в которой в 1998 г. уже вышла 600-страничная антология мировой консервативной мысли; готовятся к изданию тома, посвященные либерализму и социал-демократии. Кроме того, по проблемам нации и национализма в Киеве на украинском языке в последние годы в полном объеме вышли в свет книги Энтони Смита "Національна ідентичність" и Бенедикта Андерсена "Уявлені спільноти".

Возможно, именно большие антологии переводных текстов по различным гуманитарным наукам и есть то "золотое сечение" украинского интеллектуального пространства, которое, с одной стороны, может "потянуть" за собой национальное книгоиздание (ведь перевести на украинский язык все необходимые книжки, часто рассчитанные на специалистов , нереально); с другой стороны, как-то решается проблема заполнения "белых пятен" и создается панорамная, более-менее полная картина актуальной мировой научной мысли.

Изданная антология чрезвычайно важна для украинских интеллектуалов по нескольким причинам. Во-первых, это неплохой подбор современных текстов по нациологии. Во-вторых, на Украине, где у большинства населения размыта национальная идентичность и в настоящее время продолжается процесс "национализации" - формирования современной украинской политической нации, - любые рефлексии на сей счет (научные, политические, метафизические) имеют огромное влияние на процесс национального строительства. Субъекты процесса украинского нациогенеза (прежде всего, национальная политическая и культурная элита) находятся как бы внутри исповедуемой ими идеологии, поэтому теории типа "Воображаемых сообществ" Бенедикта Андерсена способны создать новый "угол зрения" и иметь отрезвляющее, "остраняющее" воздействие. Напомню, что Бенедикт Андерсен рассматривает нации прежде всего как социальные сообщества, консолидированные не столько на объективной основе - этнического происхождения или культуры и языка, - сколько на основе субъективной тождественности сообщества национальному мифу, созданному элитой.

Украинская культура и национальная идентичность в XIX-XX веках развивались в ситуации, когда в общественном сознании явно доминировал этнонационализм и примордиализм - представление о том, что украинцы, как и другие народы, существовали и всегда будут существовать практически в неизменном виде (отсюда, в частности, произрастает примордиалистская уверенность в исключительно украинской национальной природе Киевской Руси, в украинском происхождении князя Владимира, Ярослава Мудрого и т.д.).

Иной, "альтернативистский", подход к пониманию природы нации исходит из представления о ней как о потенции, а не как об априорной данности. Тех или иных наций могло и не быть вовсе, но они появились. Или наоборот - предпосылки к формированию или обособлению некоторых национальных сообществ существовали, но так и не реализовались. Например, немцы, австрийцы и немецкоязычные швейцарцы считают себя самостоятельными народами. Если бы история сложилась иначе, великорусы, украинцы и белорусы могли бы стать единым народом, но этого также не произошло. Напротив, при определенных условиях современные великорусы могли быть не одним единым народом, а, как минимум, тремя (северовеликоруссы, южновеликоруссы и казаки, сибиряки), украинцы - двумя (восточные украинцы и галичане). Но великорусы являются одним народом благодаря наличию мощнейшего консолидирующего фактора - российского государства. Украинцы составляют всё-таки один народ благодаря активной деятельности украинской интеллигенции на рубеже XIX-XX веков по "собиранию нации" - пропаганде концепции "Соборной Украины" (одним из главных "архитекторов" этого процесса был историк и первый президент Украины Михаил Грушевский). В середине XX века единство украинцев отчасти упрочилось благодаря объединению большинства украинских земель в пределах одного государства (как бы кому это не нравилось, но именно Сталин и его режим могут считаться главными собирателями Украины и организаторами депортации поляков из Гал

Размер файла: 15.77 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров