Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла SQL: SELECT-ЗАПРОСЫ -АГРЕГИРОВАНИЕ И ГРУППОВЫЕ ФУНКЦИИ Методические рекомендации к лабораторной работе по курсу «Автоматизированные информационно-управляющие системы» для студентов специальности 2101 по направлению Т-02 (2)
(Методические материалы)

Значок файла SQL: ИЗВЛЕЧЕНИЕ ДАННЫХ - команда SELECT Методические рекомендации к лабораторной работе по курсу «Автоматизированные информационно-управляющие системы» для студентов специальности 2101 по направлению Т-02 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Основы архитектурно-конструктивного проектирования Часть 2 «Основы архитектурного проектирования» (2)
(Методические материалы)

Значок файла Осипов Ю.К. Архитектурные конструкции. Часть I. Фундаменты. Учебное посо-бие / СибГИУ, Новокузнецк, 2003 – 130 стр. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Ряды: методические указания /Сост.: М.С.Волошина, С.Ф.Гаврикова: СибГИУ. – Новокузнецк, 2005. – 42 с. (13)
(Методические материалы)

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003. (10)
(Методические материалы)

Значок файла Предел. Непрерывность: Метод. указ. / Сост.: Л.А. Кильман: СибГИУ. – Новокузнецк, 2005. - с. (10)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЛИБЕРАЛИЗМ ТОЛЬКО ИДЕОЛОГИЕЙ

         Всякая идеология есть система (в худшем случае лишь совокупность, собрание) более или менее теоретически обосновываемых убеждений, отражающих положение и коренные интересы исторически определенного класса. Далеко не каждый класс обладает идеологией, если, конечно, ее понимать в вышеуказанном смысле. В античном обществе господствующим классом были свободные граждане, т.е. те, которые не были рабами. Суть рабовладельческой идеологии образно выразил древнегреческий поэт Феогнид: “Не вырасти розе из луковицы, Свободному не родиться от рабыни”

         У рабов не было своей идеологии, хотя, конечно, существовало рабское сознание, которое принимало то форму покорности, примирения с судьбой, то бунтарскую, в отдельных случаях революционную форму. Ее и быть не могло, поскольку они представляли собой разношерстную, разрозненную, ______________

         Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 02-03-00052а

разноплеменную массу. Не было своей идеологии и у феодального крестьянства, но его классовые интересы в известной мере выражала идеология "третьего сословия", противостоявшая идеологии господству-ющих классов - феодальных помещиков и духовенства (феодальная церковь, как известно, была едва ли не крупнейшим собственником земли). Лидером "третьего сословия" была выделившаяся из него буржуазия, ее идеология и получила название либерализма.

         Сам этот термин, как нетрудно понять, происходит от латинского слова "свобода" (libertas), которое в измененном виде вошло во все романские языки (напр., во французском: liberte). Во французском философском словаре, впервые вышедшем в свет в 1902 г., свобода определяется так: "человек свободный есть человек не являющийся рабом или узником. Свобода есть состояние того, который делает то, что он хочет, а не то, что хочет другой, отличный от него; она есть отсутствие внешнего принуждения" [1].

         Тот факт, что центральным понятием идеологии либерализма является понятие свободы, несомненно не может не вызвать вопроса: можно ли рассматривать либерализм только как идеологию буржуазии, борющейся против феодальной кабалы? Нет ли в либерализме, кроме его вполне очевидного буржуазного содержания и определенного общечеловеческого императива?

         К. Маркс и Ф. Энгельс в период формирования своего учения, получившего впоследствии название "марксизм" (кстати сказать, это название впервые "придумали" критики учения Маркса и Энгельса), были либеральными демократами. Достаточно ознакомиться со статьями молодого Маркса в "Рейнской газете", опубликованными в 1842-1843 гг. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на его статью "Дебаты о свободе печати", в которой подвергаются острому критическому анализу прения по данному вопросу в прусском ландтаге. Маркс самым решительным образом, в отличие от депутатов ландтага, выступает за свободу печати, против какой бы то ни было цензуры. Он пишет: "Свобода печати - это зоркое око народного духа, воплощенное доверие народа к самому себе... Свободная печать - это откровенная исповедь народа перед самим собой, а чистосердечное признание, как известно, спасительно. Она - духовное зеркало, в котором народ видит самого себя, а самопознание есть первое условие мудрости. Она - дух государств, который доставляется в каждую хижину с меньшими издержками, чем материальное средство освещения. Она всестороння, вездесуща, всеведуща. Она - идеальный мир, который непрерывно бьет ключом из реальной действительности и в виде все возрастающего богатства духа обратно вливается в нее животворящим потоком" [2].

         Само собой разумеется, что в ходе последующего процесса формирования марксизма отношение Маркса и либеральной идеологии существенно изменилось. Он, естественно, отказался от воззрения, что свободная печать представляет собой "дух государства", так как такое воззрение было несовместимо с материалистическим пониманием классовой структуры государства, политического господства капиталистов в буржуазном обществе. При этом, однако, Маркс ни в малейшей степени не отказался от демократических требований свободы печати и отмены цензуры, требований, зародившихся в лоне либерализма и получивших в рамках этой идеологии значительное развитие и распространение. Можно поэтому полностью согласиться с выдающимся, прогрессивным американским социологом Ч.Р. Миллсом, который утверждал: "То, что является наиболее ценным в классическом либерализме, наиболее убедительно и плодотворно воплощено в классическом марксизме [3].



Размер файла: 70.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров