Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ

План лекции:

1.  Сущность государственной регуляции экономики.

2.  Необходимость и функции государственной регуляции экономики.

3.  Цели государственной регуляции экономики.

4.  Основные формы и методы государственной регуляции.

Сущность государственной регуляции экономики.

Государственная регуляция экономики  представляет собой систему типичных мероприятий законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые осуществляются государственными заведениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей системы к переменным условиям.

Государственная регуляция экономики  как учебная дисциплина – это учебный курс, в процессе которого студенты должны приобрести знания о сути, цели, формы и методы влияния государства на развитие экономики в целом, управление ее отдельными сферами и секторами.

Предметом дисциплины государственной регуляции экономики является изучение совокупности приемов, способов и инструментов управления социально-экономическими процессами, которые происходят в стране.

Методология государственной регуляции экономики – это подходы, принципы и логика управления  социально-экономическим развитием страны.

Объекты и субъекты государственной регуляции.

Объектами государственного влияния на экономику являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, условия, процессы и отношения, которые происходят в сфере  общественного воссоздания, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Это условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не решаются автоматически, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержки социальной стабильности.

Главные объекты:

-         экономический цикл;

-         секторная, отраслевая и региональная структура хозяйства(государственные капиталовложения и финансовые стимулы);

-         накопление капитала (создание условий, влияние на экономический цикл и структуру);

-         регуляция занятости (подготовка и переподготовка кадров);

-         денежное обращение (борьба с инфляцией, влияние на накопление, цены, социальные отношения);

-         платежный баланс ( влияние на экспорт и импорт, движение капитала, курс валют, торгово-договорная политика, участие в международной интеграции);

-         цены (динамика и структура цен, влияние на структуру хозяйства, условий капиталовложений, стойкость национальной валюты, социальную атмосферу);

-         НДДКР (развитие и внедрение результатов в экспорт товаров, капитала, накопленных знаний;

-         условия конкуренции;

-         социальные отношения, включая отношения работодателями и рабочими, а также социальное обеспечение;

-         окружающая среда;

-         внешнеэкономические связки.

Объекты отличаются в зависимости от уровня задач которые ими решаются:

-         уровень фирмы.; региона; отрасли и корпорации; сектору экономики – промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера;

-         хозяйство в целом – экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НДДКР, цены;

-         глобальный – социальные отношения, экология;

-         наднациональный – экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы.

Субъектами государственной регуляции являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, которые отличаются один от другого по ряду признакив: имущественному, по доходам, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразители хозяйственных интересов – объединение носителей хозяйственных интересов в союзы, ассоциации: профсоюзи, союзы предпринимателей, фермеров, студентов и т.д.

Исполнители хозяйственных интересов – органы верховной власти, которые построены по иерархическому принципу.

Между субъектами экономической политики, которая реализуется государственным аппаратом существует связь, основными линиями которого являются:

1.      Носители хозяйственных интересов индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные заведения, ответственные за экономическую и социальную политику.

2.      Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, разнообразные каналы влияния выразителей хозяйственных интересов на органы государственно-экономической регуляции.

3.      Трансформация частных экономических интересов в  государственно-экономическую политику. Например: орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзив и исполнительной власти для регуляции тарифных соглашений между предпринимателями и тружениками.

4.      Государственные органы хозяйственной регуляции – советы по сферам деятельности ( научно-технической, региональной политике и т.д.). Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации государственной экономической политики, направлением расходов средств государственного бюджета и разнообразных фондов.

Система органов государственной власти и их функции в сфере управления экономикой Украины.

В основе организации государственной регуляции экономики лежат принципы рыночной экономики и централизации отдельных функций государственного руководства. Государство опираясь на государственные планы, программы, прогнозы, осуществляет разработку и реализацию основных направлений научно-технического прогресса, формирования единой политики в области ценообразования и системы оплаты труда в государственном секторе экономики, обоснование объемов и структуры государственных капиталовложений, проведение финансовой и кредитной политики, обеспечение гарантий производителям свободы выбора и осуществления разнообразных видов и форм экономической деятельности, а также разработку основных направлений территориального размещения производительных сил.

Для осуществления руководства экономикой страны создают соответствующие органы управления. Система органов управления народным хозяйством Украины включает подразделы общей и специальной компетенции.

Центральные органы государственной власти  включают:

Высший законодательный орган власти – Верховная Рада Украины – высший законодательный орган, в компетенции которого лежит:

контроль за их выполнением;

определение принятия и изменение законов, постановлений, других законодательных актов, основ государственной экономической политики, в том числе кредитно-денежной, внешнеэкономической, ценовой;

утверждение госбюджета и тому подобное.

Президент – Глава государства, управляет экономикой с помощью указов, постановлений, распоряжений. Ему подчиненное правительство – Кабинет Министров.

Высший исполнительный орган власти – Кабинет Министров – высший исполнительный орган государственной власти. Ему принадлежит основная роль в управлении экономикой, он обязан обеспечивать реализацию законов, постановлений и других законодательных актов. Ему подчиненные Министерства, государственные комитеты, Центральные органы исполнительной власти наделены специальным титулом

Органы местной (региональной) власти и управления

  • наделенные всей полнотой государственной власти на своей территории являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей;
  • осуществляют распоряжение и пользование природными ресурсами;
  • управляют местными бюджетами;
  • создают условия для выполнения государственных и региональных программ.

Включают: 1. органа местного самоуправления –  Совета народных депутатов соответствующего уровня.

2. Органы исполнительной власти .–  госадминистрации соответствующего уровня.

2. Необходимость и функции государственной регуляции экономики. Необходимость государственной регуляции в экономике связана:

А.Наявнисть сбоил в функционировании рыночного механизма, а именно:

-                долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которую Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мероприятий для обеспечения занятости;

-                классическая теория рынка утверждает, что после дорогого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие.  Но в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством произведенных товаров и услуг, что приводят к воссозданию кризиса;

-                хозяйственный рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, то отмирают старые отрасли, возникают новые – носители НТП. Рыночный механизм способствует этим изменениям. Но их осуществление может длиться долго и нарушит надолго равновесие., вызывать серьезные проблемы с занятостью, платежным балансом.. Без эффективной государственной политики могут возникнуть кризисные явления;

-                одним из слабых мест механизма рыночной экономики является обеспечение  рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости.. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных агломераций) за счет других районов базируется в значительной степени на рыночных механизмах. В слаборазвитых регионах худшие условия заработка и инвестиций. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с этим уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относительно низкую заработную плату и цену на землю. Концентрация производства, услуг, капитала и населения в городских агломерациях выгодная с частной точки зрения, но для народного хозяйства в целом не всегда оправданная. Решение этого противоречия без государственных регулирующих мероприятий не возможно;

-                количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратной растратой невоспроизводительных ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. В интересах будущего поколения возможная переориентация на качественные показатели. Рыночный механизм без среднесрочного программирования не взмози обеспечить такую переориентацию;

Б.Ринок не видит социальных проблем и не в состоянии их решать.

-                Необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах. Это целая категория благ: внутренняя и внешняя безопасность, функционирование центральных муниципальных управленческих и судебных органов, получения среднего и высшего образования, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям. Но эти блага не имеют ничего общего с естественными вильнодоступними благами. В условиях идеального рыночного хозяйства они имели бы цену, в реальных условиях их производит государство и они называются общественными благами.

В.Необхиднисть выравнивание внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься с учетом общей пользы и общих расходов для всего народного хозяйства..Решения отдельных хозяйственных субъектов, как правило, учитывают лишь внутренние выгоды и расходы. Одной из причин, которые обусловливают необходимость государственной регуляции является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики, и ее составляющих: инфраструктуры, реконструкции отдельных отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевой электроэнергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных, исследовательско-конструкторских работ. Решение этих задач берет на себя государственный сектор.

Значительная часть государственного сектору – это объекты инфраструктуры, в своем большинстве нерентабельные. Вторая часть – государственные предприятия в сировиних и энергетических отраслях, где необходимые большие инвестиции, а оборотность капитала медленна. Как правило, рентабельность государственных фирм ниже частных.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектору, который в своей деятельности руководствуется принципами, которые частично отличаются от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, для создания условий повышения рентабельности частного сектору. Поэтому государственный сектор является основным поставником дешевых услуг ( транспортных, почтово-телеграфных, электроэнергии и сырья). В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта.



Размер файла: 216.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров