Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

СТИЛЬ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ ГОРОЖАН: ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Изменение базовых принципов организации жизнедеятельности  общества на постсоветском пространстве привело к модификации поведения всех групп населения. Но молодежь как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям, социально-демографическая группа легче адаптируется к качественно новым обстоятельствам, а поэтому   является лидером  этого процесса. Отмечаемые в общественном мнении разнонаправленность, диверсификация образцов поведения в молодежной группе, пассивность, индифферентность, апатия, за которыми остаются непонятыми базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых, безусловно, требуют научного осмысления. Замысел нашего исследования[1] состоял в том, чтобы изучить образование, трудовую карьеру и профессиональную мобильность,  доходный и социально-бытовой статус, семейное положение и  гендерные отношения, общественно-политическую активность, мировоззрение и ценности двадцатипятилетних, поскольку репрезентация  выводов исследования стиля жизни на всю социально-демографическую группу молодых представлялась нам достаточно сложной. Указанная возрастная когорта и региональные группы молодежи - москвичи, владикавказцы и днепропетровцы - взяты по следующим соображениям.

Во-первых, двадцать пять лет  - это пора окончательного установления отношений со средой, интеллектуального подъема, созревшего абстрактного мышления, выработанного мировоззрения, выбранной профессии и жизненного плана. Правда, некоторые специалисты с нами могут не согласиться. Как известно, ученые еще со времен Руссо спорят о том, когда заканчивается молодость, называя возраст от 24 до 30 лет. Зарубежные социологи   предлагают уточнить границу категории “молодежь” понятием “молодой взрослый”, отделив его от понятия “молодой” и понимая под ним достижение определенных социальных позиций, которые молодому еще не доступны. Советские, а теперь и российские социологи, опираясь на особенности нашего реального социального контекста, склоняются к верхней границе возраста и мы вслед за этой социологической традицией  относим к социально-демографической группе “молодежь” людей в возрасте до 28-30 лет.

         Во-вторых, данная возрастная группа молодежи  привлекательна тем, что период ее активной социализации выпал на время перестройки, хаоса взаимоисключающих оценок.  У нее практически отсутствует опыт участия в молодежных организациях. Эта когорта молодежи не была в первой, наиболее прибыльной волне рыночников, не  участвовала в приватизации.

В-третьих, объект интересен  с точки зрения места проживания респондентов. Москва, Владикавказ, Днепропетровск –  пионеры социально-экономических и социально-политических преобразований в России и в Украине, точки наиболее активной модернизации. Эти регионы представляют собой  разные  культуры, заметно разнятся и условия жизни молодых в этих городах.

         В этом случае репрезентация стиля жизни на  изучаемую группу двадцатипятилетних в России и в Украине,  по нашему мнению, обеспечивается тем, что мы рассматриваем ее в историческом контексте, полагая в качестве важнейших характеристик стиля изменчивость, коллективность, несводимость к стилю индивидуума. Такой подход позволяет нам увидеть принципиальные отличия  стиля жизни первого посткоммунистического поколения, обозначить новые тенденции, предпочтения большинства. Он дает нам возможность представить модели особенного и специфического в поведении молодежи, способы их самовыражения в новых условиях, позволяет  заглянуть в завтра. Ведь в первой половине ХХI века именно эта возрастная когорта составит ведущую движущую силу экономических, политических, культурных и социальных перемен.

Мы понимаем, что более глубокий анализ стиля жизни молодежи требует учета неоднородности данной группы, включающей в себя   слои или группы со своеобразной структурой мотивации, восприятия реальности, повседневности жизни. Такой взгляд на проблему откроет возможности глубже понять наиболее значимые детерминанты стиля жизни, различия и сходства повседневности различных групп молодых. Эту задачу мы ставим перед собой в ходе второго этапа нашего проекта и решаем ее в настоящее время.

         Проблема стиля жизни, не нова  для социологии. Типы поведения людей, факторы их конституирующие изучали еще М. Вебер, Т. Веблен, Г.Зиммель [1]. В современных словарях под “стилем жизни” понимают определенный тип, стандарт, отличную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя [2]. “Жизненный стиль” (или “стиль жизни”) - исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь трансформации от единого стиля жизни архаических обществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества. Закономерности диверсификации поведения людей имеют универсальный характер в любом из обществ, и стили жизни в неоднородном обществе всегда многозначны.

В данном исследовании “стиль жизни” характеризует устойчиво воспроизводимые черты, манеры, вкусы, склонности, проявляющиеся в повседневной деятельности индивида или группы, в основе которой лежат потребности, интересы, мотивы. Он отражает внутреннюю связанность убеждений, оценок, мировоззрения, поведения. Его внешние аспекты или то, что Т. Веблен называл “демонстративным потреблением” (модная одежда, место отдыха, наличие компьютера, марка машины), символизируют принадлежность к определенному  слою молодежи.

         К факторам, конструирующим жизненные стили, мы относим условия бытия, традиции и содержащиеся в них явные или латентные правила интерпретации, оценки жизненных феноменов, а также институциональные образования, характерные для доминирующих групп и способствующие воспроизведению определенного типа личности. При этом исходим из того, что ценности, нормы, каноны влияют на поведение людей лишь в той мере, в какой члены общества их активно разделяют либо пассивно признают. Мы считаем мощным фактором стилевой дифференциации ускоряющийся сегодня  процесс глобализации.

 Диверсификация стилей жизни и их презентация в последнее десятилетие стали возможны благодаря возникновению определенных условий: прежде всего,  появлению новых экономических, информационных, культурных,  политических  возможностей и осознанию этих возможностей, затем,  росту толерантности граждан, готовности жить в достаточно сложной полистилистической среде, и, наконец, усилению официальной поддержки, попыткам формального закрепления правил взаимодействия различных стилей в повседневной жизни. Особенно благоприятные условия для интенсивных трансформаций стилей повседневной жизни и их демонстрации сложились в крупных городах, где отмечается большая анонимность поведения населения, своего рода отстраненность людей друг от друга, безразличие к тем, кто рядом.

Опираясь на эти представления, сделаем попытку выявить региональную специфику стиля жизни молодежи, показать его трансформацию по сравнению с  предыдущим поколением.



                [1] Проект «Молодежь: социокультурные ориентации, проблемы занятости и безработицы, социальной защиты и адаптации» (при поддержке ИНТАС). Координатор проекта - Кен Робертс (Ливерпульский университет, Англия). Ответственный исполнитель - Г.И. Осадчая (МГСУ, Россия). Участники проекта: А.А. Сазонов, Т.Н. Юдина, В.П. Васильев, О.А. Уржа (МГСУ, Россия), В.Г. Городяненко (Дн.ГУ, Украина), Х.В. Дзуцев (ЦСИ Владикавказа, Россия). В проекте также  участвуют ученые Манчестерского (Англия) и Бременского (Германия) университетов. Опрошено в ноябре-декабре 1999 года 500 москвичей, 500 днепропетровцев, 300 владикавказцев, которым исполнилось на момент опроса 25 лет. Выборка территориально-гнездовая. В декабре 2001-январе 2002 годов проведены фокус группы и  клинические интервью с двадцатисемилетними. Выборка  респондентов проводилась по доходному признаку.



Размер файла: 80 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров