Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОССТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

На страницах "Социологических исследований" неоднократно поднимались вопросы, касающиеся положения социологии в высшей школе, ее преподавания, отношения к ней в вузах различного профиля (см., например, публикации: "В положении Золушки", "Социологическое образование в техническом университете" – 2001 г., № 6; "Экономическая социология в экономическом вузе" – 2002 г., №7, и др.). Судя по многим фактам, в развитии социологического образования в нашей стране сложилась явно противоречивая ситуация. С одной стороны новый социальный контекст хода событий в России на рубеже XX–XXI веков объективно обусловил рост интереса, востребованности социологической подготовки кадров, просвещения населения, формирования новой культуры социальной жизни, ее технологизации, рационализации, оптимизации социального управления, развития социальной структуры, преодоления новой социальной конфликтности. С другой стороны, обозначился спад интереса общественности к только что воссозданному в стране социологическому образованию, что привело не только к исключению социологии как фундаментального учебного курса из числа обязательных дисциплин, изучаемых в вузах, но и сокращению численности социологических кафедр, кадров социологов на общевузовских кафедрах и социогуманитарных факультетах, редукции содержания социологического образования, особенно его теоретических, методологических разделов. Социологическое образование оказалось разобщенным: оно развивается как подготовка кадров социологов, политологов, специалистов по работе с персоналом, организационному управлению ("менеджмент организаций"), конфликтологии, социальной антропологии, культурологии и др. Налицо новый кризис социологического образования, которому отнюдь не легче от того, что это – "кризис роста".

Особое влияние на ситуацию в сфере социологического образования оказало, на наш взгляд, введение государственного образовательного стандарта второго поколения, который действует с марта 2000 г. В блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин как обязательные сохранились: иностранный язык (340 часов), физкультура (480 часов), отечественная история и философия (без указания точного объема времени). Остальные базовые дисциплины этого блока рекомендуется преподавать (или нет) по усмотрению вуза. Всего на блок выделяется 1260 часов учебного времени по федеральному компоненту, т.е. на дисциплины по выбору остается 522 часа. Вузовский и регионально–национальный компоненты дают еще небольшую возможность включать те или иные дисциплины указанного блока в учебные планы различных специальностей (это обычно от 150 до 250 часов): регионоведение, музееведение, культурологию и др. Таковы номинальные возможности развертывания содержания учебных дисциплин социального и гуманитарного профиля, в том числе социологии как необязательной учебной дисциплины, преподаваемой по усмотрению вуза (точнее – факультета и кафедры). При этом возник ряд препятствий на пути как социологии к студенту в современном российском вузе, так и студента к социологии.

Во-первых, сам факт исключения социологии как учебной дисциплины из числа обязательных сразу существенно ограничил преподавание ее на несоциологических факультетах. Так, в Алтайском госуниверситете, где существует крупнейший в Сибири социологический факультет и где социология давно пользуется вполне реальным авторитетом, к 2002/2003 учебному году 6 факультетов из 12 исключили из своих учебных планов социологические дисциплины, а еще 2 запланировали минимальный объем "Основ социологии" (20 часов) без семинарских занятий, лекций, зачетов и экзаменов. Еще более остро эта проблема проявляется в других вузах края. Имеются случаи полного исключения упомянутых дисциплин из учебных планов подготовки специалистов высшей квалификации, в том числе по профилям, предполагающим участие в управленческой деятельности.

Во-вторых, следует отметить слабость позиций социологии в вузах в борьбе за место в учебных планах на фоне всеобщего стихийного увлечения экономикой, правом и отчасти – психологией. Эти курсы там, где на гуманитарный блок по выбору что-то осталось, без особых проблем вытесняют социологические. О паритетной роли социологии, психологии, права, экономики, истории и философии, а также культурологии и речи нет. Социология по целому ряду причин конкретно-ситуативного российского рыночно-демократического, технократического и вульгарно-экономического характера оказывается оттесненной на обочину современного высшего образования в России, разумеется, в ущерб его качеству, о чем нам уже приходилось писать [см. 1, 2, 3 и др.].

Причины такого явления, с одной стороны, лежат в плоскости особенностей реформирования российского общества, когда культура социального управления, управленческой деятельности в целом оттеснена на третий план. В этих условиях о социальном эффекте, цене преобразований реформаторам не только не хочется говорить, но и думать, а, следовательно, поощрять подлинно научные социальные исследования, которые не допускают результатов "на заказ" по принципу "чего изволите?…". Известно, что участие социологов в "черном пи-ар", манипулировании массовым сознанием населения, в предвыборных баталиях, политических схватках 1990-х годов принесло социологической науке и образованию больше проблем, потерь, чем дивидендов, авторитета. Достаточно вспомнить рейтинги Б. Ельцина, которые публиковались серьезными исследовательскими центрами, или завышенные оценки поддержки рыночных реформ в начале минувшего десятилетия.

С другой стороны, можно говорить и о вине самих социологов, в том числе тех, кто определял и определяет облик нынешний (и вчерашней) российской социологии, тем более тех, кто прямо или косвенно способствовал исключению ее из числа учебных дисциплин в вузах России по госстандартам второго поколения. Впрочем, последнее, возможно, просто было ошибкой, либо тактически конъюнктурной позицией. Главное в ином – в безоговорочной поддержке нашей социологической элитой (ее большей частью) вульгарно-экономической рыночной реформации, в ее иллюзорном представлении о рынке как универсальном средстве решения основных проблем современного общественного развития. Такая позиция не могла не привести к стихийному вытеснению социологии из программ высшего образования реформируемой либерально-вульгарно-экономически России. Парадоксально, удивительно (особенно после множества речей о гражданском обществе, социальном партнерстве и т.п.), но ведь факт!



Размер файла: 62 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров