Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

НЛП-ПРАКТИК

Предисловие

 

Здесь собраны материалы для проведения сертификационного тренинга по НЛП - НЛП-практик. Программа позволяет провести полноценный тренинговый семинар и передать участникам базовые и продвинутые навыки этого уровня.

Работа на семинаре может строится следующими способами:

1. Тренер описывает технику (комментирует раздаточный материал) в общем виде, демонстрирует при участии добровольца, отвечает на вопросы и предлагает выполнить в качестве упражнения в тройках. При этом участники тройки последовательно находятся в роли "клиента", "консультанта" и "наблюдателя". Консультант выполняет технику для клиента, а наблюдатель по завершении дает обратную связь и помогает сформулировать вопросы к тренеру. После того, как упражнение выполнено, мы — вместе обсуждаем прошедшую работу и отвечаем на возникшие вопросы. При необходимости можно предложить еще одно уп-ражнение на тот же навык или ту же технику (в других тройках) для закрепления.

2. Иной способ заключается в том, чтобы сначала дать предварительное упражнение (упражнения) на отработку-составляющих техники, затем сразу показывать технику, а объяснение-описание предлагать уже потом. А после этого мы предлагаем упражнение - выполнение техники в тройках, и дальше все как в первом варианте.

В любом случае хорошо в процессе объяснения и комментариев использовать суггестивные шаблоны речи, позволяющие участникам семинара лучше усвоить материал на уровне неосознанной компетентности.

Упражнения, предложенные к разным темам, не обязательно делать все. (Или только эти). Надо сделать столько упражнений, чтобы участники были готовы использовать навык. Все, что придумает тренер для этих целей по ходу работы - органично впишется в семинар.

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Содержание:

 

Здравствуйте

Суть НЛП в три минуты

Базовые пресуппозиции НЛП

 

БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ НЛП

Калибровка

Упражнение на калибровку

Усиливаем выражение

"Да", "Нет", "Не знаю"

Крестики-нолики

Приятное-неприятное (человек, событие)

Согласие-несогласие

Гадалка

Модальности: ВАК (визуальный-аудиальный-кинестетический)

Способы определения модальностей: Глаза и Предикаты

Упражнение на калибровку паттернов движения глаз

Примеры сенсорноопределенных слов и выражений (предикатов)

Упражнение на выявление предикатов

Упражнение на переформулирование в другую модальность

Упражнение: истории в трех модальностях

Digital-модальность

Упражнение "Игра в бюрократа"

Модель категорий общения по модальностям

Присоединение

Подстройка

Виды подстройки

Упражнение на подстройку по позе

Упражнение на подстройку по дыханию

Упражнения на голосо-речевую подстройку

Техника безопасности при подстройке

Упражнение на закрепление

Упражнение на полную подстройку

Ведение

Упражнение на полную подстройку и ведение

Отстройка

Упражнение на отстройку

Якорение

Стратегия якорения

Стопка якорей

Коллапс якорей

Пошаговая схема

 

РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ НЛП

Мета-модель

Три универсальных процесса моделирования

Группы мета-модельных нарушений

Упражнение на поиск информации

Упражнение на снятие ограничений

Упражнение на семантику

Упражнение на всю Мета-модель

Обращение Мета-модели

Обращенная МЕТА-МОДЕЛЬ

Упражнение на обращение Мета-модели

Рефрейминг

Упражнение: поиск нового контекста

Дополнительные паттерны работы Милтона Эриксона. Милтон-модель

Упражнение на использование косвенных сообщений

Упражнение на аналоговое маркирование и использование встроенных сообщений

Упражнение на рассказывание историй

Словесная эквилибристика (Фокусы языка)

Основы наведения транса

Общая стратегия работы в трансе:

Переходы, переходные слова

Использование частицы "не"

Контекстуальное внушение (оно же аналоговое маркирование)

Вложенные истории

Упражнение на дополнительные шаблоны

Техника наведения транса "5-4-3-2-1"

Когда внимание отвлекается. Утилизация

Выход из транса (синхронизация)

Упражнение "5-4-3-2-1"

Диссоциация сознания и бессознательного

Упражнение на наведение транса и диссоциацию

Метафора

Построение метафоры

Упражнение на создание метафоры

Утверждение дополнительности

Модель полярности. Интеграция частей

Кодирование состояний. Субмодальности

Субмодальности и их выявление

Понятие о критической субмодальности

Изменение качества опыта с использованием субмодальностей

Контрастный анализ субмодальностей

Упражнение на анализ субмодальностей

 

ТЕХНИКИ ИЗМЕНЕНИЯ НЛП

Хорошо сформированный результат

Процедура ХСР для коррекции

Хорошо сформированный результат как стратегия постановки цели

Упражнение на ХСР

Уровни изменений

Схема уровней работы

Структура уровней

Упражнение на выявление логических уровней

Прохождение по логическим уровням

Генератор нового поведения

Быстрое лечение фобий

Быстрое лечение аллергий

Техника взмаха

Шестишаговый рефрейминг

Шоколад Леди Годива

Буквальный рефрейминг

Покатиться со смеху

Эмоциональное выдувание

Линейное программирование (Любовь или деньги)

Интеграция конфликтных частей

Трехпозиционное описание

Убеждения и верования

Структура убеждения

Типы убеждений

Выявления убеждений

Упражнение

Как отказаться от убеждения

Убеждения и время

Самооценка убеждения

Ревизия (переоценка) убеждения

Изменение убеждения (с использованием субмодальностей)

Музей старых убеждений

Выявление глубинной цели

Определение линии времени

Внесение изменения в прошлое

Как придумать клиенту работу на дом

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Здравствуйте

 

Сидим аудиторией лицом к ведущему. Здравствуйте. Меня зовут…

И беглый расспрос по кругу: кто здесь зачем - кто чего хочет от НЛП вообще и от семинара в частности. Развенчиваем мифы, уточняем цели.

Плавно переходим к вводной (очень короткой) лекции о сути НЛП.

· НЛП - искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях своей деятельности достигают выдающихся результатов. НЛП - набор моделей, умений и технологий для того, чтобы эффективно мыслить и действовать в этом мире. НЛП - это наука о том, КАК люди думают и о тех изменениях, которые оказываются возможными.

 

Суть НЛП в три минуты

 

НЛП началось как моделирование успешных людей. Гриндер и Бэндлер считали, что суть НЛП, то есть получения модели того, как некто делает что-то успешно, можно объяснить в три минуты. Для этого достаточно представить три его составляющих:

· Рисуем на ватмане или доске.

 

 

РЕЗУЛЬТАТ Знать то, чего вы хотите, имея ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ Быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.

ГИБКОСТЬ Быть достаточно гибким, чтобы изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.

 

Таким образом, чтобы овладеть НЛП, нужны: знание о результате, который мы хотим получить, внимание или чувствительность к тому, что изменяется в процессе и достаточная гибкость, чтобы изменять свое поведение до тех пор, пока полученный результат не будет совпадать с запланированным.

· НЛП - это моделирование успешности, использование модели и передача результата как навыка другим людям. Продуктом НЛП являются техники НЛП, которые мы и изучаем на уровне НЛП-практик.

В НЛП есть пресуппозиции. Эти аксиомы - пресуппозиции или предпосылки - НЛП не есть истина для всей жизни. Их ПОЛЕЗНО считать верными в ситуации, когда вы прибегаете к техникам НЛП.

· Почему полезно? Потому что работает. Почему работает, нам сейчас не интересно. НЛП интересуется тем, КАК, больше, чем ПОЧЕМУ.

 

Базовые пресуппозиции НЛП

 

1. Никто не владеет истиной в последней инстанции.

2. Все клиенты разные, каждый клиент имеет свои собственные представления о том, что хорошо и что плохо. Каждый человек живет в своей модели мира, и эта модель неизбежно отличается от самого мира. "Карта - это не территория".

3. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент. Т.е. клиент всегда по-своему и для себя прав и не обязан быть человеком, приятным во всех отношениях.

4. В каждом человеке существует внутренний ресурс, внутренний потенциал для решения его проблем. Если человек осознает проблему, значит, он уже знает (но возможно не осознает) её решение.

5. Есть различие между человеком и его поведением. Успех общения с клиентом зависит от способности терапевта понять способы мышления и поведения клиента, т. е. его мир.

6. За каждым поведением стоит некоторое позитивное (положительно направленное) намерение.

7. Смысл общения заключается в вызванной реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.

8. В человеческом взаимодействии наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении. Если Вы всегда делаете, то, что Вы всегда делали, Вы всегда будете получать то, что Вы всегда получали.

9. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.

10. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления.

11. Психика и тело - это части одной и той же кибернетической системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением.

12. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если Вы не получили желаемых результатов, это не значит, что Вы потерпели неудачу. Не бывает поражений или неудачной работы, существует только обратная связь о Вашем взаимодействии и Вам надо только проанализировать её, чтобы использовать в дальнейшем.

13. Если Вы не ведаете, куда Вы идете, то Вы можете зайти в тупик, куда бы Вы не шли.

14. Не бывает безвыходных ситуаций. Каждая проблема имеет свое решение.

15. Если Вы не достигли желаемого результата от того, что Вы сделали, то сделайте что-то иначе, если и здесь нет результата, то займитесь прямо противоположным.

 

Обсуждаем пресуппозиции в м-группах по 5-7 человек. Вопросы? Идем дальше.

 

Здравствуйте

 

Сидим аудиторией лицом к ведущему. Здравствуйте. Меня зовут…

И беглый расспрос по кругу: кто здесь зачем - кто чего хочет от НЛП вообще и от семинара в частности. Развенчиваем мифы, уточняем цели.

Плавно переходим к вводной (очень короткой) лекции о сути НЛП.

· НЛП - искусство и наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях своей деятельности достигают выдающихся результатов. НЛП - набор моделей, умений и технологий для того, чтобы эффективно мыслить и действовать в этом мире. НЛП - это наука о том, КАК люди думают и о тех изменениях, которые оказываются возможными.

 

Суть НЛП в три минуты

 

НЛП началось как моделирование успешных людей. Гриндер и Бэндлер считали, что суть НЛП, то есть получения модели того, как некто делает что-то успешно, можно объяснить в три минуты. Для этого достаточно представить три его составляющих:

· Рисуем на ватмане или доске.

 

 

РЕЗУЛЬТАТ Знать то, чего вы хотите, имея ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ Быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату.

ГИБКОСТЬ Быть достаточно гибким, чтобы изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.

 

Таким образом, чтобы овладеть НЛП, нужны: знание о результате, который мы хотим получить, внимание или чувствительность к тому, что изменяется в процессе и достаточная гибкость, чтобы изменять свое поведение до тех пор, пока полученный результат не будет совпадать с запланированным.

· НЛП - это моделирование успешности, использование модели и передача результата как навыка другим людям. Продуктом НЛП являются техники НЛП, которые мы и изучаем на уровне НЛП-практик.

В НЛП есть пресуппозиции. Эти аксиомы - пресуппозиции или предпосылки - НЛП не есть истина для всей жизни. Их ПОЛЕЗНО считать верными в ситуации, когда вы прибегаете к техникам НЛП.

· Почему полезно? Потому что работает. Почему работает, нам сейчас не интересно. НЛП интересуется тем, КАК, больше, чем ПОЧЕМУ.

 

Базовые пресуппозиции НЛП

 

1. Никто не владеет истиной в последней инстанции.

2. Все клиенты разные, каждый клиент имеет свои собственные представления о том, что хорошо и что плохо. Каждый человек живет в своей модели мира, и эта модель неизбежно отличается от самого мира. "Карта - это не территория".

3. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент. Т.е. клиент всегда по-своему и для себя прав и не обязан быть человеком, приятным во всех отношениях.

4. В каждом человеке существует внутренний ресурс, внутренний потенциал для решения его проблем. Если человек осознает проблему, значит, он уже знает (но возможно не осознает) её решение.

5. Есть различие между человеком и его поведением. Успех общения с клиентом зависит от способности терапевта понять способы мышления и поведения клиента, т. е. его мир.

6. За каждым поведением стоит некоторое позитивное (положительно направленное) намерение.

7. Смысл общения заключается в вызванной реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.

8. В человеческом взаимодействии наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении. Если Вы всегда делаете, то, что Вы всегда делали, Вы всегда будете получать то, что Вы всегда получали.

9. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.

10. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления.

11. Психика и тело - это части одной и той же кибернетической системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением.

12. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если Вы не получили желаемых результатов, это не значит, что Вы потерпели неудачу. Не бывает поражений или неудачной работы, существует только обратная связь о Вашем взаимодействии и Вам надо только проанализировать её, чтобы использовать в дальнейшем.

13. Если Вы не ведаете, куда Вы идете, то Вы можете зайти в тупик, куда бы Вы не шли.

14. Не бывает безвыходных ситуаций. Каждая проблема имеет свое решение.

15. Если Вы не достигли желаемого результата от того, что Вы сделали, то сделайте что-то иначе, если и здесь нет результата, то займитесь прямо противоположным.

 

Обсуждаем пресуппозиции в м-группах по 5-7 человек. Вопросы? Идем дальше.

 

БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ НЛП

 

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

Калибровка

 

Когда мы говорили о Чувствительности к обратной связи, мы, по сути, затрагивали именно калибровку - точность наблюдения за изменениями в клиенте. Именно опираясь на эти наблюдения мы узнаем, что с клиентом действительно что-то (и что именно) происходит. Исходя из этих наблюдений мы можем скорректировать свое воздействие: усилить то, что работает, преравать то, что мешает, поискать новое.

· Почему "калибровка"? При включении видеокамеры ей нужно дать образец белого цвета (калибровка белого). После этого камера может адекватно передавать изменения в цвете. В нашем случае чтобы отслеживать внешние проявления, нам нужно сравнивать их с предыдущим состоянием. Нас интересует именно изменение, а не просто данность.

Сопоставление откалиброванного изменения и знания о вызвавшем его стимуле (что именно мы в этот момент делаем) и дает эффективность работы в технике. Без калибровки, без опоры на сенсорно очевидную обратную связь НЛП не работает.

· Ну, или работает гораздо слабее.

Нужно отчетливо выделять во всем потоке внешних проявлени человека именно те, которые свидетельствуют об изменении эмоционального состояния.

Каждое внутренние состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция (экстравербальные признаки), тон голоса и темп речи (паравербальные признаки). Нам необходимо замечать и запоминать невербальные проявления разных состояний клиента.

Очень важна соотнесенность, созвучность невербальной информации от клиента с той, которую он выражает осознанно - это информация о конгруэнтности (соответствии разных внешних проявлений между собой: того, что человек говорит и того, как он говорит: слов, тона его голоса, мимики и жестов). Несогласованность-несоответствие поведения и слов клиента (неконгруэнтность) уже само по себе - сигнал о необходимости нашего внимания к затронутой теме. А по конкретике можно разобраться и в том, куда копать дальше.

Итак, на что обращаем внимание:

Нас интересует лицо (верхняя, средняя и нижняя треть), плечевой пояс, грудь и живот (информация о дыхании), положение тела и его движение, характеристики голоса, употребляемая лексика, конгруэнтность (об этом уже шла речь).

Во всех случаях нас интересует именно изменение по всем этим характеристикам. Большая ошибка заключается в том, чтобы приписывать стандартное объяснение статическим признакам. Если у человека красное лицо, это может свидетельствовать и о легком подпитии, и о повышенном давлении, не обязательно об эмоциональном фоне.

· Хотя может - и об этом.

Зажатая поза может говорить и о напряжении, но и о том, что человек хочет в туалет или ему холодно. А может, он всегда так сидит. Нас не интересуют признаки, которые присутствуют постоянно или большую часть времени. Они много чего могут нам сказать о человеке, но практически ничего - о его сиюминутной реакции на то, что происходит здесь и сейчас.

· А мы интересуемся именно этим.

Нам важны именно моменты перехода из одного состояния - в другое. Не краснота, а момент начала покраснения (или накатывающей бледности), не качания ногой, а момент начала этого покачивания, не хриплый голос, а слово, на котором он охрип, не постоянные паузы, а та из них, которая явно больше остальных, не само кивание, а момент его начала или прекращения, не сама поза, а ее изменение: не как сидит, а то, что пересел.

И, второе, нам важно, в какую сторону эти изменения: в сторону облегчения или усиления дискомфорта.

· Потому что мы ищем место, для клиента трудное и неприятное. А там, где клиенту хорошо, нам делать нечего.

Он расслабился или напрягся, глаза высохли или покраснели и увлажнились, руки легли на колени или вцепились в них (или судорожно задвигались у лица) и т.д.

Теперь о конкретном.

Лицо:

В верхней трети лица нас интересуют лоб, брови и переносица. Именно эта часть лица наиболее правдиво отражает эмоции. Труднее всего осознанно управлять положением бровей (кроме выражения удивления). Но и напряжения-морщинки на лбу и переносице, особенно сиюминутные, собранные и тут же распущенные могут прямо говорить об эмоциональном отклике.

· Кстати говоря, наиболее честной, несыгранной реакцией считается именно такая, промелькнувшая. Особенно это относится к удивлению. Брови, взвившиеся в удивлении и застрявшие там, в вышине - обычно свидетельствуют о неискренности. А вот дрогнувшие вверх-вниз - обычно об удивлении настоящем.

В средней трети лица мы наблюдаем глаза и нос. Точнее, крылышки носа и его кончик. Крылышки могут раздуваться и опадать. Кончик может подрагивать, подаваться вверх (задрал нос) и опускаться вниз (нос повесил).

Труднее с глазами. Тут целых две больших области. Первая - мелкие реакции мышц вокруг глаз и век (которые, собственно и придают глазам то или иное выражение). То, как закладываются и пропадают морщинки у глаз, как человек щурится или широко открывает глаза, с какой частотой моргает и как все это изменяется - тоже богатая информация о чувствах сидящего (обычно) перед нами человека.

Вторая область - движения зрачков, которые, по свидетельству Д. Гриндера и Р. Бэндлера, свидетельствуют об особенностях обработки информации и обращения к памяти .

Вот грузный, с мягкими чертами лица человек (пикник) то и дело смотрит вправо вниз, рассказывая о трудностях во взаимоотношениях. Получается, что опирается на ощущения. Так что о чувствах-ощущениях и будем сочувственно спрашивать.

А вот к женщине с богатыми модуляциями голоса и плавными движениями глаз вправо-влево по средней линии мы будем скорее - прислушиваться.

Ну и, соответственно, вместе рассмотрим ситуацию с тем, кто по любому поводу рассматривает потолок и внимательно относится к тому, как выглядит (одевается и ведет себя) сам, а равно придирчив к порядку и красотам вашего кабинета.

В нижней части лица нам интересен не столько рот (губы), потому что именно этой областью люди владеют обычно неплохо и могут изобразить губы практически какие угодно, сколько соотношение сиюминутного выражения этих губ с другими показателями владеющего клиентом настроения.

· Конгруэнтность. Помните?

Но особенно важны напряжения мышц челюсти. Вот зубы сжались - четче очерчена линия подбородка, резче легли тени, заиграли желваки. А вот мышцы челюсти расслабились, низ лица слегка расплылся, стал мягче.

· Обычно напрягаются-расслабляются еще и мышцы шеи.

Естественно, наиболее богатую информацию об изменениях в эмоциях пришедшего к нам человека дает сравнение и сопоставление изменений на всех трех лицевых уровнях. Эти уровни показывают одно и то же? В одной и той же степени?

· И если нет, то нас интересует в первую очередь то, что трудно сыграть-изобразить.

Женщина строгого вида пытается смеяться над своими неурядицами, но глаза красные и подбородок дрожит. Или, наоборот, мама рассказывает о своей озабоченности похождениями дочери, а лицо спокойное и улыбчиво-кокетливое. Человек хмурит брови, а челюсть расслаблена и губы сложены в усмешку.

· О чем, интересно?

Нам важны те мелкие изменения, которые не отслеживаются самим человеком - непроизвольные движения. Обычно они менее выражены и мелькают быстрее. Но нам важны именно они.

Тело:

Плечи могут опуститься безвольно, напрячься и подтянуться вверх (голова втягивается в плечи), они могут податься вперед или назад (или одно вперед, другое - назад), могут начать покачиваться из стороны в сторону или вперед-назад, увлекая за собой все тело, могут развернуться или съежиться, вызывая сгорбленность-сутулость.

· Естественно, что это не только плечи, а все туловище, но наблюдается легче всего все это именно в районе плеч. Кстати, мерное покачивание плеч выдает и дыхание.

Грудь и живот больше всего говорят о дыхании: здесь нас интересуют его изменения. Человек дышал ровно, но вдруг ритм сбился, задержался, участился. Пошли вздохи. Что-то напрягло? Задело? Расстроило? Или он хотел рассмеяться?

А вот ритм замедлился, выровнялся, углубился (грудь и живот колышатся реже, но увеличиваются на вдохе больше) - человек успокаивается? Или успокаивает себя? А если при ровном мерном дыхании колебаний живота и груди почти незаметно? Может быть, клиент входит в транс?

· А мы это планировали?Если нет, что мы будем делать? (Об этом позже).

Мы наблюдаем и изменение положения тела в пространстве. Человек подался впереди или откинулся? Развернулся к нам или отвернул голову, как бы рассматривая интерьер? Начал жестикулировать (и как - у лица, у груди, на уровне живота, одной рукой или обеими, от плеча, от локтя, от кисти… или просто дрогнули пальцы) или прекратил? Резко или плавно? Встал или сел? Или растекся на стуле? Подобрался? Поджал ноги? Вытянул? Расставил? Скрестил?

· Еще раз о главном: нас волнует не само положение тела, а когда (реагируя на какие слова, на какую тему) и как оно изменилось. Нам важны - изменения. Не будем уподобляться тем, кто твердо знает, что "сложенные на груди руки означают закрытость, а покачивание туфлей - сексуальный интерес".

Голос:

Какие изменения мы можем услышать в голосе клиента? Основных характеристик четыре: скорость, громкость, тембр и интонирование. Человек заговорил быстрее или замедлил темп речи? Стал говорить сбивчиво?

· Вообще замолчал? Нас интересует не молчание, а то, в каком месте оно вдруг возникло. А если человек только и делает, что молчит, то о чем он все-таки стал разговаривать?

Громче или тише, выше или ниже заговорил клиент? Может быть усилилась амплитуда и частота смены высоты и громкости речи? Как сильно? Где, на какой теме обнаружилось

Размер файла: 510.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров