Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Владимир Лисичкин, Леонид Шелепин. ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА

ПРЕДИСЛОВИЕ


         Проблема информационной войны вызывает в нашей стране все возрастающий интерес. Это война нового типа, объектом которой является сознание людей. Она основана на возможности управления и манипулирования общественным сознанием, подчинения воли человека. И это чаще всего происходит неосознанно для тех, кто подвергается информационно- -психологическому воздействию.
         Авторы настоящей книги длительное время занимались вопросами прогнозирования и экологии, а также экологической угрозой, нависшей над нашей планетой, о чем подробно написано в монографии "Закат цивилизации или движение к ноосфере. Экология с разных сторон", Москва, ИЦ-ГАРАНТ, 1997.
         Однако в последнее время авторы пришли к выводу, что сейчас главной непосредственной опасностью для человечества является информационное оружие, которое меняет сознание людей, заставляет их неадекватно воспринимать реальность, жить в мире иллюзий и совершать гибельные для себя поступки.
         Данная работа опирается на обширный фактический материал и подробно рассказывает о методах информационно-психологического воздействия, о перипетиях 50-летней информационной войны против СССР, о катастрофе, постигшей наш народ и, главное, об изменении общественного сознания, когда массы людей живут не в реальном мире, а в мире иллюзий, создаваемых и привносимых извне.
         Эта книга - предупреждение. Необходимо осознать природу и технологии информационной власти над людьми, бесконтрольность которых может привести не только к массовому истреблению отдельных народов, но и к гибели современной цивилизации в целом. А для отпора информационной агрессии необходимо прежде всего понимание сути происходящих событий.

ВВЕДЕНИЕ


         Недавно исполнилось 50 лет с начала Третьей мировой информационнопсихологической войны. 18 августа 1948 года Совет национальной безопасности США утвердил директиву 20/1 "Цели США в отношении России". Эта директива несла с собой войну качественно нового типа, где оружием служит информация, а борьба ведется за целенаправленное изменение общественного сознания. Задача заключалась во внедрении в общественное сознание таких ложных представлений об окружающем мире, которые позволили бы в дальнейшем манипулировать как населением страны, так и ее правящей элитой.
         В предлагаемой книге делается попытка последовательного изложения событий информационно-психологической войны, результатом которой стали разгром и расчленение СССР. В этой войне использовались не танковые атаки, не бомбардировки с воздуха, а непрерывная серия ударов по общественному сознанию. В наше время уже не только "бытие определяет сознание", сколько в гораздо большей степени непосредственное воздействие на него, управление сознанием. События этой войны происходили как бы за кадром, их истинный смысл не осознавался окружающими. Многие даже не поняли, что с ними произошло, все случилось как бы помимо их воли. Только сейчас начинают вырисовываться общие контуры информационной войны. В такой войне воздействие на сознание людей проводится как извне, так и изнутри страны, причем именно последнее имеет решающее значение. Когда шла Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) и четыре колонны генерала Франко наступали на Мадрид, то главную роль в его падении сыграли агентура и сторонники генерала в самом городе, которые получили название "пятая колонна". Пятой колонной во время Второй мировой войны называли фашистскую агентуру в различных странах. Основу пятой колонны в СССР послевоенного времени составляли люди, работавшие и обслуживающие идеологическую сферу, которая непосредственно влияла на общественное сознание. После 1948 года они занимают господствующие позиции, а в пятидесятые годы окончательно закрепляются. В книге для их обозначения используется термин "идеологи КПСС", поскольку ведущая часть идеологической сферы СССР осознанно или нет участвовала в борьбе против нашей страны.
         Хотя термин "идеологи КПСС" и вызовет определенные возражения, в частности у ряда членов КПРФ, тем не менее он соответствует реальному положению вещей и означает организацию касты жрецов - идеологов, прикрывавших свои действия "марксизмом-ленинизмом", а на деле наносивших удары по собственной стране в координации с Западом. Многим их действия казались в то время странными, бессмысленными, но последовательный анализ позволил определить их истинный скрытый смысл.
         Если США опирались в информационной войне на крупномасштабные научные разработки, детально изучали методы воздействия и характеристики общественного сознания, то в СССР не было даже настоящего понимания сути происходящего. Специалисты КГБ были поставлены в такие условия, что не могли действовать на решающих участках информационной войны (частично об этом говорится в мемуарах генерала КГБ В. Широнина /1/). Честные люди в руководстве страны (как следует например из мемуаров Е. К. Лигачева /2/ и Н. И. Рыжкова /3/) не ориентировались в реальных механизмах и эффективности применяемых средств информационной войны и фактически приняли навязанные им Западом правила игры. Для характеристики ситуации приведем только один пример. Идет 1990 год, когда на заключительном этапе информационной войны все действия СМИ четко скоординированы, запрограммированы и направлены на дезинформацию населения. Глава правительства Н. И. Рыжков пишет о сложившейся ситуации /3/:
         "Как же труден путь честной политики в стране, где целые пласты народа не научены и даже отучены мыслить самостоятельно по вопросам экономики, политики, идеологии. Как еще много людей, не способных за яркой словесной оберткой увидеть историческую фальшь, теоретическое убожество, неприкрытый популизм! Никого не виню в этой интеллектуальной инфантильности, а лишь думаю, сколько труда еще предстоит положить обществу, чтобы воспитать поколения, которые никто, никакие политические наперсточники не сумеют обмануть и повести за собой в никуда, в пропасть".
         Но ведь проблема не в людях, а в тотальной информационной войне, жертвами которой они стали. К концу 80-х годов страна была подведена к порогу разрушения. У многих людей возникло понимание или, лучше сказать, предчувствие надвигающейся трагедии, но предотвратить ее, организовать отпор они были бессильны, поскольку не располагали знаниями о методах и способах манипуляции общественным сознанием и не могли адекватно оценить обстановку. В завершающей стадии использовалась мощная концентрация средств воздействия на общество. Информационная война была проиграна.
         После того, как сверхдержава - Советский Союз - и весь социалистический лагерь рухнули, происходят трагические перемены. На территории России (и практически всего бывшего СССР) более чем наполовину разрушена современная промышленность, в значительной мере уничтожен когда-то блестящий научно - технический потенциал, большинства населения нищает, идет массовое вымирание людей (убыль составила 8 млн. человек), страна распродается с молотка, процветают казнокрадство и коррупция.
         В настоящее время информационная война продолжается. Речь идет уже о непосредственном существовании России, о захвате ее сырьевых и энергетических ресурсов. В 1945 году крупный немецкий философ Эрнст Кассирер /4/ писал:
         "Чтобы победить врага, мы должны знать его. В этом один из принципов правильной стратегии".
         В данной книге проводится реконструкция событий информационной войны, анализ ее механизмов и средств воздействия на сознание людей. Опыт психологической войны, методы уничтожения СССР необходимо изучать, чтобы дать отпор разрушителям России, чтобы трагедия не повторилась ни в Китае, ни в Индии, ни в Юго-Восточной Азии и ни в одной другой стране.
         В работе широко используется документальный материал: выдержки из докладов, статей, постановлений, выступлений). Она делится на пять глав. В первой рассмотрены кардинальные изменения, отличающие современный мир от мира начала века, а также общие закономерности психологического воздействия - оружия информационной войны. Во второй - четвертой главах рассмотрены соответственно три этапа информационной войны: первый (1946-1960 гг.), второй (1961-1984 гг.) и третий (1985-1991 гг.). В пятой главе рассмотрен современный период Смутного времени (1991-1998 гг.) и перспективы развития событий.

 

ГЛАВА 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

1.1. ОБЩЕСТВО XX ВЕКА

Мировые войны и их предпосылки


         Цель настоящей главы дать общую характеристику театра сражений информационно-психологической войны и методов ее ведения. Такая война является подлинным детищем XX века. Поэтому предварительно остановимся на особенностях общественных и социально-экономических процессов уходящего века, который характеризуется величайшими достижениями человеческого разума, изменением всего образа жизни и одновременно нарастанием глобальных неустойчивостей и противоречий, приведших к катастрофическим по своим последствиям войнам.
         XX век был ареной трех опустошительных глобальных войн, в той или иной степени затронувших всю нашу планету.
         Первая мировая война 1914-1918 годов может быть названа войной вооруженных людей. Это - последняя война старого типа, характеризующаяся схватками людей, использованием конницы, когда танки и самолеты не играли заметной роли.
         Вторая мировая война 1939-1945 годов - это война моторов. Решающее значение имели танки, авиация, артиллерия. Супероружие: ядерные бомбы, ракеты не играли решающей роли. Определенный вес имела пропаганда, идеологическое воздействие на противника.
         Третью мировую войну часто называют холодной, психологической войной. Это было противостояние двух сверхдержав - США и СССР, двух мировых систем, двух укладов жизни: капитализма и социализма. Она длилась более 40 лет (1946-1991), т.е. почти всю вторую половину XX века. В старом понимании это была холодная война, которая только в отдельных регионах принимала характер горячей (Корея, Вьетнам, Куба, Ангола). Она сопровождалась также невиданной гонкой вооружений, прежде всего ракетно-ядерного оружия, и его накоплением. Она не имела прямых аналогов в прошлом и, в определенном смысле слова, это - неизвестная война. До сих пор нет ее подлинной истории. Смысл событий для подавляющего большинства людей остался за кадром
         Главная же суть Третьей мировой войны - новое оружие - информационно-психологическое, т.е. определенные способы воздействия на души людей и общественное сознание. Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие манипулировать сознанием не только отдельных личностей, а целых народов. Их применение вызывает в конечном счете нарушение социально-экономических процессов и связей и приводит к гибели того или иного государства. При этом народ оказывается деморализованным и неспособным к сопротивлению. Вот как характеризует итоги Третьей мировой (информационно-психологической) войны митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн /5/:
         "Иисус Христос был предан Иудой - неверным учеником, предан безвинно на жестокую, позорную смерть. Преступление Богоубийства свершили те, для кого непостижимой оказалась нравственная высота Его учения, кто поставил сребролюбивые и тщеславные вожделения выше велений совести, велений своего гражданского и религиозного долга. Россия тоже оказалась преданной безумцами, не сумевшими понять в силу низменности и черствости души, хранителем каких великих духовных сокровищ являлась русская жизнь на протяжении столетий".
         Все три войны были обусловлены нарастанием противоречий и возникновением глобальных неустойчивостей.
         Особенность XX века - стремительные перемены во всех областях жизни, смена нескольких социально-экономических систем, перед каждой из которых со временем вставали свои трудности и ограничения. И тот, кто руководствуется устаревшими и ставшими неадекватными понятиями, методами и теориями, сам создает предпосылки для своего поражения. Поэтому при анализе информационной войны необходимо в начале кратко рассмотреть основные социально-экономические системы, их позитивные и негативные стороны.

Капиталистическое общество первой половины века


         В начале века безраздельно господствовала система классического (домонополистического) капитализма. Ее анализ сделал Маркс в книге "Капитал", где рассмотрел двойственную природу товара. С одной стороны, товар имеет потребительную стоимость, т. е. служит удовлетворению тех или иных потребностей человека. С другой стороны, разный товар имеет общую меру - стоимость (другими словами, общественно необходимое рабочее время для производства этого товара). По натурально-вещественной форме общественный продукт распадается на средства производства "а" и предметы потребления "б". Стоимость товара создается трудом в процессе производства, проявляется же она в процессе обмена, совершаемого при помощи денег. Происходит стихийное регулирование, установление стоимости с помощью рынка. При этом для домонополистического капитализма характерен простой (прямой) товарный обмен. Становится товаром рабочая сила. Стоимость произведенного ею совокупного продукта S делится на три части S = с + V + m.
         Здесь с - постоянный капитал - стоимость зданий, оборудования, машин (основной капитал), сырья, топлива (вспомогательный капитал); V - переменный капитал - стоимость рабочей силы; m - прибавочная стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наемных рабочих и присваиваемая капиталистом. В условиях домонополистического капитализма капиталист, как правило, -единоличный владелец предприятия, который сам регулирует вопросы использования прибавочной стоимости, а по мере возможностей и соотношение между с, V, m.
         Для классического капитализма были характерны свобода рыночных отношений, стихийный характер экономических процессов. По современным научным представлениям (согласно синергетике /6/) в таких условиях происходят процессы самоорганизации и образуются структуры. Примером могут служить временные структуры - периодические разрушительные кризисы перепроизводства, неизбежно сопровождающие классический капитализм (свободный рынок).
         Для классического капитализма характерен целый клубок противоречий. Основное из них - непримиримое противоречие между трудом и капиталом, между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Как видно из вышеприведенной формулы, их интересы диаметрально противоположны: больше V - меньше m, и наоборот - прибыль растет с увеличением эксплуатации, Для рабочих выход был виден в классовой борьбе, интенсивность которой постепенно увеличивалась, возрастала и солидарность трудящихся разных стран.
         Другое противоречие, которое проанализировал Л.Н. Гумилев /7/, это противоречие между этносами за получение возможно большей доли материальных богатств. Здесь уже один этнос живет за счет других. Передовые капиталистические страны жили во многом за счет населения колоний и слаборазвитых стран. В результате нарастала и становилась все более ожесточенной антиколониальная национально-освободительная борьба.
         И, наконец, третье и главное. Ограниченность производства материальных богатств при классическом капитализме, наличие видимого предела повышения эксплуатации рабочих, жажда наживы у высших слоев общества породили перспективу ограничения и даже уменьшения прибыли в мире в целом. А этого допустить было нельзя. Выход видели в переделе мира, в господстве сильнейшего. Напряжение копилось и грянул взрыв - Первая мировая война, которая была закономерным и неизбежным способом развязки противоречий классического капитализма.
         После Первой мировой войны формируется другой тип общества - государственно-монополистический капитализм. По сути его элементы появились уже в начале века. С ростом промышленного производства дали знать о себе противоречия, связанные с ограниченностью возможностей капитала и компетентности единоличного хозяина предприятия, хаотичностью мелкого производства. С начала века развивается процесс самоорганизации монополистических объединений. Свободная конкуренция сменяется господством монополий, которые, первоначально утвердившись в тяжелой промышленности, постепенно подчинили своему контролю все отрасли хозяйства. Произошло слияние промышленного капитала с банковским. В начале века был закончен колониальный раздел мира, поделены рынки сбыта и источники сырья. Появилась возможность получения монополистических сверхприбылей (за счет более высокой производительности труда, финансовых операций, перекачки части прибавочной стоимости из немонополистических предприятий через сферу обращения, вывоза капитала в другие страны). При этом масса различных мелких предприятий оказалась в зависимости от монополий, которые достигли высокой степени обобществления и организации производства. Государственное регулирование осуществлялось, в первую очередь, в интересах монополий.
         В. И. Ленин /8/ проанализировал противоречия существовавшего в его время монополистического капитализма и показал усиливающуюся неустойчивость этой системы
         Для преодоления неустойчивости необходимо было обуздать стихию рынка, здесь можно выделить пути А. Гитлера и Ф. Рузвельта. Их страны в начале 30-х годов стояли на грани широкомасштабного конфликта. Гитлер, введя широкое государственное регулирование, добился значительных успехов в подъеме германской экономики. Он использовал диктатуру и расовый принцип - превосходство германской нации над другими народами. На этой основе стало возможным социальное партнерство между различными классами. Рузвельт, возглавивший США в 1932 году, принял меры жесткого экономического регулирования, опираясь на теорию выдающегося английского экономиста Джона Кейнса /9/. К концу 30-х годов западное общество было стабилизировано. Но и в этом обществе, дававшем недостаточное количество материальных благ, нарастали внутренние противоречия. И как четверть века назад, в 1939 году, произошел взрыв: началась война между ведущими западными державами - война за передел мира - Вторая мировая война. Это был закономерный и практически неизбежный финал социально-экономической системы монополистического капитализма.

Две системы. Эволюция СССР


         После окончания Второй мировой войны, к середине века сложились две системы - капиталистическая и социалистическая. В их противостоянии возник паритет сил и вместе с тем открылись такие разрушительные возможности, которые потенциально угрожали самому существованию нашей цивилизации. В тоже самое время происходит переход к информационному обществу и создается основа для ведения войны нового типа - информационно-психологической, в которой осуществляется воздействие на психику людей, на общественное сознание. Одна из задач такой войны состоит в том, чтобы оторвать общественное сознание от реальности, заставить людей действовать неадекватно.
         Кратко остановимся на процессах, происходивших в СССР и социалистической системе в целом. После Первой мировой войны в России в результате Октябрьской революции возникла социалистическая система. Была национализирована промышленность. Прибыль распределяли органы управления, не имевшие собственности. После НЭПа сложилась централизованная система управления экономикой как единой фабрикой и постепенно утвердилось плановое хозяйство. До Отечественной войны СССР находился на положении осажденной крепости. Он занимал 1/6 часть суши, имел 1/15 часть населения и менее 1/10 валового продукта. Фактически все основные события в мире определялись элитами Запада, и именно они несут ответственность за развязывание двух мировых войн.
         К моменту окончания войны соотношение сил в мире резко изменилось. СССР разгромил гитлеровскую Германию, обладавшую экономическим потенциалом завоеванной ею Европы. Советское общество показало не имевшие прецедентов единство, сплоченность и силу. Экономические темпы развития СССР не имели себе равных и в послевоенный период, расстояние разделявшее СССР от уровня производства США быстро сокращалось. В военном отношении устанавливался паритет. И по территории и по населению социалистический лагерь вскоре после войны составлял одну треть мирового уровня. Мир раскололся на две части, группировавшиеся около двух полюсов, двух сверхдержав - США и СССР. Сразу же после войны возникло глобальное противостояние, в котором, по динамике предыдущего развития экономики, явное предпочтение следовало бы отдать СССР.
         Первые полтора десятилетия шел быстрый рост народного хозяйства СССР. Качественно изменились его масштабы. Однако оказалось, что принцип управления экономикой как единой фабрикой оптимален лишь до некоторых критических размеров. Постепенно стали проявляться трудности и противоречия. С дальнейшим расширением масштабов народного хозяйства они усиливались. Согласно кибернетическому принципу необходимого разнообразия /10/, для адекватности управления необходимо, чтобы количество разнообразия в управляющей системе было не меньше, чем в управляемой. Этот рубеж в управлении на основе централизованной системы был пройден и возникло противоречие между жесткой сверхцентрализованной системой управления и экономической реальностью. Пытаясь управлять всем, управляющая система неизбежно усложняла свою структуру, увеличивала число элементов (отделов, главков, управлений) и связей между ними. Происходило все более мелкое разделение функций, отразившееся, в частности, в увеличении числа промышленных министерств. Непрерывно количественно росла система управления, насчитывавшая к сере


Размер файла: 961.42 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров