Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Пути повышения конкурентоспособности продукции (на примере УП «Минский моторный завод»)»

 

     Объектом дипломной работы является продукция предприятия машиностроения Унитарного предприятия «Минский моторный завод», специализирующийся на выпуске дизельных двигателей и запасных частей к ним.

    Целью дипломной работы является   определение повышения конкурентоспособности продукции УП «ММЗ».

     В процессе работы выполнены следующие исследования:

-    Определено   место и роль предприятия на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь;

-    Проведена  оценка конкурентоспособности;

-    раскрыты методические аспекты оценки конкурентоспособности.

     На основании результатов можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции УП «Минский моторный завод» в области качества находится в стадии получения сертификатов на соответствие требований международных экологических стандартов 1 и 3 ступени Директивы 2000/25/ЕС, Правил ЕПА США для тракторных модификаций и ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5 для автомобильных модификаций двигателей. Получение этих сертификаций является стратегической и важной задачей.

                                                                                                                        Содержание

 

Введение………………………………………………………………….4

     1.Конкурентоспособность продукции: сущность, формы  и методы оценки………………………………………………………..  .7

     1.1.Понятие конкурентоспособности товаров………………..7

     1.2.Показатели конкурентоспособности продукции……….15

     1.3. Подходы к оценке конкурентоспособности

продукции……………………………………………………………….32

     2.Оценка конкурентоспособности продукции на УП «Минский моторный завод»…………………………………………39

     2.1.Место и роль УП «Минского моторного завода» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь………...39

     2.2.Анализ рынка дизельных двигателей……………………46

     2.3.Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей  УП «Минский моторный завод»……………………53

      3.Основные направления  повышения конкурентоспособности    продукции……………………………………………………………60

     Заключение…………………………………………………………67

     Приложения ……………………………………………………….69

    Список использованных источников………………………….79                                                                          

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции во всем мире рассматриваются как важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного развития страны и ее национальный престиж.

     В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия с любой формой собственности является конкурентоспособность его продукции, т.е. насколько лучше она аналогов-продукций выпускаемой конкурирующими предприятиями.

     Понятие «конкурентоспособность» появилась в начале 70-х годов 20 века на Западе. Примерно в то же время проблемой конкурентоспособности продукции начали заниматься  и в СССР. К началу 80-х годов глубокое исследование конкурентоспособности  машинотехнической  продукции привело к созданию методики оценки уровня конкурентоспособности  промышленной продукции. Она была опубликована в 1984 году издательством стандартов СССР. Именно эта методика до сих пор служит основой для оценки конкурентоспособности всех видов продукции. Сейчас появилось множество методик оценки конкурентоспособности как промышленной так и не промышленной продукции. Несмотря на то, что все они базируются на методологии разработанной в 1984 году.

     Согласно СТБ972-94 РБ «Конкурентоспособность продукции – это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период».

     Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств  аналогичного  товара.

     Это некая относительная и интегральная характеристика , отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.

     Конкурентоспособность- это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим  характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Конкурентоспособным считается такая продукция, которая имеет не только  высокие потребительские свойства, но  и соответствует требованиям международных стандартов по экологической безопасности.

     Целью данной работы является:

     -представить результаты механизма оценки конкурентоспособности продукции;

     -дать оценку состояния конкурентоспособности товара в сравнении с аналогичной продукции;

     -предложить пути решения некоторых проблем в области совершенствования конкурентоспособности продукции на УП «Минский моторный завод».  

  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

     -раскрыть сущность конкурентоспособности товаров; показать основные подходы к оценке конкурентоспособности продукции;

     -рассмотреть понятие уровня конкурентоспособности продукции;

     -изучить методы оценки конкурентоспособности продукции;

     -провести оценку конкурентоспособности продукции УП «Минский моторный завод»;

     -дать характеристику предприятия, указать перспективы в области качества;

     -выявить какие недостатки затормаживают повышение конкурентоспособности продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Конкурентоспособность продукции: сущность, формы и методы оценки

 

1.1     Понятие конкурентоспособности товара

 

 

       В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения  потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

       Понимание того, что скрывается за словом «конкурентоспособность» еще не устоялось. Оценка справочной, нормативно-технической и методической литературы показывает, что в ней конкурентоспособность рассматривается с общих позиций. Большинство публикаций объединяет подход к конкурентоспособности как характеристике возможности сбыта товара в условиях конкуренции. Такое определение не раскрывает сущность рассматриваемой категории, констатируя и без того очевидную  зависимость сбыта от конкурентоспособности. При этом теряется содержание конкурентоспособности конкретного товара, которая обуславливает распределение спроса между ним и другими обращающимися на рынке изделиями аналогичного назначения.

       Распространенным является подход к конкурентоспособности как комплексу потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости. При этом предполагается, что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение конкурентоспособности обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество  лишь один из факторов конкурентоспособности.

       Если подойти к определению конкурентоспособности товаров через  их цены (квалиметрическая методология ценообразования), которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу.

       Нельзя делать выбор среди группы товаров-конкурентов исключительно на основе сопоставления цен.

Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции прежде всего необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей.[5]

Изучение теории и практики маркетинга дает возможность утверждать, что основным принципом оценки конкурентоспособности товара является его сопоставление с соответствующими потребностями покупателя.

Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям  потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие. Которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что  товар был конкурентоспособен.

Стремясь к потреблению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям (т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь  оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия   конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.

Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара состоят (складываются) из двух статей:

- расходов на покупку (продажная цена)

- расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.) В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

       Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия.

       Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену.



Размер файла: 441 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров