Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Стоит ли бороться с глобализацией во имя национального государства?

«Русский Архипелаг» начинает публикацию серии материалов, посвященных движению антиглобалистов. Со времен массовых акций протеста в американском городе Сиэтле выступления антиглобалистов стали характерной приметой нашего времени. На какой-то небольшой период времени стало даже модно и респектабельно называть себя антиглобалистом. Множество наших соотечественников высказались о своих симпатиях к этому движению и немало политиков поспешили объявить себя его сторонниками. В удивительном антиглобалистском комплоте соединились столь разноплановые фигуры, как Александр Дугин и Борис Кагарлицкий. Очевидно, что союз этих людей оказался возможен только в силу крайне неопределенного и размытого представления о сущности движения и принципах его идеологии. Никто в России, по-моему, так до конца и не понял, кто такие антиглобалисты, против чего они борятся и в защиту чего выступают.

Внутренняя противоречивость движения объясняется в первую очередь амбивалентностью самого процесса глобализации. РА уже писал о том, что глобализацией не следует называть расширение жизненного пространства человека, единение народов всего мира, увеличение взаимосвязанности экономических и культурных процессов на Земле и прочие прекрасные вещи, против которых никто, разумеется, не возражает и возражать не может. Что, действительно, может быть плохого в том, что я могу общаться по Интернету с коллегой из Канады или Новой Зеландии и т.д. и т.п.? Глобализацией не стоит называть и другой, не столь великолепный во всех отношениях процесс — распространение по всему миру единого культурного стандарта, проникновение во все уголки земного шара Кока-колы, американских блокбастеров, пресловутых Макдональдсов, политической корректности со всеми вытекающими из нее последствиями. Гомогенизация мира — явление далеко не замечательное, но в целом, по-видимому, также неизбежное. Кстати, именно из-за сопротивления ей несчастных генуэзских протестантов отечественные СМИ долго называли «луддитами», т.е. людьми, ожесточенно сопротивляющимися неотвратимому, хотя, возможно, и неприятному будущему. Как мы можем убедиться, читая представленные в нашей подборке тексты ведущих теоретиков антиглобализма, итальянского публициста и общественного деятеля Антонио Негри и американского философа Майкла Хардта, наши журналисты просто напросто не знали о чем говорили. Во всяком случае, информация, которой они владели, была далеко не исчерпывающей.

Вернемся к глобализации. Наиболее значительный ее порок состоит вовсе не в том, что посредством нее мир становится единым и даже не в том, что он становится одинаковым, но в том, что в результате глобализации человечество оказывается расколотым, что в нем с максимальной отчетливостью выявляются полюс богатства и полюс нищеты, те, кто имеет все и кому принадлежит весь мир и те, кто имеет лишь то, что имеет и кому приходится, увы, сохранять свою национально-государственную идентичность, оказываясь в силу этого пассивным объектом манипуляций со стороны мировой финансовой олигархии. Столь несправедливая дифференциация может вызвать восторг только у несчастного российского населения, которое можно убедить в объективной неизбежности и разумности любых производимых над ним мерзостей. Просвещенные народы, естественно, реагируют по-другому.

Глобализации в этом последнем смысле слова действительно оказывается весьма сложно найти оправдание. Она противоречит одновременно и демократическим, и социальным, и национальным ценностям, будучи явлением, направленным на разрушение того консенсуса, который был установлен в XIX в. между различными социальными силами, в первую очередь между трудом и капиталом. Это консенсус исторически был связан с феноменом нации-государства. Взрывая нацию-государство, освобождая мировую элиту из-под контроля со стороны населения, глобализация отпускает на волю многочисленных социальных демонов, не все из которых пока еще нашли свое воплощение в тех или иных политических движениях. Каждый из этих демонов является порождением какого-то скрытого желания, подавленного и вытесненного из общественного сознания специфическими механизмами Нового времени, сумевшими предотвратить их «войну», о которой говорил еще Макс Вебер.



Размер файла: 17.6 Кбайт
Тип файла: htm (Mime Type: text/html)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров