Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ИГРУШКА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

 

Студенческие годы являются периодом активной социализации личностей юношей и девушек, еще недавно перешагнувших порог детства. Это накладывает определенный отпечаток на становление их социальной идентичности, происходящей в процессе социализации. Как объяснить тот факт, что в комнатах студенток часто можно увидеть игрушки на полках, молодые люди дарят подругам мягкие игрушки, в машинах вешают маленькие талисманы? Что это – дань моде, часть интерьера или нечто более значимое? Этот вопрос представляется интересным и важным, и ответ на него может помочь определить состояние студента, его внутреннюю самоидентификацию: чувствует ли он себя уже взрослым или он предпочитает «мир детства».

Судя по литературе, игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры[1]. Особенностью данной работы является то, что в ней рассматриваются феномен игрушки, степень ее распространения и значения в процессе социокультурной социализации современных студентов. При этом усилия концентрируются на решении следующих задач: проанализировать различные виды игрушек и их влияние на развитие личности; показать гендерное влияние на выбор различных видов игрушки; выявить основные виды взрослой игрушки; раскрыть изменение функций игрушки в процессе взросления личности. Исследование проводилось в форме полуформализованного интервью; опрошено 60 студентов, обучающихся в московских вузах, в том числе: на 2-м курсе – 25 человек, 3-м – 31, 4-м – 4 человека. В опросе приняли участие студенты как гуманитарных специальностей, так и технических. Из респондентов 23 мужского пола и 37 - женского; 30 - жители Москвы и 30 – иногородние, проживающие в общежитии.

Рассмотрим некоторые результаты исследования. Как и предполагалось, игрушки в детстве были у всех респондентов. Лишь четверо респондентов не смогли вспомнить своей любимой игрушки, объясняя это тем, что их было много. Остальные с легкостью называли свои любимые игрушки, иногда по несколько сразу. Часто вспоминалась первая игрушка или редкая, привезенная из-за границы. Причем воспоминания о своей любимой игрушке, как правило, вызывали улыбку на лицах респондентов.

Возможность с помощью игрушки ассоциировать себя с взрослыми оказалось важнее для мальчиков, чем для девочек. Девушки объясняли свою привязанность к любимой игрушке чаще с эмоциональной стороны: подарок дорогого человека (мамы, бабушки, крестной) - 7, «домашняя, родная», «старая, милая», «обтрепанный, одинокий». «Много времени проводил с этой игрушкой» - так ответили 5 респондентов. Затруднились объяснить, почему дорога именно эта игрушка, столько же.

Девушки чаще вспоминали кукол (17) и мягкие игрушки (15). У мальчиков также на первое место вышла мягкая игрушка (7). Среди традиционных «мальчишеских» игрушек были названы машинки (6), железная дорога (1) и солдатики (2) или маленькие фи­гурки мультипликационных героев-мутантов (1), которых также можно отнести к виду «милитаризованных игрушек». Про оружие вспомнил (вскользь) лишь один из респондентов. Известно, что ребенок склонен оживлять игрушку, для него это чаще друг, который живет своей жизнью. Это подтверждается рассказами опрошенных о каких-то случаях, связанных с игрушками. Вспоминают не конкретную ситуацию, а постоянное присутствие в жизни этой игрушки - "таскал везде с собою". У игрушек существовало свое потайное место. Их защищали от собак. Они были не просто развлечением, они были «друзьями», «учениками», «дочками». Они играли свои роли.

Вспоминали также игрушки, которые помогали ребенку «играть во взрослых». Играя со стиральной машинкой в ванной, находясь рядом с мамой, подражая ей, девочка представляла себя взрослой - «как мама». Игра в машинки привела к увлечению автомобилями, побудила закончить автошколу. Студент, который принимает активное участие в общественно-политическом движении, среди любимых игрушек выделил «деловую игру»- «Монополию». Одна девушка и один юноша назвали игрушечный "конструктор". Причем оба они выбрали специальность, связанную с конструированием (дизайнер и компьютерное конструирование соответственно). Подтвердилось и то, что в процессе взросления личности, ее социализации игрушки утрачивают свое основное, «игровое» значение. Многие перестали играть в игрушки примерно в 10-13 лет (26). Самый ранний возраст - 6 лет (2); 7-9 лет (8), причем один респондент выразил сожаление по этому поводу. Самый поздний -14-15 (8). Тем не менее, оказалось, что немалов студентов "продолжают играть в игрушки" – так ответили 14 человек.

О судьбе своей любимой игрушки девушки знают больше и отвечали быстро и конкретно. Юноши менее уверены в своих ответах. Чаще всего игрушка хранится где-то на чердаке, в шкафу, в кладовой или на даче, у бабушки, в гараже или пылится на полке, но она точно «жива» и ее можно найти – так полагают 2/3 респондентов. Еще 5 респондентов кому-либо подарили ее или отнесли в детский сад. Сломались две игрушки. Хотя игрушка и утратила игровые функции, она еще "живет" и является воспоминанием о детстве (3). Об это же свидетельствуют и ответы респондентов, проживающих в общежитии (3): «осталась со мной». Для них игрушка не только воспоминание о детстве, но и воспоминание о доме. Исчезли игрушки лишь у 6 респондентов.



[1] Напомним, что в психологии первая попытка создать теорию игры принадлежит К. Гроосу. Он указал, что игра есть «предупражнение к деятельности». К. Бюлер поставил в центр теории игры понятие функционального удовольствия. К. Кофка дополнил эту концепцию, отметив, что удовольствие от функции приносит не просто деятельность сама по себе, а деятельность, которая протекает в соответствии с желанием играющего. На противоположной позиции стоял Ф. Бойтендайк, полагая, что игра - тренировка молодого организма для будущей деятельности, проявление избытка жизненной энергии, свойственного молодому существу. В отечественной психологии наиболее полное исследование игры проведено Д. Б. Элькониным, который усматривает в ней в первую очередь механизм социализации, способ социальной адаптации. Рассмотрим игры в социологическом ракурсе обнаруживается в теории И. Гофмана. Его интересует, в частности, непроизвольное самовыражение, которым люди в процессе игры выдают себя, обычно непреднамеренное, невербальное и театральное.



Размер файла: 59.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров