Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Каталог бесплатных ресурсов |
Социология Энтони Гидденса
Э.Гидденс
_______________________________________________________________________________________
Книга Э. Гидденса — это курс лекций,
который автор читает уже много лет в Оксфорде.
Гидденс предлагает студенту самому
поразмышлять над социальными проблемами с разных точек зрения, с позиций
различных теоретических подходов. Один из крупнейших теоретиков
современной социологии, Гидденс излагает собственное понимание социологической
теории, суть которого — акцент на активности человека — “социального агента”.
Классическая социология (Макс Вебер,
Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и другие) исходила из парадигмы науки XVIII-XIX вв.,
согласно, которой научное знание опирается на объективную реальность, чьи
законы должны быть поняты, открыты и использованы для практического
употребления. Маркс подчеркивал, что философия не может ограничиваться
объяснением мира, но должна помочь в его переустройстве. В той или иной степени
объективистский тип мышления характерен для всей классической науки с разницей
лишь в одном: некоторые мыслители полагали, что объективное знание о природе
социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях,
не насиловать саму природу; другие исходили из концепции переустройства мира в
согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода —
эволюционистский и конфликтологически-революционный. Не будем обсуждать здесь
справедливость того и другого. Подчеркнем лишь их общую основу: опора на
объективность социального знания.
Сегодняшнее представление о социальной
науке, так называемая постклассическая парадигма, существенно отличается от
классики.
Две важнейшие составляющие радикально
меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Признается влияние на
итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого
исследователя, его нравственной установки, его рассудочности или предрассудков.
В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится
под сомнение, скорее признается относительность знания в определенных,
достаточно хорошо очерченных границах.
Гидденс — представитель этой нежесткой
социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок,
непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой
признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп,
движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам.
Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные
структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими
социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но, во всяком
случае, он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и
социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.
(16стр) Курс общей социологии Энтони Гидденса, опубликованный
восемь лет тому назад, имел примечательный подзаголовок: “Учебное пособие
девяностых годов”. Гидденс подвергает конструктивной критике классическое
наследие прошлого века, равно как и структурный функционализм Т. Парсонса.
Именно ему принадлежит формула “ортодоксальный консенсус”, каковой он
характеризовал состояние западной теоретической социологии в начале 70-х годов.
Этот консенсус опирался на согласие относительно “естественного” процесса
эволюционного развития общества, в ходе которого углубляется дифференциация
социальных структур и институтов.
Социальные катаклизмы последнего
десятилетия, крах общественной системы, “построенной” по задуманному ее
конструкторами “научно обоснованному” проекту, обострили главные проблемы
социологического знания.
Социология 90-х годов развивается в
поисках ответов на ключевые вопросы социальной теории: как соотносятся
сложившиеся социальные структуры и действующие в них страждущие социальные
субъекты? Что есть социальное: от нас не зависящие общественные отношения,
социальные институты, взаимосвязи и/или создаваемые людьми их образы, которые и
определяют социальное поведение, побуждают к коллективным социальным действиям?
Каковы пространственные и временные границы “социального”, то есть должна ли
социальная теория исходить из доминанты “данное общество”, “данная
цивилизация”, “данное мировое сообщество”? Как прошлое воздействует на
настоящее и как настоящее предопределяет будущее в человеческой активности —
индивидуальной и коллективной, спонтанной и целенаправленной?
Автор постоянно задается вопросом: что
же из классики прошлого и нашего XX века остается ценным, а что должно
быть подвергнуто серьезным сомнениям?
Во многих главах читатель обнаружит
раздел “Оценка данного подхода” (в оригинале “assessment” — оценка знания, унаследованного от
предшественников). Какова, например, “ценность” теории Маркса? Гидденс подчеркивает,
что Маркс, безусловно, многое объясняет в отношении крупных исторических
сдвигов. Но вместе с тем Гидденс пишет, что в качестве единственного анализа
социальных изменений концепция Маркса вызывает существенные возражения. Неясно,
насколько в теорию смены социально-экономических формаций вписываются
неевропейские цивилизации, “в которых политическая и военная власть в большей
мере была средством приобретения богатства, нежели его результатом”.
Не менее критически относится Э. Гидденс
и к эволюционистам, справедливо утверждая, что аналогия социального развития с
повышением уровня адаптированное™ общества вряд ли уместна. Сомнительно и
представление о прогрессе как восхождении по уровню сложности,
дифференцированности социальных систем (Спенсер, Парсонс); скорее Гидденс
разделяет идею многофакторности социальных изменений, то есть влияния на
социальные процессы и среды, и экономики, и культуры, и политических
институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы
приобретали разное значение.
Поэтому, в отличие от многих других
авторов учебных пособий, Гидденс уделяет немало внимания сравнительному анализу
социальных процессов в разных культурах и обществах, в странах “ядра”
современной мировой системы и в странах “второго” и “третьего” миров. Он
анализирует позитивные процессы в капиталистическом и социалистическом
обществах, равно как и изъяны этих формаций.
Социология 90-х, по Гидденсу, не может
замыкаться в рамках узкодисциплинарной области. Современная социология
предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством
социально-гуманитарных дисциплин. И это (17стр) не
декларативная позиция, но “работающая” методология. Э. Гидденс щедро вводит в
социологию исследования антропологов, психологов, экономистов, следует логике
социально-исторического анализа.
Книга заставляет размышлять, не
ограничиваясь простым изложением фундаментального социологического знания.
Конечно, это знание достаточно полно представлено, а нужные определения
содержатся в приложении — “Глоссарии”. Но главное заключено в самой методологии
раскованного мышления автора, гибкости и неожиданности рассмотрения одного и
того же социального явления с разных точек зрения и, в конечном итоге,
определении собственной, авторской позиции.
Особенно показательна глава “Социальные
изменения: прошлое, настоящее и будущее”. Автор подчеркивает необходимость
рассматривать социальные изменения в общемировом контексте, в более общей
системе экономических, социальных, социокультурных и политических взаимосвязей
всех обществ на планете Земля. Он справедливо сомневается в правдоподобии
использования таких понятий, как “рыночный капитализм* и “социализм”,
рассуждает о возможных конфигурациях развития социальных процессов в новой
мировой ситуации, получившей совершенно иной облик с началом перестройки в СССР
и последующего распада так называемого социалистического лагеря — “второго
мира”, как его называли в конце 70-х гг. Будет ли наш мир “двух-с-половинным”
или “полуторным”, то есть ближе к странам “третьего мира”, развивающимся
странам Азии и Африки, или он будет приближаться К обществам “первого мира”,
развитым индустриальным странам, как пойдет этот процесс запаздывающей
модернизации в России? Такого рода вопросы невольно возникают при чтении книги
Гидденса.
Вместе с тем эта книга — именно учебное
пособие, систематически излагающее основы социологической теории и методологии
социологического исследования.
Лекционный курс Гидденса ориентирован в
двух направлениях: предметно-содержательном (например, культура, общество,
социальное взаимодействие и повседневная жизнь), но в то же время и проблемном
(“девиации”, этно-национальные конфликты, глобализация), то есть предлагает
анализ современных социальных проблем с хорошими иллюстрациями фактических
данных и их интерпретаций в разных теориях; структуралистских,
герменевтических, феноменологических, деятельностных.
Гидденс - очень продуктивный автор в
смысле глубины проникновения в существо социальной теории. Его главная
теоретическая работа, вошедшая в современную социологическую классику, —
монография “Конституция общества” (1984)1). Не
общественная система, заметьте, но именно конституция — основной закон
общества. Деятельностный подход свойствен целому ряду других лидирующих
теоретиков современной социологии. Например, монография Петра Штомпки названа
“Общество в действии: теория социального становления”, книга Джеффри
Александера — “Действие и его контекст” (1988), а работа Маргарет Арчер —
“Культура и социальный субъект” (1985)2). Эти книги
и ряд других приходятся на середину 80-х годов — (18стр)
период нового подъема в развитии социологической теории с акцентом на роль
социального субъекта. Это — социология активного социального субъекта.
Гидденс — крупный социальный мыслитель,
автор многих работ по истории социальной мысли. Его книга — курс лекций по
теоретической социологии, не оторванной от фактуального знания, но опирающейся
на добротный эмпирический базис. Именно этим и полезна для нашего читателя
предлагаемая книга.
Надо заметить, что лекционный курс
Гидденса прекрасно структурирован. Все разделы содержат необходимые ссылки на
другие главы; основные понятия, которые студент должен освоить, перечислены, и,
помимо того, объяснены в глоссарии.
Изучение книги Гидденса доставляет,
помимо всего, и эстетическое удовольствие. И в жизни Энтони Гидденс —
непосредственный, раскованный, остроумный собеседник, быстро реагирует на
реплику, критический выпад, во время лекции садится на край стола, снимает
пиджак или начинает расхаживать по аудитории и рассуждать как бы про себя.
Очень любит спорить, радуется, если вопрос острый. Наверное, так и только так
рождается живая мысль, новое знание. Поздравляю нашего читателя с возможностью
общаться с Энтони Гидденсом.
Профессор В.
А. Ядов
_______________________________________________________________________________________
Книга написана с верой в то, что
социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной
культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Преподавая
социологию для новичков и профессионально уже подготовленной аудитории в
течение длительного времени, я пришел к убеждению, что необходимо пересмотреть
некоторые направления развития этой дисциплины. Предлагаемая книга ~ это
попытка не просто написать еще один вводный курс, но очертить основные
перспективы и проблемы социологии.
Моей целью было написать книгу, в
которой некоторая оригинальность сочеталась бы с анализом всех основных
вопросов, занимающих современных социологов. Несмотря на то, что многие мои
предыдущие работы были связаны с теорией, я никогда не считал, что
теоретические споры интересны сами по себе. Теоретическое рассуждение ценно
только в том случае, если оно помогает осветить эмпирические данные. Здесь я
старался определить предпосылки важнейших достижений теоретической мысли нашего
времени. Лучшим способом налаживания связи между теорией и исследованием
является активная попытка понять суть социальных институтов, поэтому я сделал
акцент на изучении определенных проблем и областей социологии. В книге нет
чрезмерно изощренных рассуждений, тем не менее, в ней содержатся идеи и
результаты самых последних изысканий этой дисциплины. Надеюсь, что я представил
здесь не пристрастный подход, а трезвый анализ основных перспектив реальной
социологии.
1) См. также; Giddens A. New Rules as Sociological Method. London: Hutchinson, 1976; он же. The Nation-State end Violence, Cambridge, Polity Press, 1985; он же. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modem Age, Cambridge, Polity Press, 1991; Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., Зима, 1993, т. 1, вып. 1, № 1. С. S7-S2; Гидденс 9, Элементы теории структурации / Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас {под ред. А. В. Леденевой), Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1995. С. 41-80.
2) Giddens A, The Constitution of Society. Cambridge, Polity Press, 1985; Sztompka A. Society in Action: The Theory of Social becoming. Cambridge, Polity Press, 1991; Alexander J. Action and its Environments. Towards a New Synthesis. Columbia University Press, 1988; Archer M. Culture and Agency. Cambridge, University Press, 1988.
Размер файла: 699.82 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела