Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в ат-мосферный воздух: Метод. указ./ Сост. Е.Б.Серебряная, Н.К.Коротких: ГОУ ВПО «СибГИУ», Новокузнецк, 2003 (14)
(Методические материалы)

Значок файла Работа с базами данных в DELPHI. Метод. указ. /Сост. А.В. Степанов, Ю.А. Степанов: ГОУВПО СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 24 с (12)
(Методические материалы)

Значок файла Программирование циклических алгоритмов. Метод. указ. / Сост. Л.Д. Павлова – 2-е изд. испр. и перераб. : СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 20 с (10)
(Методические материалы)

Значок файла Правоведение: Рекомендации к самостоятельному изучению дисциплины «Правоведение» студентами очной и заочной форм обучения /сост.: Н.Е. Анохина: СибГИУ.- Новокузнецк, 2002.- 7с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Основные экологические термины: Метод. разработка / Сост.: С.А.Лежава, Е.Б. Серебряная: СибГИУ. – Новокузнецк, 2000.- 32 с (13)
(Методические материалы)

Значок файла НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Методическая разработка для студентов очного и заочного обучения всех специальностей (20)
(Методические материалы)

Значок файла Практикум по курсу «Экология» и рекомендации к составлению раз-дела «Экологичность проекта» пояснительной записки при дипломном проектировании для студентов всех специальностей (18)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Статья подготовлена при поддержке Центра ФЦП «Интеграция» (проект А-0088).

социального университета (МГСУ) – с другой. Оно интенсивно развивается и в настоящее время. Идея состояла в том, чтобы включить студентов и аспирантов вузов в академическую исследовательскую среду, а научным сотрудникам РАН дать возможность лучше систематизировать результаты исследований (их надо органично представить в соответствующих учебных курсах) и, кроме того, расширить состав участников академических проектов. Вовлеченные в программу студенты и аспиранты на основе полученных ими новых знаний и собранных в академических проектах эмпирических данных готовят свои диссертации, курсовые и дипломные работы.

Избранное нами исследовательское и учебно-методическое направление было сформулировано так: «Ценности, интересы, групповые солидарности и социальное управление». Это комплексная проблема фундаментального и прикладного характера. Конкретные аспекты ее разработки были определены в соответствии с научными интересами участников проекта. Было решено сосредоточить внимание на трех направлениях исследований: структура базовых ценностей населения реформируемой России и тенденций ее изменения; процессы солидаризации, разработка и использование качественных методов их изучения; изменения социальной структуры и новые ориентации социальных страт. В ходе дискуссий выявились серьезные методологические и практические трудности эмпирического изучения проблем социального управления. Это побудило отнести разработку данного направления на более поздние этапы реализации проекта.

Ключевая задача имела двуединый характер: по каждому направлению давать студентам знания «с рабочего стола» ученых и возможно раньше, со второго-третьего курсов, вовлекать их в исследования. Для решения этой задачи потребовались немалые усилия по поиску адекватных форм учебно-научной деятельности. В конечном счете мы их определили и, как оказалось, достаточно продуктивно.

На базе Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН был учрежден Учебно-научный центр (УНЦ) под руководством проф. Н.И.Лапина; УНЦ принял на себя и общие функции координациТработ по проекту. В Центре исследований социальных трансформаций ИС РАН под руководством проф. В.А. Ядова стала действовать система методологических практикумов, в которых студенты осваивают разнообразные приемы  сбора и анализа эмпирических данных, включая  новейшие  техники  так  называемой  качественной методологии. В Академии социологии и управления МГСУ во главе с проф. Г.И. Осадчей организована Школа молодых социологов, в которой преподают и руководят аспирантскими и студенческими работами сотрудники РАН совместно с преподавателями МГСУ. Кроме того, была создана первая очередь информационной сети, которая позволяет студентам и аспирантам МГСУ использовать имеющиеся в ИС РАН и ИФ РАН базы данных, соответствующие программам учебных курсов, не говоря уже о новых материалах, получаемых в ходе совместных полевых исследований.

Мы практически опробовали такие формы учебно-научной деятельности,  как ежегодные конкурсы  студенческих работ, студенческие конференции в МГСУ и публикации лучших студенческих научных работ. В 1997 - 2000 гг. в проекте приняли участие более 400 студентов. В Институте социологии МГСУ открыты 3 новых кафедры и 2 специальности, защищены 4 докторских и 3 кандидатских диссертации, а сам Институт в 1999 г. преобразован в Академию социологии и управления МГСУ. Сотрудниками РАН и преподавателями МГСУ, участвовавшими в проекте, за этот период опубликованы по его тематике 6 монографий, 16 учебных и учебно-методических пособий, а студентами - около 70 статей и тезисов докладов.

Подробнее остановимся на вкладе участников проекта в реализацию различных форм совместной учебно-научной деятельности, а затем кратко охарактеризуем некоторые содержательные результаты совместных исследований.

Институт философии РАН (исполнители: вед.н.с., д.соц.н. Л.А. Беляева, н.с., к.п.н. В.П. Горяинов, м.н.с. И.Е. Ахваткина). Как отмечалось, в ИФ РАН был создан Учебно-научный центр (УНЦ). Для его функционирования была разработана необходимая нормативно-правовая база сотрудничества с МГСУ: приказ директора Института легитимировал ответственность и права Центра изучения социокультурных изменений в его функциях «Генерального координатора» проекта со стороны РАН. Был создан Совет проекта, который рассматривал программу очередного этапа реализации проекта и другие рабочие документы. Специальная комиссия определяла задачи предстоящего конкурса научных работ студентов и аспирантов, состав научных консультантов конкурсных работ (из числа сотрудников академических институтов и преподавателей МГСУ), принимала решения о поощрении победителей конкурса. Им   присуждались премии трех уровней с вручением диплома, денежного приза из фонда проекта и книги по специальности с дарственными надписями авторов. Все это происходило в торжественной обстановке, как правило, на собрании, посвященном выпуску окончивших институт, или при начале занятий в Академической школе молодого социолога. Наград удостоились более 50 студентов и аспирантов, а наиболее успешные конкурсные работы были рекомендованы для публикации в социологических журналах.



Размер файла: 77 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров