Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАУКУ

Оглавление
Предисловие    
Глава 1. Политология как самостоятельная научная дисциплина    
1.1. Общая характеристика проблемы    
1.2. Предмет и место политической науки в системе социальных и
гуманитарных наук    
1.3. Античные корни политической науки    
1.4. Формирование зачатков политической науки    
1.5. Формирование и институционализация политической науки    
1.6. Две тенденции в развитии политической науки    
1.7. Политическая наука после второй мировой войны    
1.8. Сравнительная политология    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 2. Гражданское общество: политологический аспект    
2.1. Трактовка понятия "гражданское общество" в античности    
2.2. Формирование современной идеи гражданского общества    
2.3. Гегель и марксизм о гражданском обществе    
2.4. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные элементы
2.5. Принцип разделения различных сфер общественной жизни    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 3. Государство и власть как осевые элементы мира
политического    
3.1. Общая характеристика мира политического    
3.2. Государство и власть как основополагающие категории политического    
3.3. Место государства в мире политического    
3.4. Проблема отношения нации и государства    
3.5. Суверенитет и закон    
3.6. Власть и монополия на законное насилие    
3.7. Государственно-административный аппарат и бюрократия    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 4. Политическая система    
4.1. Системный подход или политическая система?    
4.2. Опыт типологизации политических систем    
4.3. Политические режимы    
4.4. Территориально-политическая организация государственно-политической системы
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 5. Демократия и принципы правового государства
5.1. Понятие "демократия": истоки и содержание    
5.2. Основные принципы и установки демократии    
5.3. Недостатки и достоинства демократии    
5.4. Конституционные основы демократии    
5.5. Основные характеристики правового государства    
5.6. Либерально-демократические режимы    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 6. Партии и избирательные системы
6.1. Основные вехи формирования партий
6.2. Идея и принцип представительства
6.3 Роль и функции партий в политической системе
6.4. Партии и заинтересованные группы
6.5. Опыт типологизации политических партий
6.6. Особенности межпартийной конкуренции
6.7. Новейшие тенденции в эволюции партий
6.8. Избирательный процесс: механизмы и процедуры
6.9. Избирательная кампания
6.10. Основные типы избирательной системы.
6.11. О перспективах развития партийной системы в России.
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 7. Проблема экспансии демократии    
7.1. Что понимается под экспансией демократии?    
7.2. Соотношение рыночной экономики и демократии    
7.3. Демократия как народовластие    
7.4. Совместима ли демократия с незападными культурами?    
7.5. О выживаемости и управляемости демократии в незападном мире    
Вопросы и задания для самопроверки
Глава 8. Политические системы диктаторского типа
8.1. Типологизация диктаторских систем
8.2. Типологизация тоталитарных режимов
8.3. Аннигиляция традиции
8.4. Тоталитарные перевоплощения интернационализма и национализма
8.5. Политический и идеологический монизм
8.6. Террор как сущностная характеристика тоталитаризма
8.7. Тоталитарный человек и государство
1.8. Редукционизм и апофеоз конфронтационности
Вопросы и задания для самопроверки
Г лава 9. Перспективы российской государственности (национально-
территориальный аспект)    
9.1. Россия в реальностях распада СССР    
9.2. Проблема самодостаточности России как единого сообщества народов    
9.3. Унитаризм или федерализм?    
9.4. От унитаризма к подлинному федерализму
Вопросы и задания для самопроверки     
Глава 10. Система международных отношений    
10.1. Основные составляющие системы международных отношений    
10.2. Важнейшие функции международных отношений    
10.3. Основные вехи формирования и эволюции геополитики    
10.4. Территориальный императив    
10.5. Роль средств транспорта и коммуникации в формировании современного миропорядка
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 11. Средства массовой информации и политика    
11.1. Место о роль средств массовой информации в политике    
11.2. Тенденции воздействия СМИ на общественное мнение    
11.3. Что такое теледемократия?    
11.4. Взаимоотношения СМИ и властных структур    
11.5. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга    
11.6. СМИ и опросы общественного мнения    
11.7. Театрализация политического процесса    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 12. Политическая философия    
12.1. Общая характеристика проблемы    
12.2. Предпосылки формирования политической философии в Новое время    
12.3. Институционализацвя политической философии    
12.4. Что есть политическая философия?    
12.5. Политическая теория    
12.6. Политическая идеология    
12.7. Политическая онтология    
12.8. Политическая аксиологяя    
12.9. Понятие политической парадигмы    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 13. Либерализм    
13.1. Истоки либерализма    
13.2. Классический либерализм    
13.3. Переоценка ценностей и формирование нового либерализма    
13.4. Кризис или возрождение либерализма?    
13.5. Либерализм на пути к обновлению    
13.6. Дилеммы либерализма в социально-экономической сфере
13.7. Проблемы государства, власти и демократии в либерализме
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 14. Консерватизм    
14.1. Сущностные характеристики консерватизма    
14.2. Новейшие течения консерватизма    
14.3. В чем состоит новизна современного консерватизма?    
14.4. Социокультурный и религиозный аспекты консервативного мировоззрения
14.5. Проблемы свободы, демократии и государства в трактовке консерватизма
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 15. Социал демократизм    
15.1. Идейные истоки социал-демократии    
15.2. Возникновение демократического социализма    
15.3. Демократический социализм в послевоенный период .    
15.4. Новые явления в социал-демократии    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 16. Политическая культура    
16.1. Возникновение концепции политической культуры    
16.2. Что такое политическое сознание?    
16.3. Политическая социализация    
16.4. Составные элементы политической культуры    
16.5. Политическая символика    
16.6. Религиозный аспект политической культуры    
16.7. Типологизация политической культуры    
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 17. Антиномии между авторитаризмом и демократией в политической культуре России
17.1. Сущностные характеристики политической культуры России    
17.2. Антиномичность российского менталитета    
17.3. Российский путь к демократии    
Вопросы в задания для самопроверки    
Глава 18. Этика и политика    
18.1. Важнейшие трактовки проблемы    
18.2. Политика между профессионализмом и моралью    
18.3. Антиномии равенство - свобода, реальное - идеальное
18.4. "Моральный компромисс" как категорический императив политической этики
Вопросы и задания для самопроверки    
Глава 19. Методология познания мира политического    
19.1. Рационализм и позитивизм в политической науке    
19.2. Возрождение политической теории    
19.3. В чем состоит научность политической науки?    
19.4. Политическая символика и политико-культурный подход    
19.5. Объяснение или понимание    
19.6. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании    
19.7. Системность политической науки    
19.8. Сравнительный метод    
19.9. Язык в понятийно-категориальный аппарат политической науки
Вопросы и задания для самопроверки
Литература

Предисловие
Политика - это один из основополагающих аспектов человеческого существования, одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек в той или иной форме или степени имеет дело с политикой, будь то в каком-либо государственном учреждении, предприятии, общественной организации, школе, церкви, разного рода клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д. Сами понятия "политика" и "политическое" характеризуются крайней многозначностью. Например, говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы и, как отмечал М.Вебер, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Поэтому очевидно, что выделение и изучение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений представляет собой трудную, но весьма актуальную задачу. Особенно возрастают роль и значение политики в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации и т.д. Именно такой период кардинальных изменений переживает в настоящее время наша страна. Очевидно, что для ее духовного и интеллектуального возрождения особую актуальность приобретают переосмысление и перестройка всей системы социальных и гуманитарных наук, среди которых достойное место занимает политология, изучающая мир политического.
Можно сказать, что перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирования как новой для нас и в то же время самостоятельной социальной и гуманитарной дисциплины. Какое содержание вкладывается в понятия "политология", "политическая наука", "политическое"? Это отнюдь не праздный вопрос, особенно если учесть, что у нас еще не определены конкретные границы, круг проблем, вопросов, институтов и явлений, в совокупности составляющих предмет исследований политической науки. В настоящее время во всех индустриально развитых странах политология занимает важное место в системе обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствуют неиссякаемый и возрастающий поток литературы и множество специальных политологических журналов, издаваемых почти во всех странах Запада. Об этом же свидетельствуют разного рода общенациональные и региональные профессиональные организации политологов, наиболее известными из которых являются Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Подобные общенациональные ассоциации существуют в той или иной форме в большинстве крупных и малых стран Запада. В 70-х годах Советская ассоциация политических наук была организована и у нас в стране. После второй мировой войны (в 1949 г.) при содействии ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая координирует политологические исследования на международном уровне.
Значимость, масштабы и круг затрагиваемых политологией проблем огромны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в США в настоящее время она насчитывает 26 самостоятельных областей специализации. Большое внимание ей уделяется в системе высшего образования. На Западе трудно назвать сколько-нибудь крупный университет или гуманитарный институт, где не функционирует кафедра или центр политологии. Существенное место политологии отводится в учебных программах средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Более того, во многих школах индустриально развитых стран ученики старших классов реализуют получаемые на уроках политологические знания в повседневной школьной и внешкольной жизни. Например, выборы классного старосты или руководителя организации бойскаутов проводятся по всем правилам избирательных кампаний по выборам представителей местного или более высокого уровня власти.
Такие и подобные им мероприятия призваны вырабатывать в подрастающем поколении навыки участия в политической жизни, что помогает им лучше разобраться в тонкостях и перипетиях политических дискуссий, споров, баталий и т.д., оказывающих немаловажное влияние на положение дел в стране.
Приступая к исследованию любой социальной или гуманитарной дисциплины, исследователь сталкивается с множеством самых разнообразных вопросов: что это за дисциплина? Каковы ее содержание, предназначение и функции? Чем она занимается? Каков предмет ее исследования? Какое место она занимает среди других обществоведческих наук? и т.д. Такие вопросы приобретают особую актуальность в отношении политологии как новой для нас научной и учебной дисциплины. Поиски правильных ответов на них важны не сами по себе, они позволяют понять политические реальности современного мира. Здесь нужно подчеркнуть, что политология как самостоятельная дисциплина у нас только начинает создаваться. Поэтому всякое построение в данной области не может не носить поисковый характер и его правильность должна быть проверена в процессе дальнейших исследований.
Предлагаемый курс политической науки предназначен, прежде всего, преподавателям и студентам гуманитарных факультетов вузов, а также всем тем, кто интересуется проблемами политики и мира политического в целом. Он призван помочь читателю разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества и общественного развития, как гражданское общество, правовое государство, политика, политическая система и ее формы, демократия и тоталитаризм, политическая культура и т.д. Автор надеется, что в книге читатель найдет ответы на большинство вопросов, связанных с этими проблемами. И еще, что очень важно, - книга поможет читателю освободиться от идеологических шор и по-новому взглянуть на реальности современного мира и соответственно правильно понять их.

Глава I
Политология как самостоятельная научная дисциплина
Вычленение любой научной дисциплины предполагает определение, прежде всего круга тем и проблем, составляющих в совокупности предмет ее исследования. Важно сформулировать ее цели и задачи, установить, чем она отличается от других социальных и гуманитарных дисциплин, и какое реальное место занимает в системе этих дисциплин. Невозможно представить любую научную дисциплину без более или менее четко сформулированных методологических принципов, собственного арсенала методов и приемов систематизации и анализа материалов, а также понятийно-категориального аппарата.
1.1. Общая характеристика проблемы
Что же такое политология или политическая наука? Какое место она занимает среди остальных социальных и гуманитарных наук?
К настоящему времени еще нет общепринятого определения политической науки. Исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Например, американский исследователь Д.Истон характеризует политическую науку как "исследование способов, которыми принимаются решения для общества". По его словам [108, с. 14]:
политические ученые интересуются всеми теми действиями и институтами в обществе, более или менее непосредственно связанными со способами, которыми принимаются и осуществляются властные решения, и последствиями, которые они могут вызвать.
Таким образом, Истон называет лишь институты, действия и способы принятия решений. Однако политическое отнюдь не сводится только к этим элементам.
Также узостью толкования страдает и формулировка, предложенная французской исследовательницей М.Гравитц [54, с. 190]:
Политическая наука изучает то, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и идеи, приводящие в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. Можно сказать, что в предмете политической науки переплетены идеи, институты, люди.
Только ли эти последние? Разумеется, нет, и в этом читатель убедится по мере освоения материала данной книги.
Итак, что же понимается под политологией, или политической наукой, какое содержание вкладывается в данное понятие? Чтобы ответить на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо определить круг тем и проблем, в совокупности составляющих предмет изучения данной дисциплины. Для этого нужно выяснить содержание понятий "политическое", "мир политического", "политическая сфера" и т.д. А эта проблема в значительной мере конкретизируется как проблема вычленения границ между миром политического и другими подсистемами человеческого общежития. Невозможно определить политическое, не ответив на вопрос о характере и типе соответствующего общества. Неслучайно этапы формирования политической науки в целом соответствовали этапам осознания людьми политики как самостоятельной сферы человеческой деятельности.
Как правило, каждая из социальных и гуманитарных дисциплин призвана изучать самостоятельную более или менее четко очерченную сферу общественной жизни. Собственную сферу имеет и политическая наука. Остановимся на этом вопросе более подробно.
1.2. Предмет и место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук
В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономико-хозяйственная, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации общей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. Эта проблема более подробно анализируется в гл. 2. Здесь отметим лишь то, что в соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 1.1, где А - социальная, В - духовная, С - политическая и О - экономическая сферы или подсистемы.
C




A                B





D
Рис 1.1
Руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, учитывая, что каждая из них призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. Тогда А - социальные науки, группирующиеся вокруг социологии; В - науки о духе (философия, культурологи я, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствоведение и т.д.); С - политические науки и D - экономические науки. Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин. Проведение классификации социальных и гуманитарных наук связано с трудностями определения места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, более или менее точного выявления сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем.
Собственно политология первоначально сформировалась как дисциплина, призванная изучать предназначение и функции государственных и политических феноменов, институтов, процессов. В современном толковании предметом ее исследования является мир политического в его тотальности и многообразии, все то, что охватывается понятием "политическое". Совокупность проблем, которыми занимаются политологи, можно сгруппировать в три крупных раздела. Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д. Здесь речь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них. Эти блоки равнозначны, поскольку идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее в свою очередь - без конкретных политических институтов.
Политические феномены, несомненно, представляют интерес, прежде всего в том состоянии, в котором они находятся в данный момент. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом и т.д. Но такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Поэтому политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В этом контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д.
Главными объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений - экономическое, социокультурное, философское, социально-психологическое, структурное, функциональное и т.д. Каждое из указанных измерений обладает собственными характеристиками, нормами и функциями. Поэтому задача политической науки гораздо шире государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего юридически-правовые аспекты данной проблемы. Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения в первую очередь как социальные феномены, как институты политической организации общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса.
Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких обществоведческих дисциплин: истории, правоведения, истории дипломатии, социологии и отчасти философии. Естественно, значительное внимание этим проблемам традиционно уделяется и в политической науке. Дело в том, что государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельной страны, но и как носитель государственного суверенитета на международной арене, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Данный факт имеет особую актуальность в наши дни, когда усиливаются интеграционные тенденции во всех сферах жизни разных государств и народов, регионов и континентов, когда международная система приобретает действительно всемирный характер, а международные отношения - поистине глобальные масштабы.
В этом контексте политология призвана проанализировать основные параметры определения международных отношений как единой системы со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии - изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. Соответствующее место в политических исследованиях должно быть отведено деятельности региональных и всемирных организаций, составляющих важные звенья системы жизнедеятельности мирового сообщества.
Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности является политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения - такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д.
Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Это вполне объяснимо, если учесть, что мир политического не может существовать в изоляции, он тесно переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие гуманитарные дисциплины в свою очередь претендуют на те или иные сферы мира политического.
Политологам приходится конкурировать за сферу интересов с философами, социологами, историками, претендующими на право заниматься изучением политики. Интегрируя отдельные аспекты указанных дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и является междисциплинарной наукой. Большой интерес представляет вопрос о соотношении политологии и истории. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э.Фримэн не без определенных оснований, говорил: "История - это прошлая политика и политика - это сегодняшняя история". И не удивительно, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной взаимосвязи с историей. Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах. Но это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами. Для подтверждения сказанного сравним задачи и функции историка и политолога. Как отмечает испанский исследователь А.Гарсиа [114],
... историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью.
Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: "Сова Минервы начинает свой полет с наступлением сумерек". И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать данный факт, как бы наблюдая его со стороны. В этом смысле положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже завершившимися историческими феноменами и фактами. А объектом интереса политолога являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц. Политолог, будучи одним из таких лиц, не способен в полной мере стать над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. С этой точки зрения для политолога, образно говоря, сумерки еще не наступили и соответственно его сова в полной мере еще не готова к вылету.
Особенно актуален и значим вопрос о соотношении и разграничении политологии и социологии. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического - политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается, что крайне трудно, если не невозможно, определить, где именно на линии АС (см. рис. 1.1) кончается социальная и начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией.
Очевидно, что существует комплекс институтов, феноменов, отношений, однозначно относящихся к гражданскому обществу (семья, группа, социальные слои, классы и т.д.) и к миру политического (парламент, правительство, государственно-административный аппарат и т.д.). Но некоторые институты могут рассматриваться как несущие конструкции или составные элементы одновременно и гражданского общества, и подсистемы политического. В этом смысле особенно показательно положение политических партий. Имея своей социальной базой различные группы, слои, классы и т.д., они коренятся в гражданском обществе. В то же время их главная задача состоит в том, чтобы группировать, кристаллизовать разнородные конфликтующие интересы в гражданском обществе и, представляя их во властных структурах, трансформировать в соответствующий политический курс в системе законодательной и исполнительной властей.
Этот пример показывает, что между гражданским обществом и миром политического существует некое промежуточное пространство, от которого во многом зависят жизнеспособность и эффективность функционирования обеих подсистем. Следует отметить, что в гражданском обществе коренятся социально-экономические, социокультурные, этнонациональные, религиозные, образовательные и иные факторы, которые в совокупности составляют социологические основы политики. Очевидно, что ни политическая наука, ни социология не вправе претендовать на исключительную монополию на данный блок проблем. Выход из такой антимонии был найден в процессе формирования новой самостоятельной научной дисциплины - политической социологии, объект исследования которой - институты, механизмы, процессы, действующие на стыке между гражданским обществом и миром политического.
Главное отличие политологии от политической социологии состоит в том, что последняя имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур в обществе, с факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентации и умонастроения широких масс населения, механизмы отражения социального плюрализма в политической сфере и т.д. Как отмечали Р.Бендикс и С.М.Липсет [93, с. 80],
...в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социология исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти.
Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и дезфункциональных аспектах политики. В центре внимания политической социологии находится социологическое измерение политических феноменов. Она интересуется особенностями социальной стратификации, тем, как это сказывается на политической организации. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Главная ее задача на макроуровне - исследование социальных основ власти и социальных конфликтов, их проявление в поведении людей и влияние на политические институты, а также обратное влияние этих последних на социальные реальности. Микросоциологический подход концентрирует внимание на конкретных политических институтах как социальных организациях, их структурах и отношениях с другими организациями, типах руководства, механизмах и способах разрешения конфликтов и т.д.
Политическая социология ищет ответы на вопросы: как избиратели голосуют на разнообразных выборах? Какие факторы оказывают влияние на их выбор - возраст, пол, социальный статус, место жительства, профессия, уровень дохода, образовательный уровень и т.д.? Какие факторы влияют на изменение позиций избирателей? Какое воздействие на политическое поведение оказывают пропаганда и средства массовой информации? Во всех этих аспектах политическая социология концентрирует внимание на институтах, организациях, процессах и т.д., действующих на стыке гражданского общества и мира политического.
Если снова обратиться к рис. 1.1, то обнаружится, что на линии ВС положение оказывается еще более сложным и запутанным, чем на линии АС. И действительно, где на этой линии кончается духовная сфера и где начинается мир политического? Попытаемся объяснить это на конкретном примере. В качестве центрального субъекта мира политического выступает человек. Однако человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и одновременно духовным, социокультурным, политико-культурным, морально-этическим и т.д. Было бы напрасным трудом пытаться провести некие линии разграничения между различными ипостасями, в которых одновременно выступает человек. Очевидно, что, обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии и т.д., а последние в свою очередь - в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы и вправе вести разговор о политической философии, политической антропологии, политической психологии, политической этике, политической культуре как особых областях исследования и с определенными оговорками как о самостоятельных дисциплинах или разделах политической науки.
Политическая философия представляет собой отрасль или подраздел философии, имеющей своим объектом изучения и трактовки сферу политического. Ее задача - установление в политике добра и зла, справедливого и несправедливого, совершенного и несовершенного, подлежащего сохранению или изменению, одобрению или осуждению и т.д. Если философия призвана постичь природу вещей вообще, то цель политической философии - понимание природы политических вещей. Этот аспект более подробно будет рассмотрен при анализе мировоззренческого измерения политики (гл. 12).
Политическая психология призвана изучать роль установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок и т.д. Зачинателем политической психологии считается Г.Ласуэлл, который в 1930 г. опубликовал книгу "Психология и политика", а в 1950 г. в соавторстве с А.Капланом - книгу "Власть и общество". Особенно сильный толчок политическая психология полуxила в связи с развертыванием после второй мировой войны так называемой бихевиористской революции (об этом см. ниже).
Антропология имеет естественно-научный и гуманитарный аспекты- именно в этом последнем смысле и говорят о культурной, философской, политической и других антропологиях. Традиционно под политической антропологией понимают дисциплину, занимающуюся системами и институтами управления этнических сообществ, особенно в развивающихся и примитивных обществах (большей частью незападных). Область ее интересов - связи политического

Размер файла: 1.2 Мбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров