Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE"

    Формы человеческих отношений.

 

    а. Человеческая личность

    Наиболее плодотворно думать  о  человеческой  личности  как

разделенной на три части,  или, еще лучше, осознавать, что каж-

дый индивид представляет собой три различные личности,   каждая

из которых  тянет в свою сторону ...  так что удивительно,  как

вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным.  И разумеется

в сексе, если они очень сильно тянут в противоположные стороны,

он не получается, или по крайней мере, не получается как следу-

ет. Мы  можем представить это очень просто,  нарисовав друг под

другом три круга, как на таблице 1. Они представляют трех чело-

век, которых  каждый  мужчина  или каждая женщина носят в своей

голове.

    На вершине  находятся его родители,  которые в действитель-

ности являются двумя разными людьми, но в этой диаграмме мы по-

казываем их  одним  кружком,   помеченным Родитель или Род.  Он

представляет кого-то в голове,  говорящего ему,  что он  должен

делать, и как себя вести,  и каким хорошим он является, и какой

он плохой,  и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче,

Родитель является голосом в голове, сопровождающим редакторски-

ми комментариями,  как это часто делают родители,  все,  что он

делает. Вы можете судить о том,  когда говорит ваш Родитель или

Родительское состояние эго по тому,  что он  употребляет  слова

типа "смешной",  "незрелый",  "ребяческий" или "порочный".  Ваш

Родитель может говорить с вами в таком духе в вашей голове и он

может также  обращаться вслух к другим людям в то же самое вре-

мя. Он может также быть любящим и полным сочувствия, в точности

как настоящий родитель,  и говорить вещи вроде "Ты зеница моего

ока", "Дай я позабочусь об этом" и "Бедная девочка".

    Средний кружок,  обозначенный Взрослый или В.  представляет

голос рассудка.  Он работает как компьютер,  воспринимающий ин-

формацию из  окружающего мира и рашающий на основе разумных ве-

роятностей, какой род действий предпринять и когда предпринять.

Ему нет дела до понятия "зрелы", поскольку даже дети могут при-

нимать такие решения, ни до понятия "искренний", поскольку мно-

гие воры  и мошенники очень успешно решают,  что делать и когда

делать. Взрослый говорит вам,  когда и  как  быстро  переходить

улицу, когда  вынимать  пирог  из духовки.  При переходе улицы,

например, он действует как очень точный и очень сложный  компь-

ютер, оценивающий  скорость всех машин на кварталы в обе сторо-

ны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для  того,

чтобы двинуться через улицу,  не будучи убитым,  или вернее, не

будучи вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоин-

ство. Взрослое  эго состояние всегда сколько возможно следит за

тем, чтобы сохранить ваше достоинство,  за исключением  случая,

когда ваша судьба быть клоуном.  Все хорошие компьютеры таковы:

они выбирают наиболее элегантное решение и  стараются  избегать

дилетантских и  небрежных  где только могут.  Вы можете опреде-

лить, когда говорит ваш взрослый, поскольку он употребляет сло-

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE"                             стр. 2

 

ва типа "Готов?" "Сейчас!" "Слишком много!" "Недостаточно!" и

"Здесь, а не там".

    Нижний кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что

каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя,  а каждая

женщина носит  маленькую  девочку  в своей голове.  Это Детская

часть личности,  ребенок,  которым он или она когда-то были. Но

каждый ребенок отличается от другого, и Детское его состояние в

каждом человеке разное,  потому что это Ребенок, которым он был

в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, че-

ловек ведет себя по-детски,  подобно ребенку определенного воз-

раста: в  одном человеке он может быть четырех лет и трех меся-

цев, а в другом двух лет и шести месяцев,  и сомнительно, может

ли он  когда-либо  быть  старше  шести лет.  Мы не называем это

Детское эго состояние "незрелым":  мы просто говорим,  что  оно

подобно ребенку  или напоминает ребенка.  Возраст Детской части

личности в каждом индивиде определяется специальными факторами,

о которых вы можете прочитать в другой книге, если вы пожелаете

взять на себя такой труд.1 Важно осознать, что Ребенок находит-

ся там не для того,  чтобы его подавлять или наказывать, потому

что на самом деле он является лучшей частью личности,   частью,

которая бывает  или  может быть,  если к ней правильно подойти,

продуктивной, спонтанной, умной и любящей, в точности как быва-

ют настоящие дети. К несчастью, дети также могут быть надутыми,

требовательными, не считающимися ни с кем,  и  даже  жестокими,

так что с этой частью личности не всегда легко иметь дело. Пос-

кольку ваше Детское эго-состояние останется с вами на  всю  ос-

тавшуюся жизнь,  самое лучшее,  что можно сделать, это признать

его и постараться ладить с ним, и будет больше вреда, чем поль-

зы претендовать  на  то,  что если вы будете его игнорировать и

обращаться с ним сурово, то оно исчезнет.

    Вы заметили,  что я обращаюсь к этим трем частям личности -

Родитель, Взрослый,  Ребенок - как к эго состояниям,  и  это  и

есть научное название для них.* Эти эго состояния обуславливают

то, что случается с людьми,  и что они делают друг с другом или

друг для друга.  Лучший способ, и до сих пор самый точный и са-

мый научный способ анализировать человеческие социальные и сек-

суальные отношения заключается в том,  чтобы понять,  какие эго

состояния в них вовлечены.  На каждое эго состояние нужно смот-

реть по  отдельности,  если человек хочет понять свои чувства и

поведение в таких ситуациях.   Некоторые  люди  пытаются  стать

"цельной личностью",   отрицая,  что существуют различные части

личности. Лучший путь заключается в том, чтобы узнать как можно

больше о каждом аспекте,  поскольку они все равно никуда не де-

нутся, а затем заставить их совместно работать  наилучшим  воз-

можным способом.

 

_______

* "Родитель",  "Взрослый" и "Ребенок" с большой буквы использу-

   ется  в тексте для эго состояний в голове, те же слова с ма-

   ленькой буквы относятся к реальным людям.

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE"                             стр. 3

 

    b. Диаграмма отношений

    В английском языке и в древнегреческом также имеются  сотни

слов, описывающих разные виды любви и дружбы между людьми(2,3).

Интересно отметить,  что существует гораздо меньше слов, описы-

вающих ненависть и вражду.  Однако, нас не заботит сейчас поиск

как можно большего количества слов,  а скорее выделение  немно-

гих, относящихся  к  наиболее  распространенным типам отношений

между мужчинами и женщинами, и в особенности тех, которые вклю-

чают различные  сочетания  эго  состояний.   Одной из старейших

классификаций личных отношений,  пытающейся сгустить их  до  их

обнаженной сущности,  является юридическая. В течение веков за-

кон рассматривал их под четырьмя основными наименованиями:  Муж

и Жена, Родители и Дети, Опекуны и Подопечные, и Хозяин и Слуга

(или Мастер и Подмастерье).  Однако трудность заключается здесь

в том,   что все они являются отношениями сверху вниз,  с одним

человеком, который всем заправляет, и другим, борющимся за свои

права, а это никак не может нас устроить.

    Лучший путь - начать с диаграммы отношений, которая сообща-

ет нам все возможные способы, которыми двое людей, имеющих каж-

дый три эго состояния, могут относиться друг к другу. Это пока-

зано на   таблице   2.    Возможны  девять  простых  отношений,

включающих одновременно лишь одно эго состояние в  каждой  лич-

ности, и кроме того, конечно, различные комбинации их. (6) Нап-

ример, имеется 72 вида отношений, включающих две пересекающихся

стрелки или  вектора (ответ,  идущий в другом направлении,  чем

стимул), 432,  включающих три вектора и т.д.  Если  мы  захотим

сделать картину еще более сложной,  мы можем нарисовать положи-

тельные векторы для положительных чувств и отрицательные векто-

ры для  отрицательных  чувств,  а затем скомбинировать их всеми

возможными путями. В этом виде эта простая диаграмма может быть

использована для иллюстрации,  я полагаю. всех слов, использую-

щихся для описания позитивных, негативных и смешанных отношений

в английском и древнем греческом языке.

    Но это не то,  чем мы намерены заняться. То, что мы собира-

емся сделать,   это  выбрать двенадцать обычных слов,  знакомых

каждому, которые описывают возрастающие серьезные и  длительные

эмоциональные отношения между одним мужчиной и одной женщиной.

    Мы будем стараться выбирать слова, имеющие одно и то же или

очень сходное значение во всем мире,  независимо от местных за-

конов и любых соображений культурной  традиции.   Мы  посмотрим

тогда, можем ли мы подвести эти отношения под диаграмму отноше-

ний. Как мы увидим, некоторые из них подводятся легко, а другие

создают трудности,  но,  несмотря на это, я думаю, что это один

из самых лучших путей для выяснения того, как секс входит в че-

ловеческую жизнь повсюду в мире.

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE"                             стр. 4

 

    с. Знакомые

    Знакомые полны потенциальных возможностей. Именно среди них

вы выбираете свои более серьезные отношения, те, что будут про-

должаться и дадут вам нечто,  о чем вспомнить.  Каждый знакомый

представляет собой  возможного  друга или врага,  и вам следует

выбирать и тех и других осторожно.  Чем больше у вас  знакомых,

тем больше  у  вас  выборов,   поэтому  я советовал бы говорить

"Hello" каждому.  Знакомство является статичным отношением, ко-

торое может оставаться одним и тем же год за годом. Чтобы пойти

дальше, кто-то должен сделать первое движение, а другой человек

должен его принять.

    Знакомые - это люди,  взаимодействующие между  собой  через

социальные ритуалы.   Такие ритуалы имеют собственную ценность.

Они являются одним из способов словесного поглаживания и  имеют

такой же эффект, что и телесные поглаживания для ребенка. Когда

кто-то говорит "Hello" или "Как поживаешь?" или  "Что  нового?"

или "Вам не холодно?", - он повышает тонус ваших мышц, освежает

ваш мозг,  успокаивает ваше сердце и улучшает ваше пищеварение.

За это вы должны быть ему благодарны,  и в ответ он ждет от вас

того же.  Если вы в мрачном настроении и отказываетесь  принять

предложенные вам выгоды,  то вы оба пострадаете. Вы станете еще

более угрюмым,  а его желудок расстроится и даст  отрицательное

впечатление его  мыслям,  которые останутся в мозгу до тех пор,

пока он не встретит кого-нибудь более обходительного и умеющего

оценить его приветствие.

    Вещи, которые знакомые говорят друг другу в течение дня,при

этом осторожно избегая вторжения в личную жизнь друг друга,  не

исходят ни от Родителя,  Взрослого,  ни от Ребенка. Они исходят

от маски или Щита,  которые каждый человек помещает между собой

и окружающими людьми,  и которые некоторые  психиатры  называют

п е р с о н а.  Персона - это способ представлять себя и  лучше

всего описывается прилагательными:  резкий, общительный, прият-

ный, находчивый,  деятельный, высокомерный или вежливый. С каж-

дым из этих слов связан различный  способ  произносить  "Hello"

или проводить  время  дня.   Персона формируется между шестью и

двенадцатью годами, когда большая часть детей впервые самостоя-

тельно стакивается с жизнью и входит во взаимодействие с людьми

из окружающего мира, которых не могут выбрать ни они, ни их ро-

дители. Каждый ребенок вскоре замечает, что он нуждается в спо-

собе избегать нежелательных затруднительных ситуаций и  содейс-

твовать желательным в этом мире,  который сделал не он, поэтому

он выбирает свой собственный  способ  представлять  себя  миру.

Обычно он пытается быть обаятельным и вежливым и выглядеть вни-

мательным и уступчивым.  Он может сохранить свою раннюю персону

на всю оставшуюся жизнь, или изменить ее позже,  после большого

опыта, на другую.  Таким образом,  персона представляет собой в

действительности Детское эго состояние,  претерпевшее Родитель-

скую тренировку и приспособленное Взрослым благоразумием к  Лю-

дям, окружающим  его.  Главное требование к персоне - это чтобы

она работала. Если она не работает, человек либо длительно низ-

водится в состоянии тревоги,  когда он среди людей, из-за стра-

ха, что его персона лопнет,  либо  он начинает избегать людей и

обходиться одиночеством.

    Персона действительно специальное эго состояние: состояние

десятилетнего Ребенка, пытающегося проложить свой путь среди

незнакомцев, поэтому  ее можно подогнать под структурную диаг-

рамму, определив, что это специальный аспект Детского эго-сос-

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE"                             стр. 5

 

тояния. В самом деле,  это  хороший пример приспособления себя

к обстоятельствам и действования ожидаемым, предсказуемым спо-

собом, (персона-эго-состояние, известное  как Приспособившийся

Ребенок).

 

    d. Сослуживцы

    Почти таким же невинным и отдаленным,  как отношение  между

знакомыми, является отношение между сослуживцами. Знакомые дер-

жат один другого в отдалении,  хватаясь за хорошо  отработанные

формулы приветствия  и  беседы,  говоря в точности одно и то же

время от времени в той же ситуации,   осторожно  выбирая  самые

безвредные и необидные избитые фразы или же самые обворожитель-

ные. Сослуживцы достигают того же,  разговаривая друг с  другом

не прямо,  а под углом.  Они говорят о чем-то так, что их слова

направлены на это что-то и лишь рикошетом попадают к слушателю.

Трансакциональный аналитик называет профессиональную работу де-

ятельностью, а то,  с чем работает!  называется предметом  дея-

тельности. Если  материал находится прямо перед двумя сотрудни-

ками, они часто будут смотреть на  него,   пока  говорят  между

собой, вместо того, чтобы смотреть друг на друга.

    Помощник (глядя на конструкцию):  Конструкция в самом  деле

хорошая.

    Механик (глядя на конструкцию):  Да, так всегда случается с

этой массовой продукцией. Это просто сделано для увеличения

стоимости.

    Помощник (продолжая глядеть на конструкцию): Да, вы никогда

не увидите такого в   .....    .

    В такой манере механик и его помощник могут работать вместе

целый день в течение месяцев без того, чтобы хоть раз взглянуть

прямо друг на друга.

    Они делают в точности ту же вещь.  Действительно хорошо из-

вестно среди  боссов,  что если канцелярские когда-либо смотрят

вам в глаза (или и те и другие обоюдно), что-то должно произой-

ти. Когда они разговаривают друг с другом, они смотрят на бума-

ги, а не друг на друга.  Бизнесмены и предприниматели с  новыми

заказчиками или клиентами тоже ведут себя как с сослуживцами.

    Таким образом, сослуживцы - это люди, которые разговаривают

друг с другом через предмет,  и которые разговаривают о предме-

те. Это взаимодействие Взрослый-Взрослый,  которое выглядит как

на таблице 3. Если босс нарушает контракт взаимодействия Взрос-

лый-Взрослый, переходя в Родительскую позицию,  это дает работ-

нику право  наградить его одним из трех наименований:  полезный

или суетливый или требовательный,  если он был хорош, и придир-

чивый, самонадеянный или невыносимый,  если не был. Если работ-

ник переходит в Родителя,  то босс точно так же получает  право

для одного  из  трех определений:  понимающий,  сотрудничающий,

дерзкий или что-нибудь другое.  Если любой из них  переходит  в

Ребенка, то  другой чувствует право назвать противника смешным,

недостойным,  ведущей себя неподобающе леди, не по-джентельмен-

ски, любящим пофлиртовать, или рутинером.

    Это означает,  что в это время два сослуживца смотрели друг

на друга  прямо  или  говорили друг с другом прямо вместо того,

чтобы делать это через предмет,  и они представляют собой нечто

большее, чем сотрудники.

 

 

Э. Берн "SEX IN HUMAN LIFE"                             стр. 6

 

    е. Члены комитета

    Из таблицы вы можете видеть, что существует три "прямых го-

ризонтальных" взаимодействия:  Родитель - Родитель,  Взрослый -

Взрослый и Ребенок - Ребенок.  Хотя сослуживцы говорят  друг  с

другом под  углом,  потому что они обсуждают "предметы вне их",

это подходит точно под определение трансакции Взрослый - Взрос-

лый, поэтому  векторы сослуживцев на диаграмме 3 идут прямо па-

раллельно. Весьма забавно,  что не существует простого английс-

кого слова,   которое  описывало  бы  взаимодействие Родитель -

Родитель, хотя они очень привычны повсюду в мире. В этой стране

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Обратная связь

Доставка любой диссертации из России и Украины

Вход для партнеров