Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

РИМСКИЙ РАСКОЛ ЦЕРКВИ 1 О 5 4 Г О Д А

ПРЕАМБУЛА

Три воли действуют в этом мире, где смешались дух и плоть. Три воли. Из их самоутверждения, целеустремленности и сопротивления всему, что каждой из них противоположно, слагаются судьбы времен истории человечества. Так будет длиться до тех пор настанет час и совершится /Апок.21,6/ тайна Божия, и времени уже не будет /Ипок. 10, 6-7/. Придет Сын человеческий во славе Своей, и поставит овец по правую сторонку Свою, а козлов по левую /Мате.25т33/. Дьявол же будет ввержен в озеро огненное и будет мучиться во веки веков. /Сравн. Апок. гл.20,10/. До тех же пор -

1. Действует в мире воля Божия, благая, угодная и совершенная, познаваемая не всяким человеком, но лишь постигшим обновление ума своего /сравн.Рим.12,2/. Воля Бога, Который есть Сущ1й /Исх.3,14/, Альфа и Омега всего бытия /Апок.22,13 Его воля есть к тому, чтобы все спаслись  к тому, чтобы каждый, кто верует в Сына Божия, не погиб, но имел жизнь вечную /1н.3,15/ и обрел воскресение в последний день /1н.6,39/ и нет воли Отца Небесного к тому, чтобы  погиб /хотя бы/ один и малых сих /Мате.18,14/.

2. Действует вопреки природе похищенная злая воля врага рода человеческого /Мат.13,28/, воля падшего ангела, за гордыню и превозношение низвергнутого в преисподнюю,(Ис.14, 11-15; Лк. 10,18) человекоубийцы, клеветника и лжеца /Пс.71,4,' 1н.8,44; Апок. 12,10/, сатаны, уловляющего людей в свою волю /2-ое Тим.2,26/, когда он, в своем стремлении ко всемирному господству, принимает вид Ангела света и служителя правды /2-ое Кор.11,14/ и ходит, как лев рыкающий, ища кого погубить /1-ое Пет.5,8/.2  -

3. Действует свободная воля человека, созданного по образу и подобию Божию /Быт.1,26/, падшего в грех гордыни /Быт.3,12/, изгнанного из рая и несущего проклятие смерти /Быт.3,1-24; Рим.5,12; 3 Ездры 7,48/ В свободе своей человек колеблется, руководствуясь совестью и мыслями, то обвиняющими, то оправдывающими одна другую /Рим.2,15/, в суете мира /Еккл.1,2; 1-ое 1н.5^19/) во зле лежащего, то смиренно устремляясь ввысь к Богу, то гордынею влекомый вниз, эабывает человек, что Воскресением Христовым ему открыть вход в Царство небесное, куда ему и надобно стремиться, забывает человек, что неминуемо предстанет на суд Божий, суд Христов /Рим.14,10/, и  шествует в земной своей жизни к вечности посреди добра и зла /Мате.12,35/ по тропе, полной соблазнов, обремененный злобою дня /Мате.6,34; Мар.4,19/, то есть каждодневными заботами, а то и требованиями гордости житейской /1-ое 1н.2,16/

  - Бедный я человек! - восклицает св.апостол Павел, - говоря о человеке духом поставленном перед законом Божьим, плотью же перед законом греха, ибо "плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти" /Гал.5,17/.  В царстве духа измерения плоти не пригодны, ибо вечность- не есть сумма бесконечностей.

И снова слышит человек зловещий шепот: "Вот все царства мира и слава их. Все это дам тебе, если  падши поклонишься мне",/вспомни Матф.4,8 и 9). Но даже до сих дней великого богозабвения и отступления, не погасли в сердце христианина святые слова: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" /Матф.4,10/....Тем же и блажен муж, когда он свою волю подчинит Закону Господню и в Законе Господнем поучается день и ночь /Пс.1,1,2/.

Жизнь и смерть на вечность предложена тебе, человече! Открой святые Заповеди Закона Божия. Они предложены тебе на выбор твоей свободной воли, и из дали веков звучит обращенный к тебе зов Боговидца:

"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" /Второэ.30,19/.

Так и вся история Церкви Христовой. Не полна ли она падениями в гордыне  плоти и восстаниями в покаянном подвиге смирения? Можно бы впасть в отчаяние, если бы не звучали направленные к нашему сердцу слова Господни: "Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века"/Ме.20)

Только бы нам пребыть с Ним. Да будет воля Твоя, Отче наш.

                                                             ... но пора приступить к повествованию.

 

ДРЕВНЯЯ   ЦЕРКОВЬ  И СОБОРНЫЙ ПЕРИОД

 

Первоначально, в первобытности своей Церковь Христова была едина во всех явлениях своего духовного и плотского бытия. Тесный союз любви Христовой ("агапэ") завещанный Господом Иисусом /1н.15,9/) сделал единство трехъязычного полиглотизма единым языком свободного общения в эллинском мире. Между латинами, евреями и греками не было языкового препятствия. Свидетельством этому является язык книг Св. Писания Нового Завета, - все они были написаны по гречески - бесчисленное множество надписей в катакомбах  Рима на греческом языке, и другие документы.

Жизнь св.Церкви в первые три столетия совершалась в обстановке гонений и более чем вероятно, что среди христианского мира не было того высказанного и записанного догматического единства, выражение которого потребовалось с наступлением времени церковного мира после эдикта 313-го года. Известно, что св. мученик Иустин философ веровал в согласие с учением хилиазма, которое позднее было Церковью отвергнуто и осуждено. Надобность внести ясность выражения единомыслия в христианском мире, сохранив это единомыслие в духе и в жизни /1н.6,6/, то есть в Церкви Христовой, возникла едва ли не тотчас же с того дня, как узники христиане получили  свободу, и проповедь слова Божия перестала быть преступлением, заслуживающим казни. Когда же узы спали и слово Христовой проповеди зазвучало открыто, тогда обнаружились разделения, плоть свободной мысли, и явились забота о том, чтобы все христиане были "соединены в одном духе и в одних мыслях", как наставлял св.ап.Павел /1-ое Кор.1,10/.

С этого начался период, именуемый "Соборным", т.е. период Вселенских Соборов. Это была грандиозная эпоха, в столетия которой Церковь Христова как бы отшлифовывала драгоценный алмаз своей веры в рас-суждении ея доктрины. Церковь оборонялась от целого ряда недоразумений, лжеучений и враждебных влияний всевозможных плетений дьявольской интриги. Эта интрига исходила от мира /1-ое.1н.5,19/, плоти /Гал.5,17/ и дьявола /I Пет.5,8/, из многообразных бликов древнейших /Зороастра/ языческих религий, происходивших, из стран, лежащих "на восток от Эдема" /Быт.4,16/, из фантазии недисциплинированной мысли, от иудейства, враждебного Христу Спасителю, и от порочности среды, подчас хранившей христианскую веру в недобром сердце /Матф,12,35/. Интриги потрясали мир церковной жизни, но исказить Истину, хранимую Церковью, им не удавалось и не удалось. Церковь Христова стояла, как среди волн, готовых потопить ее, и сохранила себя, как "столп и утверждение Истины, как великая благочестия тайна" /1-ое Тим.3,15/.

Краткий обзор событий Соборного периода послужить своего рода введением к пониманию и ключом для оценки существа обстоятельств, завершившихся расколом 1054-го года.

1-вый Вселенский Собор. Вселенную в те времена видели в крайних границах Римской империи. Собор был созван и устроен в Нике по распоряжению св. Императора Константина Великого. Церковь переживала волнения из-за учения александрийского пресвитера Ария. Арий воспринял более, чем буквально евангельские слова произнесенные Спасителем, Иисусом Христом: "Отец Мой более меня" /1н.14,28/, и стал учить что Сын Божий подобно сущен Отцу. Этому воспротивилось церковное сознание. Явилось разделение, доходившее до враждебности. Желая восстановить мир в Церкви Император велел созвать Собор Иерархов и людей имеющих опыт в духовной жизни. На Соборе возникли дебаты, в которых выкристаллизировалась трудность, состоявшая в том, что никто не находил слова, которое выражало бы дух мысли, содержащей обретенную истину.

Наконец, это слово было предложено Императором, слово, найденное им в молитвенном вдохновении, но до тех пор неизвестное в употреблении. Это слово было о единосущности Сына Отцу. Сын единосущен Отцу. Так предложил император, и это слово вдохновило Отцов Собора. Это слово и было принято Отцами Собора, как выражавшее Истину о Христе, что он единосущен Отцу.

           Здесь, на 1-м Вселенском Соборе, вера св.Церкви была поставлена в русло мышления, в котором духовное начало стояло в господственном положении по отношению к началу плотскому. Дух устоял выше плоти.

Юридически рассуждая, Арий был прав. Его тезис исходил из утверждения на тексте, написанном черным по белому, "Отец Мой более Меня" суть слова Христовы, оппоненты же Ария исходили из положения, для которого ни в Св.Писании, ни в быту не выло слова, которое выражало бы их мысль. Св.Отцам Собора было трудно высказать то, что было открыто их духовному созерцанию, их вере, и только гений самого Императора Константина Великого, по милости Божей породил словесную форму, до тех пор неслыханную, но несомненно отвечающую непостижимому содержанию - единосущности, омо-усии, Сына и Отца, в Троице славимого. Слово, предложенное Императором, положило конец  дебатам, и все св.Отцы Собора единодушно воскликнули: "Все так веруем".

Здесь дух решал, когда ему была противопоставлена плоть, всегда желающей противного духу /Гал.5,17/. Арий не подчинился Собору. Его мысль была скована не только гордыней, но неспособностью к тому, чтобы созерцанием погрузиться в глубочайшую тайну бытия, явленную боговидцу Моисею на Синае /Исх,3, 14/, как недоступна была ему тайна спасения человечества, совершившаяся в боговоплощении, тайна, явленная св. апостолу Петру в Кесарии Филипповой /Мате.16,17/. Арий не смог разделить бытие абсолютное от бытия относительного, понять собственную свою духовность. Арий не пожелал возвыситься духом над плотью.

            1-ый Вселенскйй Собор в Никее, где в 25

Размер файла: 135 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров