Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

Предварительное замечание

 

Когда мы провозглашаем объективность в качестве основного кредо социолога, порой происходит некоторый досадный сдвиг. Научные выводы из наших конкретных исследований именно в силу серьезности формулировок заметно теряют контакт с эстетическими качествами объекта. В то же время искренность и непосредственность, я бы сказал поэтичность, как исследователя, так и наблюдаемой совокупности остаются на втором плане.

И было бы странно, если бы среди социологов не появлялись изредка люди, способные чрезвычайно тонко и, одновременно, противоречиво и поэтично запечатлеть нашу повседневность.

Давно замечено, что оппозиция “объективность-субъективность” состоит зачастую в раскрытии веселых черт жизни. Юмор при этом выражает чувство некой противоположности. Сопровождающий его смех, разумеется, уступает серьезности, однако ставит под сомнение господство последней. В то же время этот смех неистребим, он появляется везде и повсюду, а “топор серьезности слишком груб и неповоротлив, чтобы успеть везде” (А.Ахиезер).

Вообще-то смех обнаруживает две свои особенности. Первая проявляется в качестве веселости, вторая – в амбивалентности: веселость отступает перед желанием высмеять не только окружающих, но и себя. Именно вторая особенность не исключает серьезности, но дополняет и завершает ее. Сам “носитель” серьезности и несерьезности обычно противоречив, но именно это сочетание и составляет его жизнь.

Социология и многие ее представители не могут быть серьезными с начала до конца, поскольку эта наука, несмотря на всю ее уязвимость, все же отличается от пропаганды. Каждый социолог знает это и, внутренне готовый к парадоксальности,  не всегда бывает серьезным “вовне”. Разумеется, людям более свойственны серьезность и драматизм, чем юмор, являющийся тенью комического. В конкретных ситуациях человек ищет их значения и затем соизмеряет с ними и свои слова, мысли, действия. При трагических событиях последствием может быть плач, при комических – смех. Такая реакция естественна, она является ответом на нечто неожиданное, непознанное, ответом, выводящим их за порог некоторого замешательства.

Сказанное можно подтвердить популярным одесским рассказом:

В одной еврейской семье умер ее глава. Его родственники, желая сэкономить на почтовых расходах, послали в Израиль короткую телеграмму: “Изя все”. Через несколько часов они получили соболезнование: “Ой”.

Юмор освобождает социолога, как, впрочем, любого специалиста, от штампов, всего монотонного, актуализируя смеховую культуру народа, таящуюся в каждом человеке. Юмор как отражение, тень комического, всегда содержит и критическое начало, позволяющее поиграть с предрассудками окружающих. Один из моих коллег американец Луис Муниз считает, что юмор, науку и искусство вообще нельзя разъединить. В противном случае невозможно понять место человека в обществе. Юмор есть во всем, что мы делаем, и даже в тех делах, которые мы не делаем.

Из сказанного вовсе не следует, что, проникнувшись идеей парадоксального, противоречивого мышления, мы заведомо определяем себя свободными “играющими” людьми, да еще, одновременно, и классными специалистами.

Российскую социологию губит и бедность, и засилье грошевых работ (угодливость заказчику), и то, что в науку пошел середняк. Если ранее в роли ее могильщика рядилась идеология, то ныне это с неменьшим успехом делает экономическая неустроенность. Можно ли шутить  и наслаждаться весельем в подобной ситуации? Наверное, – ответите вы. Но такой ответ требует некоторой аргументации, названий тех – или иных источников и, разумеется, фамилий. Это сделать, конечно же, можно, хотя кажется сейчас не до юмора – серьезность размышлений о судьбах русской интеллигенции явно преобладает (В. Лоханкин).

Именно поэтому довольно неожиданным для всех нас стало явление одного из самых проницательных российских социологов Вилена Николаевича Иванова в качестве автора двух сходных по духу, а иногда и по тексту, работ.

После прочтения этих небольших книг, честно признаюсь: из авторов – политических сатириков мне оказались близкими не только Дон Аминадо (А.П. Шполянский, 1888-1957), но и современный Вилен Иванов. Первый из них, к сожалению, стал известен широкому кругу российских читателей лишь после выхода в свет довольно большого тома “Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания” в 1994 г. (издательство “Терра”), включившего в себя избранные произведения этого замечательного сатирика и лирического поэта России и русского зарубежья.

О втором же из них, человеке более известном в качестве серьезного исследователя и талантливого организатора социологического сообщества до выхода в свет уже упомянутых выше сборников[1], сложилось довольно стойкое впечатление как о выдержанном и остроумном человеке, превосходном рассказчике и резонере. Это впечатление теперь дополнено новыми и несколько неожиданными качествами, о которых и пойдут дальнейшие мои размышления.

 

Дон Аминадо и В.Иванов: заочный диалог

 

Замечу, что для современного читателя Дон Аминадо и В. Иванов выступают, прежде всего, как авторы совершенно разных эпох. Но приглядимся поближе, и станет видно, что многое их явно сближает. Одними и теми же являются объекты сатиры (имена их носителей не в счет), сходны  поэтический стиль и художественный метод. Они амбивалентны: оба изначально исключают однозначно-обличительный подход к явлениям современности. В собственных же глазах они часто выглядят людьми колеблющимися, иногда просто слабыми.

Дон Аминадо:

Живем. Скрипим. И медленно седеем.

Плетемся переулками Passy

И скоро совершенно обалдеем

От способов спасения Руси.

                            (“Застигнутые ночью”)

В. Иванов:

Я, конечно, не мессия

И спасти вас не сумею.

Но в душе моей Россия.

Я служу ей как умею.

                            (Без названия)



[1] Иванов В.Н. Эпиграммы, поздравления, басни. Стихи о разном. М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2001. 169 с.; Иванов В.Н. Друзьям. Политикам. Коллегам. Эпиграммы. Басни. Зарисовки (издание 2, дополненное). М.: РИЦ ИСПИ РАН. 2002. 140 с.

 



Размер файла: 62.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров