Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Каталог бесплатных ресурсов |
МЕНТАЛИТЕТ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Журнал
"Социологические исследования" публикует материалы о менталитете
русского народа, в том числе дискуссионные [1]. В русле этой дискуссии мы
хотели предложить свой подход к проблеме и обосновать его. Авторские рамки
некоторых публикаций по этой проблеме недостаточны. В них не учтены традиции
обсуждения этой проблематики российской и зарубежной наукой, нет попыток
междисциплинарного анализа и др. Но вначале дадим оценку факту возникновения
научного (и смеем надеяться - общественного) интереса к этой проблеме. Сегодня,
как и в прошлые столетия, Россия переживает критический период истории. Не
лишены оснований пессимистические прогнозы, в том числе сценарий близкого конца
российского государства, упадка русской культуры, деградации русского
национального характера. Возникает необходимость комплексных, в том числе –
социологических исследований происходящих в России процессов, структуры
национально-этнического сознания, национального характера и его изменений в
полиэтническом социуме. Очередная модернизация современной России обострила
проблемы национальной идентичности и национального самосознания, обусловила
актуальность социально-философской рефлексии феномена национально-этнического
сознания, его структуры, динамики и значения деформации русского национального
характера.
Проблема
русского национального характера давно вызывает интерес исследователей. В
России работы об этом феномене стали появляться с 40-х годов ХIХ в. Их целью
был прогноз развития российского общества в условиях цивилизационно-культурного
выбора. В рамках философского подхода феномен национально-этнического сознания
(прежде всего, русского) интересовал П. Чаадаева, В. Розанова, П. Милюкова, С.
Булгакова, С. Франка, Г. Шпета, Н. Бердяева, Л. Карсавина и других. Иной ракурс
исследования национально-этнического сознания и национального характера был
выбран в филологической науке. А. Потебню, А. Афанасьева, Ф. Буслаева, И.
Мюллера, Н. Косымова, Н. Колтогорова, В. Шевырева, С. Широкогорова и ряд других
интересовало, прежде всего, символическое пространство национально-этнического
сознания.
Третье
направление исследования этих проблем было представлено
социально-психологическими разработками И. Бодуэна-де-Куртене, М. Ковалевского,
Н. Данилевского, М. Михайловского, Н. Овсянико-Куликовского, П.Лаврова, Н.
Кареева, В. Бехтерева и других. Эта область научной мысли, во многом
спекулятивно-умозрительная, развивалась в конце ХIХ – начала ХХ вв. либо под
влиянием западноевропейских этнопсихологических концепций («психология народов»
В. Вунда, концепция «коллективных представлений» Э. Дюркгейма,
"архаическое мышление" Л. Леви-Брюля), либо в полемике с ними. В 70-х
годах ХХ века в дискуссиях по проблемам специфики национального самосознания уточнялись
понятия «психический склад нации», «национальный характер», «национальный
темперамент» и др. [3]. Уточняя представление о столь сложном феномене,
оговоримся, что единого мнения здесь нет. П.Н.Милюков подчеркивал ненаучность
данной категории, а Л.Н. Гумилев национальный характер объявил мифом.
Отработка
инструментария и понятийного аппарата продолжается до сих пор, что очевидно из
обсуждения таких проблем как:
1)
Соотношение социального и биологического в национальном характере. В научной
литературе можно проследить две точки зрения на данную проблему: согласно
первой «национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в
процессе воспитания» [4, c.97], согласно второй «основу национального характера
составляют психофизиологические особенности нации ... обусловленные ее
генофондом» [5, C. 171]. Правомерность той или иной точки зрения можно лишь
утверждать, ссылаясь на выводы авторов о существовании «некоего ядра»,
«психофизической константы». Приведем высказывания по этому поводу современных
ученых: «…менталитет человека характеризуется целостностью, наличием
определенного качественного ядра» [6, c. 189], «…с течением времени и народы, и
национальные характеры меняются, как с возрастом – люди, при этом сохраняя
неизменным свое ядро» [4, c. 95]. На наш взгляд, этим «неизменным ядром» в
национальном характере являются глубинные слои психики, характерные для данного
этноса, и являющиеся ничем иным как константной основой национального
характера. «В основе национального характера лежат привычные нормы взаимодействия
людей, обусловленные типом общества, в котором живет нация. Тогда национальный
характер предстает как социальное явление» [5, c..172]. Следует согласиться с
позицией П.И. Смирнова, что «национальный характер есть комбинация природного и
социального начал» [5, c. 172].
2)
Степень изменчивости национального характера. Многие исследователи
придерживаются точки зрения, что национальный характер способен изменяться по
мере развития общества: «и народы, и национальные характеры меняются, как с
возрастом люди, при этом сохраняя неизменным свое «ядро» [5, c.95]. В какой
мере характер подвержен изменениям и насколько устойчиво этническое «ядро»
национального характера, предстоит еще ответить.
3)
Соотношение понятий: «национальный характер» и «менталитет». Следует отметить,
что понятие «русского национального характера» некоторые авторы идентифицируют
с понятием «русский менталитет» и понимают его либо как присущий представителям
данной нации набор основных личностных черт (концепция модальной личности), либо
систему основных существующих в этносе представлений: установок, верований,
ценностей, умонастроений и т.п. (концепция социальной личности). Менталитет и
характер не синонимы. Отличие менталитета от национального характера в том, что
последний, являясь составной частью ментальности, включает общие
психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией
системой ценностей). Понятие «менталитет» по содержанию гораздо шире, чем
понятие «национальный характер».
В
период, начиная с 1950-х годов и вплоть до 90-х, практически вне поля зрения
специальных изысканий остался наиболее крупный народ СССР – русские. Лишь в
1990-е годы вышли в свет ряд монографий об этносоциологической специфике
русских, об этно-национальных особенностях и характере русских. Но обсуждение
национального характера в большей степени идет в теоретическом ключе, без
выхода на реалии, охватывающие понятие «русский национальный характер». При
этом следует различать «национальный характер» как понятие и «национальный
характер» как реальность, включающую стереотипы мышления, модели и образцы
поведения, сознательное и бессознательное, язык. Иными словами это сочетание
большого числа компонентов в некую структуру или образец (pattern).
Проблематика национального характера остается в рамках привычно сложившихся
методов исследования: философии, этнографии и гуманитарных наук, в то время как
следует учитывать мировой опыт и «познавательные повороты» в изучении культуры.
Размер файла: 109 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела