Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (4)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (20)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (15)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

СТИЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Предлагаемая статья основывается на результатах исследования выпускников ульяновских университетов и техникумов[1].  Отметим, что данная группа значимо отличались от групп, представлявших другие регионы, и демонстрировала существенную внутреннюю неоднородность. После первого этапа выявилось, что разница между выпускниками университетов и техникумов имеет множество измерений, где ни гендерные, ни структурные различия не являются определяющими. Складывающиеся в течение двух лет трудовые карьеры  увеличивали социальную и культурную дистанцию между молодыми специалистами/ками, которых отличали разное восприятие своих жизни и предназначения, объяснения мотивов ценностного выбора или отказа от него, представления о семейной, трудовой и личной успешности. Разность стартового статуса (социальное происхождение и положение родительской семьи, ее текущий экономический и социально-культурный статус, уровень и качество полученного выпускниками образования, гендерные различия) сыграла существенную роль в позициях, занятых молодыми специалистами/тками на рынке труда на момент завершения исследования. Но только этих измерений недостаточно для объяснения разницы в выбираемых ими трудовых стратегиях. Так, например, выпускники/цы одного факультета, выходцы приблизительно из одного социального слоя, использовали отличающиеся стратегии, и, наоборот, имеющие разный стартовый статус, заняли на рынке труда схожие позиции.

В результате мы остановились на стилевом анализе трудовых биографий, с помощью которого сконструированы группы индивидов, объединенные  друг с другом и отличающиеся от других по значимым для них базовым, "стержневым" характеристикам. Гипотезы  анализа: стиль жизни - это новый социально-культурный ресурс, активно используемый молодежью в конструировании жизненных и профессиональных стратегий на этапе вхождения на рынок труда и определения значимых для последующих карьер социально- культурных выборов: места работы, способов ее поиска, семейной и карьерной мобильности,  принятия/сопротивления гендерным порядкам рабочих мест и др.; практикуемый стиль жизни является более значимым для конструирования различий в трудовых стратегиях на современном рынке труда, чем гендер; стиль жизни имеет больше потенций для объединения и изоляции одних молодежных  групп от других, чем гендер.  Использование стилевого анализа позволяет, учитывая все известные социально-экономические и культурные факторы, более детально прояснить специфику индивидуальных выборов[2].

"Равный" старт не является гарантией равных возможностей (шансов) молодых специалистов на рынке труда современной России. Особое значение в условиях трансформации социально-экономического нормативного пространства приобретают индивидуальные стратегии, т.е. серия последовательных осознанных выборов, совершаемых индивидом и основанных на соотнесении своих шансов (преимуществ и недостатков формального статуса плюс индивидуальных возможностей реализации его потенциала) с существующим на данный момент спросом, а также тактическое реагирование на его изменения.  Ульяновский, российский, отчасти и мировой[3] рынок труда представляет широкие возможности для  выбора "своего пути". "Своя" стратегия соотносится с представлениями каждого индивида об успехе, о характере и путях его достижения, ориентацией людей на карьеру/семью, профессиональными амбициями, готовностью к трудовой, географической и социокультурной мобильности.

Базовые ценности личности формируют костяк ее стиля и стратегий поведения и проявляют себя в ряде маркеров, доступных для наблюдения  и анализа. Стилевой профиль жизненных и трудовых стратегий помогает "графически" очертить внешние проявления целостности отдельных групп, объединенных некими общими для них "императивами бытия".

 

Стилевые особенности реализации формального статуса "молодой специалист"

Статус базируется на формальном (легитимном) образовании и соответствующем ему формальном престиже, а также определенном роде деятельности. Уровень и качество формального образования в современных российских условиях становятся специфическим видом престижного потребления, способствующего социальной изоляции социальных групп и предотвращающего их стратификационную мобильность. Высшее образование номинально становится  более доступным благодаря распространению различных форм платного обучения. Но все менее доступным становится бесплатное, престижное и качественное образование, соответствующее  и призванию выпускников школы, и спросу на завтрашнем рынке труда. Многочисленные барьеры, рожденные трансформацией системы высшего образования в России, вносят изменения в традиционные представления о доступности "высшего и среднего образования" и уязвимости тех или иных социальных групп[4].

Выпускники с высшим, а не средним образованием имеют больше шансов на получение определенных привилегий на рынке труда. Но это разделение не является окончательным. Многие выпускники школ поступают в техникумы "по необходимости", не имея возможности поступить в вуз по семейным (материальные и сетевые ресурсы семьи) или личным причинам (недостаток знаний, способностей), и рассматривают подобное образование как ступень к получению высшего. Более значимым моментом является возможность и готовность индивида реализовать имеющийся потенциал и преодолеть барьеры: социальной позиции (молодой специалист/ка), уровня и качества формального образования (среднее и высшее), гендерных порядков (сегрегация и скрытая дискриминация).



[1] Представлена часть результатов лонгитюдного исследования по проекту "Гендерные аспекты рынка труда в постсоветской России" (INTAS -97-20280, 1999-2001), в котором изучались трудовые стратегии групп, оказавшихся наиболее уязвимыми в условиях капитализации России. Метод исследования, использованный нашей группой, - полуструктурированные интервью в течение двух с половиной лет: четыре этапа интервьюирования, на каждом из которых опрошены 60 (к  последнему этапу – 54) информанта. На начало исследования они являлись выпускниками высших (университетов) и средних специальных заведений г. Ульяновска. В статье используются материалы четвертого этапа.

[2] Cтилевой подход активно используется современными английскими и американскими социологами для описания "новых" молодежных практик в обществе "риска" [См. напр.: 1-5]. Ценность подхода слабо реализуется в отечественных исследованиях.

[3] Часть информантов работает не в Ульяновске или собирается уехать. Наиболее привлекательны с точки зрения реализации карьерных и семейных притязаний Москва, Самара, Нижний Новгород, С-Петербург, США, Германия, Латинская Америка.

[4] В проекте НИЦ "Регион" “Чего стоит проходной балл?” (Дифференциация социального пространства и доступность высшего образования для молодежи провинциальной России) подтверждается одна из центральных гипотез настоящего исследования: по отношению к образованию, особенно высшему, ни материальные ресурсы семьи, ни ее социальный и культурный  статус, ни география (село-город) не могут однозначно использоваться для определения привилегированных и исключенных групп. Образование, с его высоким престижем, становится одной из немногих надежных сфер семейного инвестирования, получение образования рассматривается в качестве временного ухода от решения более сложных проблем (безработица, армия, криминал).



Размер файла: 126 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров