Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В ПЕРЕХОДНЫХ ОБЩЕСТВАХ (ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Проблемы, связанные с изучением социальной структуры общества, динамикой ее развития, являются одними из ключевых  в социологии. Сегодня очевидно, что исследование этих проблем в отечественной науке приобретает качественно новые характеристики. Это обусловлено изменившимися объективными и субъективными факторами, из которых наиболее существенным объективным обстоятельством является, прежде всего, переходное состояние российского общества, (причем впервые в истории человечества вектором этой трансформации является переход от социалистического общества к обществу капиталистическому). К числу важнейших субъективных инновационных факторов следует отнести отсутствие изначальной идеологической заданности для научных исследований в этой области. Все это делает необходимым еще раз обратиться к методологическим основам анализа динамики социальной структуры переходного общества с учетом мирового опыта обществоведения, накопленного в этой сфере. В данной  консультации рассматриваются,  во-первых, становление некоторых важнейших концепций социальных систем и изменения социальной структуры, во-вторых, наиболее известные в истории социологии прикладные исследования, посвященные данной тематике, в-третьих, основы категориального аппарата социологического анализа социальной структуры.

 

 

Из истории становления концепций социальных систем и  социальной структуры

 

 

 

Необходимо, прежде всего, отметить, что под переходным обществом или обществом переходного периода мы понимаем такое состояние общества, при котором достаточно радикально изменяются его основные задачи и функции, что влечет, в свою очередь качественное изменение социальных институтов на основе трансформирующейся иерархии социальных ценностей. История социального познания свидетельствует о том, что наиболее радикальные и быстрые подвижки и в базовых ценностях, и в основополагающих социальных отношениях начались в мировой истории с середины XIX в. С тех пор процессы трансформации стали практически перманентными для подавляющего большинства обществ на Земле. Бурное развитие капитализма, переход его в империалистическую стадию и положил начало процессам глобализации всех сторон общественной жизни, о которой стали так много дискутировать с конца ХХ в. Именно в ответ на потребности

изучения качественно новых социальных взаимодействий, в социальном познании возник принципиально новый подход - социологический. За полтора века своего существования социология разработала продуктивный детализированный категориальный аппарат анализа социальной структуры и ее подвижек, а также дала образцы достаточно глубоких и практически ориентированных эмпирических исследований состояния и изменения социальной структуры в современных обществах.

Социальной структурой называется определенный способ связи и взаимодействия людей как элементов общества, занимающих определенные социальные позиции (их статус) и выполняющих определенные социальные функции (социальные роли) в соответствии с принятой в данной социальной системе иерархией норм и ценностей. В качестве основных свойств социальной системы, подлежащей социологическому анализу, "Российская социологическая энциклопедия" выделяет следующие параметры:

-         отношения, взаимоотношения, взаимозависимость;

-         регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство;

-         фундаментальность, существенность, глубина;

-         детерминирующее, ограничивающее, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому явлению [1].

Наиболее детальную разработку концепции социальной структуры, получившую широкое признание в мировой социологии, дала гарвардская социологическая школа, созданная великим социологом П.А. Сорокиным и впоследствии предложившая метод структурно-функционального анализа. В американский период творчества, начавшийся в 1923 г.,  Сорокиным был опубликован ряд работ – таких, как "Социальная и культурная динамика (1937-1941 гг.), "Социальная мобильность" (1927 г.). Приглашенный  в Гарвардский университет в 1930 г., он создает здесь департамент социологии и закладывает основы Гарвардской социологической школы. Двадцать пять лет самой активной научной и организаторской работы были связаны у него с этим ведущим гуманитарным академическим заведением США. В этот период ученый уделял постоянное внимание процессам социальной  организации, дезорганизации и реорганизации в рамках общего исторического процесса и подчеркивал особое значение периодических флуктуаций как главного содержания социальных изменений.

В методологическом плане социологическую концепцию Сорокина можно назвать социальным реализмом. Он постулировал существование надорганической, надындивидуальной социокультурной реальности. Эта реальность объективируется в материальных и иных "носителях", но она не может быть сведена, редуцирована к физической реальности, поскольку социокультурные явления очень тесно интегрированы благодаря своей структуре значений. Сам он считал себя "интегралистом". Наиболее полно его методологические позиции изложены в работе "Общество, культура и личность" (1947 г.), где, в частности, подчеркивается, что тотальная реальность есть многоаспектная бесконечность, которая трансцендентно превосходит любую единичную вычлененную перспективу. Эта тотальная реальность обнимает истину чувств, истину рационального интеллекта и сверхнациональную, гиперсознательную веру, интуицию, или видение. Все три типа познания должны использоваться в социологических попытках систематизированного изучения социокультурных явлений.

Эти социокультурные феномены не являются случайно распределенными, но формируют когерентные агрегаты. Хотя и не существует общезначимой интеграции всех социокультурных объектов, сосуществующих в данной конкретной среде, социологический анализ может выявить иерархию уровней интеграции. Высший уровень интеграции социокультурных значений и ценностей выражается в основных социальных институтах. Все социальные системы высокого уровня, т.е. те, чей масштаб выходит за рамки конкретных обществ, экзистенциально организованы вокруг фундаментальных предположений, касающихся природы реальности и  принципиальных методов ее понимания. Набор основных альтернатив при этом ограничен: реальность предполагается непосредственно данной в органах чувств (чувственной ? sensate); или же открываемой сверхчувственным образом (идеационной ? ideational); либо она рассматривается как органическое и диалектическое сочетание  изначально имеющихся возможностей (идеалистической). Соответственно им имеются и три несводимых формы истины ? чувственная, духовная и рациональная. На разных этапах истории возможные базовые предпосылки находятся на разных фазах развития и в каждый четко определенный период истории все пять основных культурных систем ложного общества (право, искусство, философия, наука, и религия) демонстрируют очевидную тенденцию взаимного соответствия в своем отражении реальности.

По Сорокину, культурная интеграция ни в коем случае не является неким статичным условием. Он рассматривает социальную реальность как постоянно изменяющийся процесс, но характеризующийся повторяемыми стандартными характеристиками (uniformities). Более того, процесс в рамках социокультурных систем носит диалектический характер в силу акцентуации и преобладания какого-то одного фундаментального типа мировоззрения или базового восприятия реальности. Процесс ведет к исчерпанию данного типа и последующему переключению на один из двух оставшихся типов альтернативного мировоззрения. Эта диалектика является душой сорокинского "принципа ограничений", предполагающего ритмическую периодичность социокультурных явлений. Коррелирующий с ним принцип – это "принцип имманентных изменений", помещающий главные  причины изменений скорее внутри социокультурной системы, нежели во внешние силы. Другим источником изменений является с необходимостью неполное, незавершенное состояние интеграции. Плохая интеграция сложных частей – это один из источников постоянно протекающего изменения системы организации.



Размер файла: 120 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров