Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Додарвиновские представления о происхождении и развитии жизни на Земле

В античную эпоху некоторые мыслители высказы-
вали идею о том, что все живые существа, в том числе и
человек, возникли из неодушевленной материи. Эти
взгляды были чисто умозрительными догадками. С уста-
новлением господства христианской церкви в Европе
распространяется точка зрения, основанная на библей-
ских текстах: все живое было создано Богом и остается
неизменным. Однако во второй половине XVIII в. вместе
с ростом научных знаний появляются сомнения в неиз-
менности живой природы. Первая эволюционная теория
была создана Ж.-Б. Ламарком в начале XIX в. Ламарк
правильно отметил прогрессивное усложнение живых
организмов в процессе исторического развития. Он
высказывал представления о связи эволюции живых
организмов с изменениями условий окружающей среды.
Но Ламарк не смог вскрыть механизмы эволюции. Он
считал, что виды изменяются в результате внутреннего
стремления организмов к совершенствованию. По его
мнению, приспособление к условиям окружающей среды
достигается животными в результате упражнений орга-
нов и приобретенные таким образом изменения переда-
ются по наследству. Эти положения эволюционной тео-
рии Ламарка ошибочны, они не выявили подлинных
механизмов изменяемости видов.

Движущие силы эволюции вскрыл Ч. Дарвин, разра-
ботав теорию естественного отбора.

Предпосылки возникновения учения Дарвина

К середине XIX в. накопилось много научных дан-
ных, противоречащих утверждениям церкви о сотворе-
нии мира творцом и неизменности видов животных и
растений.

Клеточная теория, разработанная Т. Шванном
(1839), доказывала принципиальное единство живого
мира. В переднем отделе пищеварительной трубки заро-
дышей птиц эмбриологами были обнаружены жаберные
щели. Жаберные щели у наземных животных никак
нельзя было объяснить иначе, чем происхождение их от
предков, обитавших в водной среде. Геолог Ч. Лайель

-135-

доказал, что земная поверхность постепенно изменяется
под действием природных сил. Естествоиспытатели опи-
сали большое количество новых видов растений и жи-
вотных из разных областей земного шара. Оказалось,
что многие виды чрезвычайно близки по строению. На
вулканических островах недавнего происхождения
Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, сходные
с материковым видом, но приспособившиеся к разным
источникам питания - твердым семенам, насекомым,
нектару цветков растений. Нелепо было бы предполо-
жить, что для каждого вновь возникающего вулкани-
ческого острова творец создает свои особые виды жи-
вотных. Разумней сделать другой вывод: птицы попали
на острова с материка и изменились вследствие приспо-
собления к новым условиям обитания. Сравнительно-
анатомические исследования показали единство плана
строения крупных групп животных - птиц, зверей и др.
Реконструкция   строения   ископаемых   животных
(Кювье) позволила установить черты сходства некото-
рых из них с современными. Возникла мысль о родстве
вымерших и существующих форм. Эти и многие другие
факты привели Дарвина к мысли об изменяемости видов
и побудили исследовать механизмы эволюционного про-
цесса.

Моделью процессов, происходящих в природе, по-
служила для Дарвина практика сельского хозяйства
в Англии. Он обратил внимание на то, что селекционеры
могут очень быстро вывести новый сорт растений или
породу домашних животных, отбирая среди большого
числа особей те, у которых желаемый признак наиболее
выражен, и оставляя их для размножения. Среди по-
томства снова проводится отбор и т. д. Такой отбор был
назван искусственным. Искусственный отбор может
быть бессознательным (когда для размножения остав-
ляют особи, лучшие по многим признакам) и методи-
ческим (когда селекционером ставится определенная
цель по улучшению какого-либо признака или свойст-
ва). Поскольку уклонения желаемого признака от сред-
ней нормы встречаются редко и обычно едва заметны,
условием успешности методического отбора служит
большое количество исходного материала. Это было
возможно только в условиях крупнотоварного сельско-
хозяйственного производства, которое и существовало
в то время в Англии.

-136-

Учение Дарвина о естественном отборе

Все организмы оставляют значительное, иногда
очень многочисленное потомство. Основываясь на боль-
шом числе фактов, Дарвин приходит к выводу о сущест-
вующем в природе стремлении каждого вида к размно-
жению в геометрической прогрессии. Каждая пара
организмов дает гораздо больше потомства, чем их до-
живает до взрослого состояния. Одна особь сельди
выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр -
2 млн. икринок, лягушка-до 10 тыс. икринок. Одно
растение мака ежегодно дает до 30 тыс. семян. В то же
время число взрослых особей каждого вида остается
относительно постоянным. Следовательно, огромная
часть появившихся на свет организмов гибнет, не оста-
вив потомства. Причины гибели-недостаток корма
из-за конкуренции с представителями своего же вида,
нападение врагов, действие неблагоприятных абиоти-
ческих факторов.

Отсюда следует второй вывод, к которому пришел
Дарвин: в природе происходит непрерывная борьба за
существование. При этом Дарвин имел в виду не только
жизнь одной особи, но и оставление ею жизнеспособ-
ного потомства. Неуспех в борьбе за существование не
обязательно сопровождается гибелью организма (хотя
это и имеет место), но и устранением от размножения.
В этом случае генотип, обусловивший меньшую конку-
рентоспособность особи по сравнению с другими, исче-
зает из генофонда вида.

Дарвин выделил три основные формы борьбы за
существование: а) внутривидовую - наиболее напря-
женную, потому что особи одного вида живут в одинако-
вых условиях и имеют одинаковые потребности при
ограниченности пищевых ресурсов; б) межвидовую-
борьбу с особями других видов, в том числе с хищника-
ми, паразитами, болезнетворными микроорганизмами;
в) борьбу с неживой природой - засухой, наводнения-
ми, сильными морозами и т. п.

Кто же выживает в этой постоянной борьбе за су-
ществование? Наблюдения показывают, что для расти-
тельных и животных организмов характерны всеобщая
изменчивость признаков и свойств и бесконечное разно-
образие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары
родителей нет совершенно одинаковых особей (за
исключением однояйцевых близнецов). В борьбе за су-

-137-

ществование выживают и оставляют потомство особи,
обладающие таким комплексом признаков и свойств,
который позволяет наиболее успешно конкурировать
с другими. Таким образом, в природе происходят про-
цессы избирательного уничтожения одних особей и пре-
имущественного размножения других - явление, на-
званное Ч. Дарвином естественным отбором или выжи-
ванием наиболее приспособленных. При изменении ус-
ловий внешней среды полезными для выживания ока-
зываются какие-то иные признаки по сравнению с су-
ществующими: меняется направление давления отбора,
перестраивается генетическая структура вида, благо-
даря размножению широко распространяются новые
признаки, появляется новый вид.

Следовательно, виды изменяются в процессе приспо-
собления к условиям внешней среды. Движущей силой
изменения видов, т. е. эволюции, является естественный
отбор. Материалом для отбора служит наследственная
(индивидуальная, мутационная) изменчивость. Измен-
чивость, обусловленная прямым влиянием внешней
среды на организм (групповая, модификационная), для
эволюции не имеет значения, поскольку по наследству
не передается.

Ч. Дарвин убедительно показал, что принцип естест-
венного отбора объясняет возникновение всех без
исключения основных характеристик органического
мира: от признаков, свойственных крупным системати-
ческим группам живых организмов, до мелких приспо-
соблений.

Теория Дарвина завершила длительные поиски
естествоиспытателей, которые пытались найти объясне-
ние многим чертам сходства, наблюдаемым у организ-
мов, относящихся к разным видам. Дарвин объяснил
это сходство родством и показал, как происходит видо-
образование, как происходит эволюция.

ВИД И ЕГО КРИТЕРИИ

В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит
представление о виде. Что же такое вид и насколько
реально его существование в природе?

Видом называется совокупность особей, сходных по

Размер файла: 39.71 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров