Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ВЫИГРАЮТ ЛИ НОВОБРАНЦЫ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС

Политики и граждане будущих членов ЕС надеются, что вступление в эту организацию позволит улучшить условиях жизни и, – по крайней мере, в перспективе – выровняться со странами западной Европы. Догоняющая модернизация менее продвинутых стран-членов ЕС также «официальная» цель политики этой организации. Но мнения экспертов о перспективе успеха, однако, весьма различны. Оптимисты считают, что масштабный и устойчивый рост экономики достаточно быстро выведет более продвинутых кандидатов на вступление за пределы нынешнего уровня наименее процветающих стран ЕС и что «другие посткоммунистические страны пойдут этим путем» [12, р. 54]. В том же духе Морита [11] полагает, что интеграция в ЕС принесет с собой динамичное развитие и разрыв быстро сократиться. Пессимисты считают конвергенцию разных экономических и социальных регионов Запада и Востока трудной, поскольку у ЕС сейчас нет общего плана руководства этим процессом [см.: 5, S. 43]. Даже с помощью сообщества разрывы между обоими регионами «могут скорее расти, чем уменьшаться” [10, p. 12].

В своей короткой статье я утверждаю, что членство в ЕС это рамка, помогающая выравниванию. Общая модель влияния политики ЕС на качество жизни в менее зажиточных своих членах уже представлена [2], и можно извлечь некоторые уроки из предшествующих расширений членства в ЕС.

 

1. Влияние членства в ЕС на качество жизни: общая модель.

Качество жизни – оптимальная концептуальная рамка анализа последствий членства в ЕС. Различают три аспекта качества жизни: материальные условия, общее качество общества, субъективное благополучие. Хотя сообщество по праву считается, прежде всего, экономическим предприятием без планов развития благосостояния, касающихся всех и каждого, через ряд инструментов разной логики применения членство в ЕС прямо или косвенно влияет на качество жизни и тем самым на шансы выравнивания (см. Рисунок 1). Три основных «канала» влияния – региональная политика, адаптация институтов (institutional adjustment) и экономическая интеграция.

 

Региональная политика

Наиболее действенна региональная политика (синонимы: структурная политика и политика сплочения). Финансовая поддержка инфраструктуры, защита окружающей среды, развитие человеческих ресурсов и инвестиции в производство улучшают конкурентоспособность наименее развитых регионов и стран усиливают потенциал устойчивого роста, создающего рабочие места. Этот начальный толчок в экономике предназначен для снижения разрывов уровней развития. В ЕС различают разные степени потребности («очереди»), согласно которым наибольшую поддержку – две трети Структурного фонда – получают «первоочередники». Это регионы, «которые стоят перед самыми серьезными трудностями в плане доходов, занятости, системы производства и инфраструктуры» [5, см. также Таблицу]. Все регионы с душевым ВНП ниже 75% среднего уровня по Содружеству автоматически имеют право на эту помощь независимо от уровня жизни в стране. В отличие от Структурного фонда право на получение средств из Фонда сплочения связано со средними национальными показателями. Порог здесь – 90%. В период 2000-2006 гг. 275 миллиарда евро (в ценах 1997 г.) выделяются на региональные мероприятия - против 200 миллиардов евро за 1993-1999 гг. Получая эту поддержку, менее развитые страны явно выиграют финансово от членства в ЕС, поскольку получат больше, чем отчислят в бюджет Сообщества. Поддержка укрепляет экономический потенциал стран и тем самым  улучшает условия жизни населения, как показывают эконометрические модели [5]. Будущим странам-членам ЕС помощь в размере 7 миллиардов евро предоставляется до их присоединения к Сообществу, помогая подготовке к членству и созданию инфраструктуры. Однако статус члена гораздо более привлекателен, чем статус кандидата в члены ЕС в финансовом отношении, так как в бюджете 2000-2006 гг. выделены 45 миллиардов евро для новых государств-членов. Вследствие того, что в странах-новобранцах в целом уровень доходов намного ниже 15 стран ЕС, многие из них подпадут под категорию «первой очереди» для всей своей территории. Однако финансовая поддержка будет менее щедрой, чем в ЕС при пятнадцати странах-членах. Поскольку ЕС не планирует  наращивать за пределами нынешних 34% общие суммы расходов, уровень расходов на региональную помощь в результате расширения можно суммарно представить как несколько более крупный пирог (более крупный из-за вклада в бюджет ЕС новобранцев), раздаваемый большему числу нуждающихся регионов (Рисунок).

Адаптация институтов

В целом позитивный результат, но намного менее контролируемый и  видимый, - вытекает из институционального регулирования, необходимого при вступлении в ЕС. Новые члены Сообщества должны отвечать определенным стандартам своих политических, экономических, управленческих и правовых институтов и гражданского общества. И они должны быть способными взять на себя обязательства члена сообщества, то есть адаптировать и применять весь корпус нормативных документов и правовых стандартов ЕС (именуемых Acquis Communautaire). Эти институциональные критерии мягко применялись при прежних расширениях ЕС. Но теперь при решениях они - под названием  Копенгагенские критерии - применяются жестко к новым членам. Поскольку менее продвинутые страны часто отличаются более слабыми демократическими, рыночными и правовыми институтами [см.: 6], шаги по адаптации, которые им предстоят перед вступлением в ЕС, вероятно, принесут заметные улучшения (качество общества). На всемирной шкале 170 стран 14 из 15 нынешних стран-членов ЕС находятся среди 30 стран с наиболее высоким качеством институтов. Из стран-новобранцев лишь Венгрия находится в первом квинтиле, большинство во втором, Болгария и Румыния в третьем, Турция в четвертом. Поскольку адаптация – требование для вступления, некоторые ожидаемые улучшения происходят уже на стадии подготовки к вступлению. Кроме того, адаптация институтов, вероятно, вызовет позитивную цепную реакцию роста экономики и в социальной ткани. В недавних исследованиях Всемирного Банка приведены серьезные доказательства того, что качество институтов и управления (по индикаторам качества функционирования демократии): эффективное управление, власть закона, политическая стабильность и низкий уровень коррупции, - приносят заметные долгосрочные дивиденды экономического и социального развития [8].

Размер файла: 82 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров