Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Геополитическое самоопределение России в контексте европейского развития

Миллионы людей, вовлеченных в так называемый “посткоммунистический транзит”, столкнулись с небывалыми вызовами и переживают наиболее масштабные в своей, или даже, быть может, в мировой истории перемены.

Драматические и всеохватные процессы перемен, их поистине радикальный (доходящий до “корня” проблем) характер привели к тому, что выявились и/или обострились многие противоречия и конфликты. Это означает, что необходимо искать конструктивные и по возможности ненасильственные пути преодоления и/или регулирования конфликтов, которые лавинообразно нарастают в процессе политических и культурных перемен.

Дело, однако, не только в конфликтах. К прежним проблемам добавились дополнительные трудности. Обстоятельства не оставили ни времени на подготовку перемен и на “раскачку”, ни страховочных ресурсов, ни исторического резерва на осуществление проб и ошибок. Главное же заключается в том, что наиболее простой способ перемен — через революционный кризис, обвал и возрождение с нуля — оказывается недопустим, поскольку не только сопряжен с бедствиями для миллионов людей, живущих на огромных пространствах нашей планеты, но может почти наверняка спровоцировать резкое обострение глобального кризиса, вызвать поистине планетарную катастрофу.

Основная проблема не только “посткоммунистической зоны”, но и всего мира заключается, таким образом, в том, чтобы обеспечить некатастрофическое осуществление “посткоммунистического транзита”, а в идеале постепенный перевод перемен в режим устойчивого развития. Сделать это непросто. Некатастрофическое осуществление подобных перемен невозможно как без утверждения всеобщих параметров культуры мира, так и без актуализации собственных цивилизационных и этнокультурных традиций культуры мира. А именно это как раз и затруднено. Общие стандарты культуры мира выработаны на интеллектуальной основе западной традиции и экспериментально проработаны в регионах так называемого Юга — в Сальвадоре, Гватемале, Мозамбике, Бурунди, Сомали, на Филипинах, а также в ряде других стран Азии и Африки. Традиционная российская склонность к поверхностному усвоению чужого опыта вкупе с растущей в последнее время подозрительностью ко всему “заемному”, да еще помноженные на цивилизационно-идеологический кризис российской самоидентификации — все это осложняет и без того непростую задачу восприятия начал глобальной культуры мира. Крайне важной в этой связи становится роль обществоведов, особенно политологов и культурологов. Именно они могли бы способствовать трансляции и восприятию жизненно важных для России идей культуры мира, их приживлению на отечественной культурной и политической почве, возвращая ей исконное плодородие.

Можно выделить два крупных типа геополитических подходов в зависимости от того, как при этом мыслится Россия.

Исходная ситуация двусмысленности российской геополитики. Ее так или иначе выражают и западники, и славянофилы. Первые настаивают на движении в Европу, невольно отделяют Россию от нее. Вторые не могли оторвать своего зачарованного взора от Европы, но при этом распространяли границы русского, отождествлявшегося ими со славянским, мира далеко на Запад.

Затем дифференцируются два подхода.

Первый подход предполагает включение или невычленение России из Европы, а нередко и из более широкого комплекса Европа и Римский мир, т.е. Средиземноморье и Передняя Азия. Здесь можно упомянуть тютческие представления о России будущего как другой Европы, о “Русской географии”, где Россия теряется, приносит себя в жертву проекту соединения сверхевропейской Европы.

Сходный образ мысли можно найти в разного рода “азианистских” построениях, связанных с оправданием южной (А.Е.Снесарев) или дальневосточной экспансии, в радикальных большевистских и троцкистских идеях об экспансии в Европу (“Даешь Варшаву, даешь Берлин!”), а также в геополитических мечтаниях авторов журнала “Элементы”.

Второй подход предполагает выделение русского мира на своих собственных основаниях и на этой и только этой основе противопоставление его своему окружению. Он характерен отчасти (при крайне расплывчатых критериях “самости”) уже для поздних славянофилов,

Размер файла: 26.63 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров