Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

«Методика обучения чтению» для специальности «Начальное обучение»

I. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

Целевое назначение курса состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшей педагогической школы, на их представления о педагогике, педагогическом взаимодействии и рефлексии, на знания общекультурного и гуманитарного блоков педагогического образования, содействовать развитию основ профессиональной культуры и педагогической деятельности будущих педагогов, способных к успешной реализации содержательного, методического и социально-психологического аспектов образования в школе.

Образовательной целью курса является ознакомление будущих учителей с основными аспектами обучения родному языку (чтению), овладение ими профессионально-педагогическими умениями; объяснять, прогнозировать и управлять развитием студентов с позиции решения образовательных задач; управлять межличностным взаимодействием и педагогическим общением в образовательном пространстве.

В основе усвоения учебного материала курса лежит метод восхождения от абстрактного к конкретному, позволяющий студенту последовательно развертывать педагогические знания сначала в абстрактных формах, затем, восходя от одного уровня знаний к последующему, конкретизировать свои представления об объектах педагогической действительности. Понятия, которыми должен оперировать студент, будут содержательно наполняться, полнее и точнее раскрывать педагогические явления. Такая логика усвоения педагогических знаний соответствует закономерностям развития будущего учителя как субъекта педагогической деятельности.

Организационно-педагогической целью курса является создание условий для успешного овладения студентами педагогическими и методическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в области обучения чтению младших школьников, учебной деятельности и общения.

В этом плане особую значимость приобретает опора на жизненный опыт студентов, что позволяет им проявляться полноправными участниками процесса обучения и субъектами становления собственной педагогической деятельности.

 

 

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ВВЕДЕНИЕ)

        

         Методика обучения чтению – одна из важнейших учебных дисциплин в педагогическом образовании учителей начальных классов. Задача курса состоит в том, чтобы вооружить будущего учителя теми теоретическими (лингвистическими, дидактическими и психолого-педагогическими) положениями, на которых базируется современная методика обучения чтению, приблизить уровень подготовки студента к будущей профессии, вооружив его методическим богатством урока чтения. Студент должен досконально владеть методикой организации учебно-воспитательного процесса на уроке, способами применения поисковых и репродуктивных методов, формами стимулирования активности, организации аналитико-синтетической деятельности, подбором эффективных методов и приёмов с учётом характера учебного материала и степени усвоения его, системой контроля знаний, умений и навыков.

   Подготовка предусматривает вооружение студентов не только теоретическими знаниями, но и формирование практических и методических умений, которые необходимы учителю начальных классов, развитие профессиональной самостоятельности, интереса к будущей профессии.

   В результате изучения курса  «Методика обучения чтению»:

Студенты должны знать:

1.     Содержание и требования программ по чтению, а также содержание и методические особенности учебного материала для учащихся начальных классов, представленного в учебниках и дидактических пособиях.

2.     Основные методы и приёмы обучения младших школьников чтению, формирования самостоятельного читателя.

Студенты должны уметь:

1.     Соотносить и связывать материал по формированию  навыков чтения младших школьников со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, психолингвистике, лингводидактике, теории литературы.

2.     Диагностировать педагогическое воздействие тех или иных приёмов на обучение, развитие и воспитание детей.

3.     Планировать, моделировать, разрабатывать и фрагменты уроков, позволяющие решать задачи самообразования, развития и общего воспитания учащихся средствами художественного слова. Самостоятельно подбирать для этой цели дополнительный материал и уметь объяснять его необходимость для учебно-воспитательного процесса в классе по изучению родного языка.

4.     Определять уровни сформированности  навыков чтения и умений работать с книгой в соответствии с программными требованиями, а также с использованием существующих критериев оценивания, организовывать работу по предупреждению и коррекции искажений, ошибок при чтении.

Студенты должны ознакомиться:

1.     Историей  развития методики обучения чиению, с ролью и местом  методов чтения в школе.

2.     Характеристикой программ и учебных материалов для чтения младших школьников.

3.     Перспективным педагогическим опытом формирования и развития навыков чтения в начальной школе.

4.     Материалами дискуссий об уроке чтения, напечатанных в периодической прессе, идеях педагогов и методистов – Савченко А.Я., Львова М.Р., Рамзаевой Т.Г., Скрипченко Н.Ф., Вашуленко Н.С., Коваль А. и др.  

 

Учебная программа

 по дисциплине «Методика обучения чтению»

для специальности «Начальное обучение»

(заочное обучение)

Содержание

Тема 1.  Введение в методику преподавания русского языка.

Методика преподавания русского языка как наука. Русский язык как пркдмет преподавания в начальных классах. Педагогика детского чтения. Научные основы методики начального обучения русскому языку.

Тема 2. Чтение как предмет в начальной школе.

Задачи уроков чтения. Научные основы методики чтения. Историко-критический обзор методов чтения. Характеристика программ и учебных материалов по чтению. Литературное чтение.

Тема 3. Качества навыка полноценного чтения и пути их формирования.

Характеристика навыка полноценного чтения и основные ступени его развития. Приёмы работы над правильностью и беглостью чтения. Система обучения оптимальному чтению В.Н.Зайцева. Обучение сознательному и выразительному чтению.

Тема 4. Процесс работы над литературным произведением в начальной школе.

Основные этапы работы над произведением. Приёмы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения. Первичное знакомство с содержанием произведения. Анализ содержания литературного произведения. Организация работы на этапе вторичного синтеза. Методические основы работы над идеей произведения. Особенности работы над произведениями различных жанров.

Тема 5. Работа по развитию речи на уроках чтения.

Словарная работа на уроках чтения. Составление плана произведения. Обучение устному пересказу. Методика обучения иллюстрированию.

Тема 6. Организация работы по чтению.

Урок чтения и его особенности. Использование наглядности на уроках чтения. Организация самостоятельной работы на уроках чтения. Контроль и учёт навыков чтения. Подготовка учителя к уроку чтения.

Тема 7. Дидактическая структура урока чтения.

Содержание и дидактическая структура урока чтения прозаического произведения, стихотворения, басни (методика доктора педагогических наук, профессора, академика МПА Коваль Анны Петровны). 



Размер файла: 592 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров