Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

описание перечисленных выше финансовых отчетов с интерпретацией их во 1. Особенности финансового учета предприятия для целей диагностики

 

            В настоящем разделе рассматриваются основные положения финансового учета в части представления баланса и отчета о прибыли в западных форматах и то, как они используются для целей диагностики предприятия. Понятие «западные форматы» не имеет однозначного толкования, хотя часто используется в последнее время в реальной практике разработки инвестиционных проектов в Украине и других странах СНГ. Дело в том, что правила финансового учета  различных западных стран регламентируются своими специфическими стандартами. И в то же время, между ними есть много общего, так что бухгалтер или финансовый менеджер Великобритании без особого труда сможет понять и оценить информацию, представленную американским бухгалтером.  В настоящем разделе мы будем руководствоваться теми принципами и правилами, которые составляют основу Общепринятых принципов бухгалтерского учета (GAAP – Generally Accepted Accounting Principles) США и основными положениями Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ).

Настоящие учебные материалы рассматривают следующую комплексную задачу:

§         изложить основные принципы и особенности МСБУ,

§         описать форматы баланса и отчета о прибыли в виде, наиболее удобном для проведения диагностики,

§         дать интерпретацию основных статей баланса и отчета о прибыли,

§         найти соответствие между основными статьями баланса и отчета о прибыли в украинских и международных стандартах,

§         изложить методику составления отчета о движении денег,

§         указать пути использования баланса и отчета о прибыли для целей диагностики предприятия.

            Все эти вопросы излагаются ниже главным образом для финансового менеджера и финансового аналитика, который ответственен за взаимодействие с реальным или потенциальным зарубежным инвестором или кредитором, а не для бухгалтера, главная задача которого вести финансовый учет на предприятии в строгом соответствии с предписанными правилами.

            Основное назначение финансового учета – удовлетворить информационные потребности достаточно широкого круга  лиц, имеющих отношение к предприятию. В последнее время появился специальный термин «Stakeholders», который как раз и обозначает эту группу лиц. Интересно то, что поскольку этот термин не имеет достаточно лаконичного перевода на другие языки, его произносят и пишут буквально, как произносят в английском языке, так что на русском языке он записывается следующим образом: «стейкхолдер». Основными стейкхолдерами предприятия являются:

§         инвесторы, вкладывающие в компанию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него;

§         кредиторы, временно предоставляющие предприятию заем в обмен на некоторый заранее установленный доход, и заинтересованные в информации, позволяющие им определить, будут ли своевременно осуществлены выплаты по кредиту;

§         менеджеры предприятия, поскольку финансовая информация позволяет сделать наиболее достоверную оценку эффективности управления предприятием;

§         работники предприятия, заинтересованные в получении информации о способности предприятия своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные и прочие выплаты;

§         поставщики, заинтересованные в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно выплачены полагающиеся им суммы;

§         потребители (клиенты предприятия), заинтересованные в стабильности поставок, как следствие финансовой респектабельности предприятия;

§         общественные и государственные организации, поскольку от успешного функционирования предприятия зависит благосостояние экономической инфраструктуры региона.

Существенной особенностью украинской (и в целом, постсоветской) системы финансового учета является то, что ее главным потребителем являются налоговые органы, которые выдвигают систему очень громоздких требований к отчетности. Эта система постоянно меняется, так что новые правила часто входят в противоречие со старыми. В целом, это приводит к постоянной «головной боле» бухгалтеров и их патологической боязни совершить ошибку, нарушив какое-либо правило. В то же время основные украинские стейкхолдеры не имеют возможности получить доступ к финансовой информации по предприятию и разобраться в ее содержании, даже каким-либо образом добыв бухгалтерские отчеты. Проведенная реформа украинской системы бухгалтерского учета приблизила форматы баланса и отчета о прибыли к международным стандартам и ввела новый для украинской отчетности документ – отчет о движении денег. Тем не менее, существующая отечественная система бухгалтерского учета и отчетности все еще остается громоздкой.

Прежде чем перейти к содержанию основных финансовых отчетов, рассмотрим систему требований, которые предъявляются к системе в целом.

Главное требование, предъявляемое к системе финансового учета и отчетности, которое определяет совокупность всех основных требований и принципов, состоит в том, чтобы система была полезной для ее пользователей. Полезность достигается путем обеспечения целой системы, структура которой представлена на рисунке. Ниже приводится краткая характеристика основных элементов этой системы.

Прежде всего, рассмотрим требования к качеству информации, представляемой в финансовой системе. Эти требования принято подразделять на основные и второстепенные.

К числу основных требований относятся

§           требование значимости (ценности) для пользователя информации и

§           требование надежности.

          Требование значимости информации для пользователя включает следующие три фактора:

§         своевременность, предполагающая, что информация должна поступить пользователю «свежей», т.е. не устаревшей, в противном случае она перестанет отражать реальное состояние предприятия;

§         прогностическая ценность, т.е. способность информации служить основой для надежного предсказания дальнейших перспектив работы предприятия;

§         ценность обратной связи, которая дает возможность пользователю информации установить, насколько верны были оценки перспектив работы компании, сделанные ранее.

Требование надежности финансовой информации означает адекватное отражение ею экономических реалий деятельности предприятия. Более детально, надежность финансовой информации означает:

§         достоверность описания деятельности предприятия, т.е. финансовая информация должна отражать экономическую сущность операций предприятия, а не их формальную сторону;

§         проверяемость, т.е. обеспечение возможности проведения аудиторских проверок отчетности вплоть до проверки достоверности первичных документов;

§         нейтральность (непредвзятость) отчетности, т.е. отсутствие у ее составителей намерения склонить ее пользователей к определенному решению, например, продаже части активов.

К числу дополнительных требований принадлежат:

§         сопоставимость, которая означает возможность сравнения данных финансовой отчетности о работе конкретного предприятия с другими данными, выбираемыми по широкому набору признаков;

§         постоянство, которое обеспечивает соблюдение одних и тех же процедур составления отчетности в рамках одного учетного периода (года), т.е. предприятие не имеет право менять, например,  процедуру учета товарно-материальных запасов посредине учетного периода.

Качество и полезность финансовой отчетности зависят  от принципов, на которых базируется финансовый учет, а также на существующих ограничениях на включение данных в отчеты.

            Важнейшими принципами, лежащими в основании финансовых отчетов, являются принципы начисления и непрерывности функционирования.

            Непрерывность функционирования  предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность непрерывно в обозримом будущем, т.е. нет ни намерения, ни потребности в его ликвидации. Как только становится известным решение о полном или частичном прекращении деятельности, активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при ликвидации.      

Принцип начисления гласит: ”Все, что “произошло” в течение отчетного периода, должно найти отражение в финансовых отчетах предприятия, независимо от того, когда производятся расчеты по операциям в денежной форме”.

            Близким к этому принципу является принцип соответствия, который означает, что в данном отчетном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов этого отчетного периода.

            Ниже приведено краткое определение остальных принципов.

Принцип денежного измерения: финансовый учет оперирует данными в денежном представлении.

Принцип хозяйственной единицы (автономности предприятия): бухгалтерские счета предприятия должны быть отделены от счетов его владельцев и работников.

Принцип себестоимости (исторической стоимости): финансовый  учет оперирует себестоимостью средств (активов) (покупной стоимостью), а не их рыночной стоимостью.

Принцип консерватизма: увеличение суммы капитала признается только тогда, когда это становится вполне определенным событием; уменьшение капитала признается, когда это становится вполне возможным.

Принцип раскрытия: все значительные события фиксируются, а незначительные не принимаются во внимание.

Принцип определения дохода: доходы учитываются, когда продукция или услуги передаются клиенту.

            Согласно МСБУ финансовая отчетность предприятия включает следующие основные компоненты:

·         баланс;

·         отчет о прибылях и убытках;

·         отчет о движении денежных средств;

·         пояснения к финансовой отчетности.

 

Следует специально подчеркнуть, что назначение этих отчетов состоит не в том, чтобы просто констатировать состояние предприятия на какой-либо момент времени или за какой либо период времени, а в том, чтобы дать возможность стейкхолдерам предприятия проанализировать это состояние, сделать вывод о причинах возможного ухудшения деятельности предприятия и наметить пути дальнейшего развития.

            Ниже проведено систематическое зможности для аналитического описания предприятия. В следующем разделе дана характеристика баланса, отчета о прибыли и отчета о нераспределенной прибыли. В последующем разделе отдельно рассмотрен отчет о движении денежных средств.

2. Диагностика предприятия с помощью баланса и отчета о прибыли

 

2.1. Основные понятия

 

Прежде всего, рассмотрим перечень и определение основных понятий, которые служат основой для составления финансовых отчетов предприятий.

            Активы предприятия – это его ресурсы, которые должны принести предприятию выгоды в будущем. Активы предприятия должны принадлежать ему (а не быть, например, арендованными) и должны быть ранее приобретенными (а не находящимися в стадии приобретения).

            Обязательства предприятия трактуются, как источники приобретения активов, заимствованные на время у других лиц (не владельцев предприятия).

            Собственный капитал предприятия рассматривается как остаток активов после вычета из них суммы всех обязательств. Иногда собственный капитал называют чистыми (т.е. освобожденными от долгов) активами. Собственный капитал складывается из инвестиций владельцев предприятия и величины прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности и реинвестированной в предприятие.

            Доходы представляют собой увеличение активов предприятия, обусловленое главным образом производством и поставкой товаров и услуг в рамках основной деятельности предприятия. Предприятие может получать доходы также от инвестиционной деятельности как результат владения и продажи активов.

            Затраты (издержки, расходы) представляют собой уменьшение активов или увеличение обязательств (пассивов) или сочетание того и другого в связи с производством и поставкой товаров и услуг в рамках  деятельности предприятия.

            Прибыль предприятия за период времени – это разность между доходами предприятия за данный период и его издержками, вызвавшими получение этих доходов.

            Приведенные выше определения являются ключевыми для формирования баланса и отчета о прибыли. Баланс - это финансовый отчет, отражающий состояние средств, обязательств и капитала на определенный момент времени в денежном выражении. Баланс состоит из двух частей - актива и пассива. Актив показывает экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические  ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами. Баланс может строиться по двум признакам - по степени увеличения или уменьшения ликвидности активов. В Украине используется первый признак, в западной практике - чаще второй. В основании построения баланса заложен  принцип двойственности, отражаемый его основной формулой:

            Активы = Обязательства + Капитал.

Наиболее распространенной в западных странах группировкой статей баланс является следующая форма.

Следует подчеркнуть, что формат размещения основных статей баланса не играет решающей роли, более важной представляется правильная интерпретация содержания каждой статьи и умение на основании количественных значений статей баланс сделать правильные выводы. Автор имеет опыт эффективного сотрудничества с одной крупной украинской компанией, которая представляет собой холдинг, состоящий из более десятка отдельных предприятий. Финансовый менеджер этого холдинга с успехом использовала предлагаемые ниже подходы к формированию финансовой отчетности во всех предприятиях холдинга и для консолидированной отчетности.

Ниже приведена характеристика основных понятий баланса предприятия. Понятие «баланс» употребляется здесь и везде далее не как бухгалтерская категория, а исключительно как информационное описание активов предприятия и источников их финансирования.

Оборотные средства предприятия отличаются от основных активов тем, что предприятие владеет этими средствами на протяжении периода, не превышающего один год. В течение некоторого времени (менее одного года) эти средства трансформируются в деньги, затем оборотные средства пополняются, обеспечивая тем самым непрерывный процесс текущей деятельности предприятия. Используемые в процессе деятельности предприятия оборотные средства включаются в издержки предприятия и участвуют тем самым в формировании прибыли компании. Основные средства приобретаются предприятием в расчете на длительное, более одного года, использование. Это результат так называемых долгосрочных вложений (инвестиций) предприятия. В процессе текущей деятельности компании стоимость основных средств предприятия включается в его издержки по частям в соответствии с принятыми в конкретной стране правилами. Говорят, что основные средства амортизируются. Способы амортизации различаются сообразно типу основных средств.

Краткосрочные обязательства представляют собой сумму задолженностей предприятия различным юридическим и физическим лицам, каждая из этих задолженностей должна быть погашена в течение срока, не превышающего один год. Долгосрочные обязательства представляют собой заемный капитал компании. Отличительной особенностью заемного капитала является то, что он передается предприятию на сравнительно продолжительное время (более одного года) и должен быть возвращен владельцу капитала единоразово или по частям с выплатой фиксированного заранее оговоренного вознаграждения (процентов). Собственный капитал вкладывается ее владельцами на неопределенный промежуток времени и не предполагает возврата когда-либо в будущем. Владельцы собственного капитала, в отличие от владельцев заемного капитала, не рассчитывают на получение фиксированного вознаграждения. Это вознаграждение зависит от результатов деятельности предприятия и выплачивается в виде дивидендов.

Отчет о прибыли предприятия дает представление об эффективности деятельности предприятия за конкретный промежуток времени. Структурно отчет о прибыли оформляется в виде таблицы, в которой производится последовательное вычитание из выручки предприятия всех издержек, включая финансовые и налоги, так, что в конечном итоге получается чистая прибыль предприятия.

Существенно то, что баланс и отчет о прибыли представляют собой единую систему взаимосвязанных показателей предприятия, и потому ниже приведено их совместное описание. Рассмотрен пример описания небольшого предприятия по сборке и настройке электронных бытовых приборов. Это –  акционерное общество, которое эффективно привлекает как собственный, так и заемный капитала, используя все имеющиеся для этого возможности. С целью демонстрации динамики предприятия описано состояние и результативность деятельности компании в течение двух лет. Для того, чтобы это описание было полным, необходимо представить баланс предприятия для трех точек времени, которые соответствуют началу трех календарных лет, т.е. всего следует рассмотреть три баланса. В то же время, отчет о прибыли представляется для двух рассматриваемых лет.

В таблицах 2.1 и 2.2. приведены баланс и отчет о прибыли, дающие представление о предприятии за два года. В таблице 2.1 приведен отчет о прибыли той же компании в соответствии с принятыми в настоящее время украинскими стандартами



Размер файла: 1.84 Мбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров