Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Демократические принципы организации и функционирования государственной власти

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………………………

 

1. Демократические принципы организации и функционирования государственной власти…..

2. Формы и функции государства. ………………………………………………………………….

3. Демократия и права человека. ……………………………………………………………………

4. Демократия и законность в условиях формирования правового государства……………

Заключение……………………………………………………………………………………………

 

Список литературы…………………………………………………………………………………...

 

 

 

Введение

 

Что такое демократия? Большинство наших соотечественников и современников над этим, пожалуй, не задумывается, считая, что "и так все ясно". Однако многие не в состоянии, как показывают результаты многочисленных опросов, дать достаточно ясный и осмысленный ответ на этот вопрос. Суждения высказываются наивные, причудливые и удивительные. Так, в газете "Аргументы и факты" (#8, 1988) приводятся следующие ответы: "говорить то, что думаешь"(31%), свобода выбора (13,2%), равенство людей независимо от постов (8,7%), справедливые отношения между людьми (7%), "когда наверху слушают, что говорят внизу"(6,1%), власть народа (5%) и т.п. Сходные данные привели "Московские новости" (№4, 1992): "когда люди объединяются и помогают друг другу", "возможность делать то, что тебе нравится" и т.п.

 Дело не на много облегчается, когда обращаешься к книгам и политологическим авторитетам. Наличие множества толкований демократии признает и пытается свести к четырем "значениям" В.П.Пугачев ("Основы политологии", М.,1992). Шесть определений демократии дает Юзеф Бохеньский ("Сто суеверий", М.,1993). Это достаточно обобщенные понимания демократии. Фактически же трактовок демократии не один десяток. Существенные различия обнаруживаются даже в том случае, когда демократия рассматривается непредвзято и под одним каким-то определенным углом зрения, например, как система "правления народа". Предпринятое Дэвидом Хелдом ('Models of Democracy', Oxf., 1987) обобщение подобных аналитических трактовок "правления народа" дало девять базовых моделей, некоторые из которых образуют качественно различные версии.

 Все эти факты и обстоятельства мало кого могут утешить. В конечном счете, большинство людей вовсе не интересует, кто и как трактует понятие демократии. Люди, как правило, хотят знать, что же представляет из себя демократия "на самом деле".

Понятие демократии распространяется на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В соответствии с этим демократия определяется, прежде всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы людьми они ни были. Таким образом, классовая демократическая теория, воспринятая большевиками, являлась противоречием самой себе.

На основании этих определений монархическая Великобритания считается в том числе современной теорией не менее демократичной, нежели республиканская Франция. Равным образом и ряд других монархических стран, как Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды считаются несравненно более демократическими, чем провозглашенные таковыми многие государства Африки или Латинской Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Демократические принципы организации и  функционирования государственной власти

 

Выдвинув в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. С этой точки зрения демократия означает возможно полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Если Платон существо демократии усматривал в том, что каждый человек получает здесь возможность жить, в соответствии со своими желаниями, то это определение как нельзя лучше подходит к современному пониманию демократии. И сейчас идее демократии соответствует возможно полное и свободное проявление человеческой индивидуальности, открытость для любых направлений и проявлений творчества и т.п. И хотя практически демократия представляет собой управление большинства, но, как метко сказал Рузвельт, «лучшим свидетельством любви к свободе является то положение, в которое ставится меньшинство. Каждый человек должен иметь одинаковую с другими возможность проявить свою сущность».

Кельзен нашел для этой системы отношений удачное определение, назвав ее системой политического релятивизма. Это значит, что если система политического абсолютизма представляет собой неограниченное господство какого-либо одного политического порядка, одной совокупности верований, воззрений с принципиальным отрицанием и запрещением всех прочих, то система политического релятивизма не знает в общественной жизни никакого абсолютного порядка, верований, воззрений. Все политические мнения и направления для нее относительны, каждое имеет право на внимание и уважение. Именно релятивизм есть то мировоззрение, которое предполагается демократической идеей. Поэтому она и открывает для каждого убеждения возможность проявлять себя и в свободном состязании с другими убеждениями утверждать свое значение. Демократическая идея требует свободы для всех, без каких бы то ни было изъятий и лишь с ограничениями, вытекающими из условий общения.

Многие ученые называют демократию свободным правлением (free government). Это еще раз показывает, в какой мере понятие свободы неразрывно сочетается с представлением о демократической форме государства и, казалось бы, исчерпывает его.

Однако, не упомянув о свойственном демократии стремлении к равенству, я мог бы упустить из виду один из наиболее важных признаков демократической идеи. Де Токвиль отмечал, что демократия более стремится к равенству, чем к свободе: «люди хотят равенства в свободе, и, если не могут ее получить, они хотят его также и в рабстве».

С точки зрения моральной и политической между равенством и свободой существует наибольшее соотношение. Мы требуем для человека свободы в первую очередь для полного и беспрепятственного проявления его личности, а так как последняя является неотъемлемым «атрибутом» каждого человека, то мы требуем в отношении ко всем людям равенства. Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к всеобщему освобождению. Тезис Руссо о всеобщей воле народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с началами равенства и свободы и никак не может быть от них отделен. Участие всего народа, всей совокупности его дееспособных элементов, в образовании «всеобщей воли» вытекает как из идеи равенства, так и из идеи свободы.

Демократизация и современная демократия по своей сути есть соединение всех возможных и так или иначе испытанных форм политического опосредования действий и форм организации. Эту идею несколько парадоксально заострил У. Черчилль, выступая в британском парламенте 11 ноября 1947 года. "Демократия, - сказал он, - самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергались проверке".

Демократия плоха своей всеядностью (плюрализмом, толерантностью). Это влечет множество неизбежных издержек, например, многократное дублирование функций, проработке множества альтернатив и т.п. В результате система по определению не может быть достаточно эффективной для того, скажем, чтобы "догнать и перегнать" или "осуществить радикальную реформу", за пару лет втиснув страну в рамки капитализма образца К. Маркса. Для эффективного решения таких задач как раз и годится тоталитаризм. Он или подобные "однозначные" системы, претендующие на максимальную эффективность, как раз и подвергаются, по мысли Черчилля, проверке. Она обычно подтверждает эффективность "однозначной" системы, но тут же показывает разрушительность, а то и просто бессмысленность поставленных целей. С точки зрения Черчилля, лучше не искушать судьбу погоней за небывалыми и сверхэффективными формами правления, а удовольствоваться "худшим" - смешением того, что работает и позволяет пусть медленно, но верно решать практические задачи.

 Подобная смешанная система кажется "худшей" с точки зрения эффективности. Если же взглянуть не нее с точки зрения надежности, то она предстанет "лучшей". Так и оценивал подобную систему Аристотель, называвший ее политией. Это слово собственно означало устройство полиса, его конституцию. Эта конституция как раз и является соединением, по необходимости противоречивым, всех возможностей политической системы. Политию Аристотель четко отличал от собственно демократии в ее исходном смысле как прямого управления полисом всей массой граждан, исключающего иные варианты.

Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней, как, впрочем, и с классической монархией и аристократией, с тимократией и теократией, с прочими частными формами правления. Отличие современной демократии от множества ранних смешанных систем заключается в последовательности и рациональности соединения испытанных временем политических структур и связанных с ними функций. То, что мы называем демократическими принципами и процедурами по существу является рациональными средствами обеспечения устойчивости и стабильности массивных, плотных и многоуровневых политических систем современности. Современная демократия в результате предстает как рациональное и критическое освоение сложными модернизированными политическими системами наследия всех трех эпох, гибкое и прагматическое его использование.

 Что значит быть демократом сегодня? Ответов на этот вопрос может быть дано множество. С точки зрения рассмотренных проблем быть демократом означает прежде всего обрести способность к непредвзятой и всесторонней оценке максимального числа, а в идеале всех наличных альтернатив. Это означает также максимально полное знание политического наследия всех эпох политического развития, способность рационально освоить это наследие и использовать его в повседневной политической жизни.

 

 

 

 

 

2. Формы и функции государства

 

Государство и право существовали не всегда. Они появляются на определенной ступени развития человеческого общества и являются моложе, чем общество. Родовой строй, существовавший в первобытнообщинном обществе был устранен разделением труда и расколом общества на классы. Он был заменен государством. Таким образом, государство появилось в результате раскола общества на классы в рабовладельческом строе. В отличие от первобытнообщинного строя, государству присущи следующие признаки:

а) наличие публичной политической власти;

б) государственный аппарат;

в) территориальное деление;

г) налоговая система;

д) право;

е) государственный суверенитет.

 

Государство – это особая организация публичной, политической власти народа, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Государство руководит обществом, осуществляя политическую власть в масштабе всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, для содействия которому собирают налоги.

Сущность всякого государства проявляется в его функциях, т.е., в основных направлениях деятельности и определяется тем, в чьих руках находится власть и против кого она направлена. Всякое государство выражает интересы тех классов, которые являются собственниками средств производства, следовательно, государство - это политическая форма организации общества, выражающая обусловленную экономическим строем политическую власть господствующего класса или всего народа.

Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Существует множество критериев классификации функций государства в зависимости от:

а) продолжительности их существования и деятельности;

б) от их социальной значимости;

в) от сфер их приложения и осуществления (политической, экономической, социальной);

г) от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные).

В последние годы осуществляется классификация функций государства на основе принципа разделения властей. В соответствии с этим функции делятся на: законодательные, управленческие и судебные. Но функции государства можно подразделить и в зависимости от обусловленности «природой всякого общества». В соответствии с этим критерием функции подразделяются на:

1)                 функции государств эксплуататорских типов (доминирующая роль функций прямого подавления эксплуатирующим меньшинством подавляемого большинства);

2)                 функции государств демократического типа (второстепенное значение функции прямого подавления);

3)                 функции, вытекающие из природы всякого общества – обеспечение и поддержание естественных условий жизни общества. Также внешние функции государства (решение международных задач). Главная же функция и цель нормального государства – охрана интересов человека, защита его прав.

Внутренние функции государства - это направления государственной деятельности, связанные с реализацией политической власти внутри страны:

-                     создание демократически условий и институтов для выявления, учета и координации интересов различных социальных групп общества;

-                     создание условий для развития производства на основе признания и защиты различных форм собственности;

-                     содействие развитию образования, науки, культуры, охрана окружающей среды;

-                     защита государственно-конституционного строя;

-

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Обратная связь

Доставка любой диссертации из России и Украины

Вход для партнеров