Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Каталог бесплатных ресурсов |
Приснодева Богородица
Православное учение о Деве Марии
Всё догматическое учение о
Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица (Theotokos) и Приснодева (aiparthenos). Оба
имени получили кафолическое признание, оба приняты Вселенской Церковью. О
девственном Рождении Спасителя прямо говорит Новый Завет; этот догмат —
неотъемлемая часть церковного Предания. “Воплотившийся от Духа Свята и Марии
Девы” (или “рожденный от Марии Девы”), — говорится в Символе веры. И это не
просто утверждение исторического факта. Это вероучителъное
утверждение, исповедание веры. Имя “Приснодева” формально принято на Пятом
Вселенском Соборе (553 г.). А “Богородица” — нечто большее, чем имя или
хвалебное величание. Это догматическое определение в одном слове. Даже до
Эфесского собора (431 г) имя Богородицы было критерием истинной веры,
отличительным знаком Православия.
Уже св. Григорий Богослов
предупреждает Клидония: “Кто не исповедует Марию Богородицей, тот чужд Богу”
(Ерist. 101).
Это имя широко употребляют Отцы четвертого и, может быть, даже третьего века,
например, Ориген — если верить Сократу Схоластику (Hist. Ессl. 7, 32) и отрывкам, сохранившимся в катенах
(In Luc. Hom. 6 и 7). Несторий и
его сторонники отвергали и порочили уже утвердившуюся традицию.
Слово “Богородица” (Theotokos) не встречается
в Писании — так же, как не встречается там слово “Единосущный” (omousios). Однако ни в
Никее, ни в Эфесе Церковь не вводила какого-то невиданного новшества. “Новые,”
“небиблейские” слова были избраны именно ради выражения и сохранения древней
веры Церкви. Верно, что Третий Вселенский Собор, занятый прежде всего
христологией, не выработал специального мариологического учения. И поэтому тем
более замечательно, что отличительной чертой, своеобразным паролем православной христологии стало
именно мариологическое понятие. “Богородица” — ключевое слово христологии. “В
этом имени, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — заключена вся тайна Воплощения” (De fide orth. 3, 12; РG 94, 1029). По удачной
формулировке Петавия: “Сколь употребительно и первостепенно при изъяснении
догмата о Троице слово “Единосущный,” столь при нашем изъяснении Воплощения —
слово “Богородица” (De incarnatione V, 15). В чем причина такого пристального внимания
вполне понятно. Христологическое учение, из которого изъята догма о Матери
Христа, не поддается точному и правильному изложению. Все мариологические
ошибки и споры нынешних времен коренятся в потере христологической ориентации,
открывая острый “христологический конфликт.”
В “усеченной христологии” нет
места Матери Божией. Протестантским богословам нечего сказать о Ней. Однако не
замечать Матери — значит не понимать Сына. И обратно, приблизиться к пониманию
личности Преблагословенной Девы, начать правильно говорить о Ней можно лишь в
христологическом контексте. Мариология — не самостоятельное учение, а лишь
глава в трактате о Воплощении. Но, конечно, не случайная глава, не приложение,
без которого можно обойтись. Она входит в самую сущность учения. Тайна
Воплощения немыслима без Матери Воплощенного. Однако эта христологическая перспектива
порой затемняется неумеренным преклонением, духовно нетрезвыми восторгами.
Благочестие всегда должно следовать за догматом. Есть мариологический раздел и
в учении о Церкви. Но ведь сам догмат о Церкви является “распространенной
христологией,” учением о “всём Христе — Главе и Теле.”
Богоматеринство и
Богочеловечество
Имя “Богородица” подчеркивает,
что Рожденный от Марии — не “простой человек,” не человеческая личность, а
Единородный Сын Божий, Один из Святой Троицы. Это — краеугольный камень
христианской веры. Вспомним халкидонскую формулу: “Затем, следуя святым Отцам,
мы исповедуем Одного и Того же Сына,
Господа нашего Иисуса Христа... прежде всех век рожденным от Отца по Божеству,
а в последние дни Его же Самого нас
ради и нашего спасения рожденного по человечеству от Марии Девы Богородицы.”
Итак, ударение ставится на полном тождестве
личности: “Того же,” “Его же Самого,” “Одного и Того же.” у свт. Льва Великого.
Здесь мы видим и двоякое происхождение Слова
(но не двух сыновей: это —
несторианское искажение). Сын только Один:
Рожденный от Девы Марии есть в самом полном и точном смысле слова Сын Божий. По
словам преп. Иоанна Дамаскина, Святая Дева носила “не простого человека, но Бога
истинного,” однако Бога “не обнаженного, но воплощенного.” Тот же, Кто рожден в
вечности от Отца, “в последние дни сии” рождается “без изменения” от Девы (De fide orth. 3, 12; РG 94, 1028). Но здесь мы не найдем смешения двух природ. “Второе рождение” и есть
Воплощение. Не новая личность
появилась на свет от Девы Марии, но Предвечный Сын Божий стал человеком. В этом и заключается тайна Богоматеринства Девы
Марии. Материнство, несомненно, личное
отношение, отношение между двумя личностями. А Сын Марии — воистину Божественная
Личность. Имя Богородицы неизбежно следует из имени Богочеловека. Одно
невозможно без другого.
Учение об ипостасном единстве
включает в себя и концепцию Богоматеринства. К величайшему сожалению, в наше
время тайна Воплощения слишком часто толкуется отвлеченно, словно абстрактная
метафизическая проблема или диалектическая головоломка. Богослов, говорящий о
Воплощении, с необычной легкостью соскальзывает в лабиринты рассуждении о
конечном и бесконечном, о вечном и временном, обозначая этими понятиями лишь
логические или метафизические отношения — и, увлекшись диалектикой, забывает о
главном. Он забывает, что прежде всего Воплощение — деяние Живого Бога, Его личностное вторжение в тварное бытие,
“нисхождение” Божественной Личности, личного
Бога. Во многих нынешних попытках изложить веру Предания современным языком чувствуется
тонкий, но явственный душок докетизма. Современные богословы так энергично
подчеркивают Божественность Воплощенного, что Его земная жизнь уходит куда-то
в тень, превращаясь в “Инкогнито Сына Божия.” Очевидно, что для этих авторов не
существует абсолютного тождества Сына Божия и исторического Христа. Всё
Воплощение сводится к символам: Господь Воплотившийся рассматривается как
инкарнация какого-либо Божественного принципа или идеи (будь то Гнев Божий или
Любовь, Кара или Милость, Суд или Прощение), но не как Живая Личность.
Личностный аспект ускользает или намеренно игнорируется, ведь идея — даже идея
Любви и Милосердия — не может воспринять человека в сыновство Богу: это
возможно только Воплощенному Господу. Что-то реальное и очень важное произошло
с человеком и для человека, когда Слово Божие “стало плотию и обитало с нами,” или точнее даже “вселися в ны,” eskinosen en imin, — по живописному выражению апостола Иоанна (Ин. 1:14).
Размер файла: 120 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела