Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (6)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (4)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (5)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕНДЕР В РИТОРИКЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЫ

В статье рассматриваются тактики ведения политической борьбы, применяемые мужчинами и женщинами-кандидатами в период избирательных кампаний. Выводы базируются на анализе содержания пропагандистских материалов кандидатов, баллотировавшихся по всем избирательным округам г. Саратова на выборах в городскую Думу 2000 г., а также интервью с политическими консультантами и женщинами-кандидатами.

Символическая ценность участия в выборах, даже при проигрыше, дает кандидату дополнительный политический капитал, что вкупе с экономическим и социальным ресурсом играет существенную роль в его самоутверждении. Выборы в Саратовскую городскую думу второго созыва прошли 24

____________________

Исследование проведено по гранту Саратовской общественной организации Женская Лига Инициатива.

декабря 2000 г. по 31 округу в шести районах города. Кандидатам пришлось действовать в условиях острого противостояния, и в этой борьбе все средства были хороши. “Уважаемые избиратели! – призывал один из кандидатов - 6 декабря 2000 г. в 18.00 во дворе дома состоится встреча с генеральным директором ОАО “Саратовмука” Колесниковым Н.Г., кандидатом в депутаты Саратовской городской Думы. БУДУТ РАЗДАВАТЬ БЕСПЛАТНУЮ МУКУ 3 СОРТА” (объявление). Судя по критике в прессе, скандальным заявлениям кандидатов друг на друга, благодарность избирателей, выражаемая в их голосах и голосах круга их влияния, определялась, в том числе объемами розданной натуральной помощи. Основным аргументом саратовских выборов, как, впрочем, и электоральных кампаний в других регионах России [1], на этот раз были не идеи, а “реальные дела” претендентов, причем, реклама и агитация имели второстепенное значение. Даже избирательная комиссия ощущала на себе действие гешефтно-торговой культуры и давление административного порядка. Казалось, что связи и деньги решают все. Подобный ритуал “помощи нуждающимся” отличается особым драматическим символизмом (если не сказать – цинизмом), нас же будет интересовать в этом процессе символизм слова (политическая риторика) [2], который представляет не менее важный метод символического производства в поле политики современной российской провинции.

Символическая власть классификаций, которой обладают агенты поля политики, говорит П. Бурдье, есть социальная власть “образовывать группы, формируя здравый смысл, ясно выраженный консенсус для любой группы” [3]. Мы рассмотрим символическое производство политики в его гендерном измерении, опираясь на анализ пропагандистских материалов кандидатов – мужчин и женщин. Повседневность как один из миров опыта включает в себя смысловой и ценностно-нормативный порядок, который люди накладывают на мир фактов и процессов. Это позволяет людям кодировать политические явления и процессы в вербальных и невербальных проявлениях, осваивать мир политики через близкий и понятный им мир повседневности, где пол является ключевым элементом идентичности и социальной интеракции. Социальное взаимодействие всегда осуществляется в устойчивых символических формах, поэтому семиотические системы повседневной жизни людей имеют решающее значение при формировании электоральной мотивации. Именно на эти системы ориентируются кандидаты и их консультанты, выдвигая или, напротив, маскируя пол в риторике политического образа.

Единственная женщина, избранная в городскую Думу, Лариса Абрамова в канун выборов выпускает листовку с гендерно-нейтральным приветствием, где нюансы феминности – лишь упоминание игрушек, портрет кандидата, а также романтический налет на общей патетике гуманизма. Однако в ходе предвыборной кампании Л. Абрамова применяла иную тактику. С ее “мужской” должностью контрастируют истории об обыкновенном “женском счастье генерального директора”. Она делает акцент как на своих профессиональных качествах руководителя крупнейшего предприятия жилищно-коммунального хозяйства, так и функциональных умениях домохозяйки и типично “женских” качествах отличной хозяйки, матери, жены (великолепно готовит, знает, “куда надо резать кубиками, а куда – брусочками”); она не соответствует стереотипу женщины-руководителя (раскована, демократична с подчиненными, подчеркивает свою женственность буйными кудрями, не умеет водить машину, обожает семью, хотя работает “с самоотдачей фанатика”; любит заниматься домашним хозяйством (“Никто не верит, что генеральный директор все в доме делает сам. У меня нет домработницы! Я – обыкновенная женщина”). В общем, перед нами – положительная женщина, которая должна понравиться большинству.

Ее соперница по округу – уверенная в своей победе Н. Черненко, которой губернатор незадолго до выборов пророчил “мэрское” кресло, критикует депутатов-бездельников, получающих огромные зарплаты, призывает к пересмотру политики жилищно-коммунальных тарифов, но в ее кампании специально расставлены акценты на “женской сущности” народного избранника, отчетливо прослеживаются коды женственности, маркируя отличия кандидата в выгодную сторону. “Отношение к власти у мужчин и женщин абсолютно разное. Для мужчин власть – самоцель, это любимая игрушка “больших мальчиков”. Ради нее они готовы пойти на все. Женщины к власти относятся иначе. Для нас она – инструмент созидания. Женщины острее чувствуют чужую боль, смерть даже одного русского солдата – трагедия для нас. Так или иначе, но главная забота женщины – будь она политик или домохозяйка – это счастливое будущее наших детей. Все что мы делаем – для них”.

В упомянутых образцах, как и в других рекламных кампаниях, фактор пола для женщин является второстепенным, хотя он вносит элемент приватного в публичный – по умолчанию “мужской” – имидж политического агента, где доминируют профессиональные, политические, управленческие и идеологические характеристики. Путь в политику кандидатов-женщин уникален в каждом конкретном случае и вместе с тем типичен для современной России. Учительница немецкого языка, предприниматель, директор детсада, преподаватель вуза – все они строили свои программы по-разному, в большей или меньшей степени делая акцент на “женском”. Однако в целом следует отметить, что в отличие от середины 90-х годов, когда, по свидетельству одной из женщин-кандидатов, консультанты советовали ей держаться аргументов “Я женщина! Я мать!”, – риторика нынешней избирательной кампании в большей степени гендерно-нейтральна.

Многие претенденты представляются как руководители и хозяйственники, сторонники определенных партий. “Подъем производства, право на зарплату, борьба с преступностью, бесплатное образование, духовный и нравственный подъем в обществе” – скорее “мужские” приоритеты из предвыборной программы кандидата от коммунистов О. Афанасьевой, которая выступает за “восстановление заводов, ликвидацию безработицы, снижение цен на жилье, надежную социальную защиту каждого, за справедливость и равенство”. В жанре фольклорной частушки выполнен слоган кандидата от Народно-патриотического союза: “За родную сторону, за Светлану Фомину ”. Фомина выступает за Дом, Достаток и Достоинство, и “женская сущность” в ее программе отсутствует: вместо нее фигурируют реставрационные намерения (“возвратить лучшее из наработанного за годы советской власти”). А вот слоган одной из листовок предпринимателя И. Гениевской: “Единство, профессионализм, ответственность”. Позиционируя себя от блока “Единство”, кандидат ничем не выдает своего пола. Другой кандидат, депутат городской Думы первого созыва Л. Баранова, занявшая третье место в реальной конкурентной борьбе, по выражению политконсультантов, “на женщину не раскручивалась, – это была нормальная мужская кампания”; основным ее аргументом был опыт работы в органе местного самоуправления, известность как человека, который помогал и будет помогать в дальнейшем

Размер файла: 85.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров