Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Обеспечение эффективных механизмов осуществления инновационной деятельности в российской экономике

Оглавление

 

 

Реферат                                                                                                                                           3

 

 

Введение                                                                                                                                        4

 

Современное состояние и основные показатели инновационной деятельности в России  6

Ключевые участники процесса технологических инноваций                                                            6

Источники финансирования инновационной деятельности                                          12

Виды технологических инноваций                                                                                   15

Основные факторы, препятствующие успешной реализации

инновационной деятельности                                                                                            21

Государственная политика в области поддержки и стимулирования

технологических инноваций                                                                                                       24

Механизмы государственного финансирования инноваций                                                        25

Создание инфраструктуры инновационной деятельности                                                            33

Косвенные меры стимулирования                                                                                                        37

Заключение. Основные выводы и предложения по улучшению инновационного климата           41

 

 

Список использованной литературы                                                                                                                  49

 

Реферат

Работа посвящена исследованию состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике. Под технологическими инновациями в данном исследовании понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности.

В работе показано, что низкая инновационная активность в стране (инновационно-активными являются лишь 6% промышленных предприятий и 10% малых фирм, относящихся к сфере науки и научного обслуживания) обусловлена в первую очередь дефицитом собственных средств организаций, которые являются основным источником инновационной деятельности. При этом стоимость нововведений высокая, а потенциал предприятий слабый и условия для его роста неблагоприятные. Механизмы государственной поддержки в форме создания специальных государственных фондов и венчуров имеют недостаточную правовую основу, и их эффективность мало изучена. Формируемая с участием государства инфраструктура (технопарки, инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы), предназначенная для поддержки малого бизнеса, маломасштабна, с одной стороны, и характеризуется неоправданным дублированием – с другой. Косвенное регулирование, которое могло бы стимулировать инновационную деятельность, фрагментарно и не увязывает ключевых участников инновационного процесса. Все это приводит к тому, что имеющийся позитивный опыт пока не получает массового распространения.

Работа содержит перечень рекомендаций по оптимизации участия государства в создании благоприятного инновационного климата. Особое внимание уделяется реформированию системы прямого государственного финансирования технологических инноваций, а также вопросам совершенствования законодательства в этой сфере, развитие которого могло бы стимулировать расширению партнерских связей между наукой и бизнесом, повышению информационной прозрачности и создавать таким образом условия для эффективной инновационной деятельности.

 

Введение

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет[1].

С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

В данном исследовании рассматриваются только технологические инновации, разрабатываемые и осуществляемые на промышленных предприятиях, в научно-технических организациях, включая вузы, и в организациях малого бизнеса. В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности[2]. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов. В данной работе сделана попытка систематизировать имеющиеся количественные данные, полученные из разных источников, и дополнить их результатами монографических исследований с тем, чтобы получить наиболее достоверное описание состояния инновационной активности в стране.

Предметом исследования является инновационная деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий и технологий. Рассматриваемые инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации – это применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих. Процессные инновации – это новые технологии производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства применительно к новым технологиям. Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

 

Цели исследования состоят в изучении, в динамике за последние пять лет, состояния инновационной деятельности в России в сфере технологических инноваций, оценке действующих механизмов в области государственного стимулирования инновационной деятельности и разработке практических рекомендаций по улучшению инновационного климата в российской экономике. В соответствии с поставленными целями решались следующие основные задачи:

-                        статистический и социологический анализ уровня развития инновационной деятельности в стране, ее форм и источников финансирования;

-                        анализ факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности и оценка результативности инновационного процесса;

-                        изучение государственных мероприятий в области создания новых механизмов финансирования и косвенных мер стимулирования инновационной деятельности, а также формирования инновационной инфраструктуры;

-                        выработка на основе проведенного анализа основных рекомендаций по улучшению инновационного климата.

Методология исследования представляет собой комплексный подход, сочетающий статистический анализ, социологические исследования и монографический анализ (по данным пилотных опросов по целевым выборкам) инновационной деятельности. Все данные анализируются в динамике за последние пять лет.

Новизна работы состоит в оценке действующего механизма инновационной деятельности с учетом внутренних (состояние организаций, их потенциал) и внешних (состояние экономической среды, виды и формы государственного воздействия) факторов и взаимосвязи основных участников данного процесса – государства, промышленных предприятий, малых инновационных фирм, научно-технических организаций.

Такой подход позволил оценить направления и масштабы влияния различных государственных инициатив на создание благоприятного инновационного климата и предложить комплекс мер, которые должны способствовать повышению инновационной активности как на крупных и средних промышленных предприятиях, так и в организациях малого высокотехнологичного бизнеса. Это составляет научную значимость работы.

 

Работа подготовлена в рамках проекта, финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).

 

Современное состояние и основные показатели инновационной деятельности в России

Ключевые участники процесса технологических инноваций

В настоящее время инновационная деятельность в технологической сфере осуществляется преимущественно на промышленных предприятиях, а также в организациях малого бизнеса. Основными разработчиками нововведений являются организации научно-технологической сферы России – отраслевые научно-исследовательские и конструкторские организации, академические научные организации и вузы, а также сами промышленные и малые предприятия. Наиболее распространенным субъектом исследования при изучении инновационной деятельности являются промышленные предприятия, поскольку именно промышленность является основным потребителем создаваемых технологических инноваций.

Согласно данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), который ежегодно, начиная с 1995 года, проводит исследования инновационной активности на промышленных предприятиях, доля инновационно-активных предприятий в России незначительна и находится на уровне 5-5.5%. Только в 1999 году она впервые за последние пять лет превысила 6% (см. график 1).

Вместе с тем следует отметить, что данные, публикуемые ЦИСН, равно как и показатели других исследований, базируются на выборках, репрезентативность которых неочевидна. Поэтому результаты различных опросов могут существенно отличаться. Так, например, по данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ (ЦЭК) доля инновационно-активных предприятий составляла в 1999 году 51%[3]. Десятикратное расхождение результатов объясняется в первую очередь тем, что Центр экономической конъюнктуры расширительно трактует понятие инновационной деятельности, включая в него также изменение в методах организации производства и управления. Кроме того, выборка ЦЭК по крайней мере вдвое меньше и составляет около 800 предприятий промышленности.



[1]  - Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000, с.316.

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров