Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИО-НАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: МНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННИКОВ

Модернизация общественной жизни, приоритетное развитие ряда отраслей экономики, тенденции научно-технического обновления производства, связанные с наукоемкими, информационными технологиями, использование достижений общемировой образовательной практики определяют сегодня основные направления развития системы среднего профессионального образования. В экономике и социальной сфере России занято 18,5 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 29% от общей численности занятых. Подготовку специалистов среднего звена осуществляют 2760 средних специальных учебных заведений, в которых обучается 2,41 млн человек, в том числе по техническим специальностям – 1,37 млн человек. В настоящее время перед основными отраслями промышленности стоят задачи технической модернизации и развития предприятий, предполагающие  диверсификацию производства, создание новых базовых продуктовых направлений, а также техническое перевооружение и развитие основного производства, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Это предъявляет новые требования к персоналу, к образовательному уровню, квалификации и компетентности руководителей, инженерно-технических работников и рабочих. Как в связи с этим изменятся роль и место специалиста  со средним профессиональным образованием, какими будут его новые функции? Какие требования станут предъявляться  к содержанию профессионального образования?  Эти вопросы послужили основой для проведения осенью 2001 г. пилотажного социологического исследования о роли, месте и функциях специалиста со средним профессиональным образованием в условиях модернизации промышленного предприятия.

Несколько слов о значимости данного исследования для Минобразования России. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. предусмотрено, что основным фактором обновления профессионального  образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Концепцией предполагается создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации. Вот почему важно было проведение пилотажного исследования, позволяющего определить основные подходы к разработке системы мониторинга, в том числе к выбору индикаторов и показателей.  

Для системы среднего профессионального образования 2001 год  был  годом разработки нового поколения образовательных стандартов, которое призвано обеспечить не только качество подготовки специалистов,  единство содержания образования  на всем образовательном пространстве России, но и создать условия для постоянного обновления содержания образования с учетом запросов личности, потребностей складывающего рынка труда, перспектив развития экономики и социальной сферы. Пилотажное исследование позволяло, на наш взгляд, выявить основные запросы производства и оценить возможность их реализации в рамках, задаваемых образовательным стандартом среднего профессионального образования.

В качестве объекта социологического исследования выступала деятельность специалистов со средним профессиональным образованием на одном из  предприятий машиностроения Нижегородской области (численностью более 18 тыс. человек). Исследуемое предприятие по многим показателям  является типичным среди предприятий отрасли: численности промышленно-производственного персонала, его количественному и качественному составу, объему и ассортименту выпускаемой продукции, прибыли, уровню рентабельности продукции, степени износа основных фондов основного вида деятельности и др.  На нем, как и на других развивающихся предприятиях машиностроения, наметились процессы подъема производства, основанные на  изменении традиционных технологий, появлении новых поколений технических устройств и более совершенных способов эксплуатации и диагностики состояния оборудования, внедрении автоматизированных методов управления техническими системами, улучшении кадрового состава предприятия. Процесс смены техники и технологий, начавшийся на предприятии с 2000 г., включает в себя приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых для внедрения нововведений, а также производственное проектирование, технологическую подготовку производства, экспериментальные производства и испытание новых продуктов.

В соответствии с целью исследования были определены основные задачи: 1) выявление образовательной структуры персонала предприятия в разрезе должностей и рабочих профессий; 2) определение места (занимаемых должностей и рабочих профессий) специалиста со средним профессиональным образованием в условиях наукоемких технологий и его новых функций; 3) определение содержания труда специалиста со средним профессиональным образованием в разрезе должностей и рабочих профессий; 4) оценка базовых компетенций выпускника со средним профессиональным образованием и сравнение с оценкой базовых компетенций выпускника с начальным профессиональным образованием; 5) определение новых требований к специалистам среднего звена, занятых на руководящих и инженерно-технических  должностях, а также на рабочих профессиях. Руководствуясь задачами исследования и с учетом такой характеристики генеральной совокупности, как использование лиц со средним профессиональным  (техническим) образованием на должностях руководителей начального звена управления и инженерно-технических работников, а также рабочих профессиях, была определена выборочная совокупность. В генеральной совокупности доля лиц со средним профессиональным образованием, используемых на руководящих и инженерно-технических должностях составляет 38%, на рабочих профессиях – 62%. В выборочной совокупности – 34% и 66% соответственно, что  и позволяет считать ее репрезентативной. Выборочная совокупность составила 533 человека, из них: 183 - руководители начального звена управления и инженерно-технические работники, имеющие среднее профессиональное образование, 350 - рабочие различных профессий, имеющие среднее профессиональное образование. Кроме того, исходя из цели и задач исследования, была сформирована экспертная группа из числа руководителей высшего и среднего звена управления в количестве 146 человек.

В качестве основных методов получения данных применялись: сбор статистической информации о структуре персонала, в том числе со средним профессиональным образованием; анкетный опрос, проведенный по трем опросным листам, подготовленным  для разных профессиональных групп респондентов: анкета 1 – для первой группы респондентов, руководителей высшего и среднего звена управления, выступающих экспертами; анкета 2 – для второй группы респондентов, руководителей начального звена управления, инженеров и техников со средним профессиональным образованием; анкета 3 – для третьей группы респондентов, рабочих со средним профессиональным образованием. Количество заполненных и сданных анкет составило 664. Материалы, полученные в результате сбора статистической информации и анкетного опроса, позволили провести качественный анализ человеческих ресурсов исследуемого машиностроительного предприятия и изучить общественное мнение о роли, месте и функциях специалистов со средним профессиональным образованием в условиях развития промышленного  предприятия.

Анализ показал: что сегодня в структуре персонала исследуемого предприятия 75% - рабочие, 15% - инженерно-технические работники, специалисты и служащие, 10%  - руководители. Весьма примечательна образовательная структура персонала предприятия, сложившаяся к настоящему времени. Согласно данным оперативной статистической отчетности, среди руководителей доля лиц со средним профессиональным образованием составляет 41%. Среди руководителей среднего звена управления (начальников цехов, управлений, отделов) она ниже - 15%, а в начальном звене управления (начальники участков, старшие мастера, мастера, начальники бюро, смен, лабораторий) – 48%. В группе инженерно-технических работников доля лиц со средним профессиональным образованием - 46%. Статистика указывает на большую практику использования лиц со средним профессиональным образованием на инженерных должностях. Анализ ответов второй группы респондентов позволил раскрыть причины этого. Во-первых, низкие оклады на должностях техников, техников - технологов (37% ответов), во-вторых, нехватка необходимого числа специалистов с высшим образованием (28% ответов), в-третьих, заниженные требования к инженерным должностям (17% ответов), в-четвертых – отсутствие необходимого количества должностей техников (7% ответов). Заметим, что в общей численности специалистов доля техников на данном предприятии составляет  всего 5%. Согласно данным оперативной статистической отчетности, среди рабочих предприятия доля лиц со средним профессиональным образованием составляет  23%.  Анализ ответов рабочих на вопрос о том, почему, имея среднее профессиональное образование, они выбрали рабочую профессию, позволил выявить, кроме таких традиционных причин, как отсутствие вакантных инженерно-технических и руководящих должностей (35% ответов) и более  высокий заработок рабочих (20%), еще одну, характерную для развивающихся предприятий, -  возможность обслуживать новую технику, влиять на технологический процесс, изготавливать детали высокой сложности (22%), что  связано с изменением профессиональных функций рабочего - от изготовления продукции к управлению наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной, высокоточной и дорогостоящей продукции.



Размер файла: 98 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров