Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ГРАНИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

        В полиэтнических регионах, к которым принадлежит, например,  Тюменская область, взаимодействуют культуры разных этносов и происходит, с одной стороны, сближение представителей данных культур, а с другой, – у некоторых  из них наблюдается утрата этнической идентификации. Последствия этой утраты сказываются на отдельных людях и на обществе в целом. Угроза утраты национальной идентичности представителей тех или иных этносов вызывает необходимость осмысления происходящих в местах их проживания этнокультурных процессов. Для изучения социологических аспектов этнической идентификации в апреле 2001 г. нами было проведено специальное исследование с целью определить у татарского населения юга Тюменской области (250 тыс. человек) степень знания элементов традиционной национальной культуры, являющейся важнейшим признаком идентификации. Кроме того, - изучить этнокультурную ситуацию в местах проживания татар, их социальное самочувствие.

В ходе социологического исследования изучались вопросы о гранях этнической идентификации,  функциональной роли родного языка, процессах этнической ассимиляции, а также роли средств массовой информации в возрождении этнического самосознания и др. Анкета включала 60 вопросов, из которых 35 касались различных составляющих национальной культуры. В качестве объекта исследования были выбраны представители татарского населения, проживающие в городе Тюмени и близлежащих населенных пунктах – Казарово, Ембаево, Муллаши. В анкетном опросе приняли участие 299 респондентов, из них 226 – горожане, 75 – сельские жители. Из числа опрошенных 42% составили мужчины, 58% - женщины. В сфере культуры заняты 12%; образования – 12%; обслуживания – 10%; здравоохранения – 10%; в органах власти – 6%; в строительстве – 7%; в связи – 6%; на транспорте – 6%; в коммерческих структурах – 9%; в нефтегазовой промышленности – 6%; неработающие составили 16% от общей численности опрошенных.

Судя по результатам исследования, этническая самоидентификация достаточно устойчива и носит позитивную направленность. Так, 77,7% опрошенных сельских жителей выражают удовлетворение своей национальной принадлежностью и только 1,7% не удовлетворены; 7,1% респондентов затруднились дать ответ. Число не придающих значения своей национальной принадлежности составляет 13,5%. Среди горожан аналогичные показатели составили соответственно: 78,7, 2,0, 5,6 и 13,7%.

Обнаружено превышение доли лиц, отдающих предпочтение этнокультурным и психологическим критериям идентификации в сравнении с этническими. Если 36,8% опрошенных полагают, что национальность следует определять по “желанию самого человека”, 22,5% - по “родному языку”, то для трети опрошенных (34,5%) – первостепенное значение имеет происхождение, т.е. национальность родителей (“национальность отца” - 23,6%,  “национальность матери” – 6,2%, “национальность отца и матери” - 4,7%). Как видим, на уровне обыденного сознания каждый третий идентифицируют личность по национальности родителей. Лишь 5,4% респондентов увязывают определение национальности с гражданством, а 0,8% - обращают внимания на анкетные данные. Для определения того, как понимают свою национальность опрашиваемые, предлагалось семь высказываний, отражающих содержание национальности (разрешалось отметить несколько вариантов). Ответы распределились следующим образом: национальность дана человеку от природы или от Бога и менять ее нельзя – 24,9%; благодаря национальной принадлежности у людей сохраняется память о предках – 24,7%; каждый нормальный человек должен гордиться своей национальностью – 30,7%; национальность – это то, что объединяет людей, позволяет им добиваться общих целей – 9,3%; уже сейчас понятие национальности в значительной мере устарело – 1,5%; человек вправе сам выбирать свою национальность – 5,6%; национальность – это то, что разъединяет людей, противопоставляет их друг другу – 3,3%. Как следует их этих данных, национальность представляется позитивной ценностью подавляющему большинству опрошенных.

Этнодифференцирующие признаки идентичности – это как бы “обратная сторона” собственной самоидентификации. Сквозь призму различения ее критериев проступает восприятие “не-нас” и самоидентификация народа. Так, 29,8% татар, проживающих в сельской местности Тюменской области, полагают, что народы различаются языком общения. Не менее значимыми критериями различения являются для них “религия” (23,4%) и “народные традиции и обычаи” (20,2%). Менее важными оказались “историческое прошлое” (8,5%), “внешность” (6,4%), “особенности” национального характера (4,5%) и “государство, в котором живем” (4,3%). “Общность календарных обрядов”, “особенности поведения” играют минимальную роль (соответственно 2,1 и 1,1%). Результаты опроса горожан отличаются. Так, для них наиболее значимым фактором, различающим татар с людьми других национальностей, является язык – 26,1%, далее названы традиции и обычаи (21,6%), на третьем месте – религия (18,7%). Весьма существенными критериями дифференциации они считают, в отличие от сельских респондентов, “особенности национального характера” (8,5%), “внешность” (8,1%) и “особенности поведения” (4,6%). Зато такие факторы, как “конфессиональное единство” и “общность календарных обрядов”, значимы лишь для одного процента  городских респондентов.

Кризисное состояние, охватившее различные сферы российского общества, резкое расслоение общества и разделение на богатых и бедных провоцируют напряженность в межнациональных отношениях региона. По мнению 39,3% сельских респондентов, между татарским и иноэтническим населением области существует определенная степень напряженности. При этом 53,3% из них считают, что отношения стабильны и беспроблемны; среди горожан этот показатель ниже – 46,7%. Более 3% опрошенных жителей считают, что в отношениях между татарским и иноэтническим населением Тюменской области наблюдается “сильная напряженность”, чреватая конфликтами. Каковы ее причины? Основные из них,  по мнению городских  и сельских респондентов, - это низкая культура межнационального общения (36,6 и 29,0%); ущемление прав татарского населения (19 и 22,6%); вытеснение русским населением татарского из традиционных сфер занятости (19,1 и 21,5%).



Размер файла: 74.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров