Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (3)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Валерий Демин. Варяги -- последние пассионарии севера

  "Варяжский  вопрос" -- центральное ядро бесславной "норманской теории",
которая вот уже более двух с половиной  веков тщится вывести русскую историю
из  иноземной. Чести  исторической науке это  не доставило,  зато  привело к
беспросветному тупику. Выход в таких случаях предельно прост  -- по аналогии
с  гордиевым  узлом:  развязать  его нельзя, зато можно  разрубить.  Ибо обе
стороны -- норманисты и антинорманисты -- оказались в  плену одной и той  же
схемы: самим собой разумеющимся считается, что русские варяги  -- всего лишь
другое название скандинавских викингов (норманнов), которые говорили либо на
шведском, либо на  норвежском  языках (иногда допускается  датский вариант).
Отсюда  повторенный несколько раз в "Повести временных лет" пассаж "варяги =
русь" ("зваху тьи варязи русь")  привел  к цепочке  нелепейших  даже с точки
зрения  здравого  смысла   умозаключений.  Дескать,   ежели  варяги  --  это
скандинавы, то и "русь" (племя ли, прозвище, данное соседями, или территория
--  не важно)  --  ну, просто обязана  иметь  скандинавское происхождение. И
начались достойные  детективного  романа поиски  этой  самой  полумифической
"руси" среди шведов, норвегов и финнов.
     А почему, собственно? Откуда вообще следует,  что варяги -- скандинавы?
Ведь в знаменитом фрагменте Начальной летописи о призвании Рюрика с братьями
утверждается  только,  что варяги  прозывались  русью в  смысле этнической и
языковой  принадлежности и от них пошло  название Руси как государства  ("от
тех варягъ прозвася Русская земля"). И ни слова  о скандинавских корнях (то,
что варяги "из-за моря" или из Заморья,  трактовать можно  по-разному, о чем
-- далее). Зато в Несторовой летописи энергично подчеркивается: русский язык
--  славянский,  а  славяне-новгородцы  род свой ведут от варягов  ("ти суть
людье ноугородьци от рода варяжьска, прежде бо беша словени"). Исключительно
важное свидетельство, но на него  историки почему-то внимания не обращают. А
зря!  Здесь  ведь черным по  белому прописано: род варяжский  изначально был
славянским  и варяги вместе с новгородцами говорили  на русском (славянском)
языке! Ибо в противном случае получится,  что  население Великого  Новгорода
(оно ведь "от рода варяжского") и до  призвания Рюрика, и в дальнейшем, надо
полагать,  пользовалось  одним  из  скандинавских  языков   (если,  конечно,
придерживаться  тупиковой формулы "варяги =  скандинавы").  Абсурд?  В самом
деле -- другого слова не подберешь!
     Почему Нестор-летописец, перечисляя через запятую "потомство Иафетово":
варяги, шведы, норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы,
венецианцы и прочие,  --  не объявляет варягов шведами или норвегами (хотя в
летописном  перечне  они названы  раньше руси) и не  утверждает, что  варяги
говорили по-шведски или по-норвежски? Да потому, что для русского летописца,
как и для  всех  русских  людей  той эпохи, было абсолютно  ясно:  варяги --
никакие не  шведы и не норвеги,  а такие же  русские, как  они  сами -- коль
скоро  даже  переводчиков  для  общения  не  требовалось.  Но то,  что  было
самоочевидным еще в  ХII веке  для Нестора и его современников, впоследствии
оказалось  камнем  преткновения для большинства  читателей и  исследователей
"Повести временных лет".
     Не  для  всех, безусловно.  Еще Михайло  Ломоносов  в яростном  споре с
немецкими норманистами-русофобами, подвязавшимися в Российской академии наук
(с  них-то  все  и началось), указывал на  отсутствие  в русском языке  хоть
каких-то  варяжских слов.  Как прикажете понимать:  многовековые и теснейшие
контакты между  двумя этносами, путь "из варяг в  греки"  через  всю Россию,
варяжские князья,  варяжская  династия, варяжская дружина,  варяжские  гости
(купцы),  около  двух  тысяч  варяжских  курганов-могил  под  Смоленском,  в
Гнездово (где, наряду с вещами скандинавского  происхождения, найдена  самая
древняя из известных пока русских надписей, начертанная на глиняном  горшке)
--   а  никаких  собственно  варяжских  слов  не  сохранилось.  Даже  хазары
лексическую память  оставили (Владимир-князь в "Слове  о законе и благодати"
именуется каганом),  не говоря уж о  татаро-монгольском нашествии. В русском
языке   уйма   полонизмов,   заимствований   из   немецкого,   французского,
английского, многих других языков -- и вдруг ни одного варяжского слова.
     Ответ на вопрос, заданный Ломоносовым, напрашивался сам собой: никакого
собственно  варяжского языка, тем более из числа скандинавских,  никогда и в
помине  не  было. Ибо  варяги -- это русь,  но  не  в  смысле принадлежности
какому-то неведомому иноземному  племени  (как безуспешно  силились доказать
норманисты), а в смысле славяно-русского происхождения их самих  и языка, на
котором  они   говорили.   Впервые  эта   мысль   достаточно   внятно   была
сформулирована  страстным   антинорманистом   Юрием   Ивановичем   Венелиным
(1802--1839):  "Русь  или  руссы,  --  писал  он  -- как  народ  норманский,
скандинавский,  никогда   не  существовал,   и  есть   только  плод  жалкого
толкования,  или  фантастического  произведения  некоторых  изыскателей.  Не
поняли Нестора! Да еще как  не поняли!"  И  приводил в пользу данного тезиса
неотразимые доводы.
     Аргументацию   Венелина  в  дальнейшем   развил  историк-антинорманист,
руководитель  археологической  комиссии  и императорских театров,  под конец
жизни  --  директор  Эрмитажа  Степан Александрович Гедеонов (1815--1878)  в
капитальном 2-томном труде  "Варяги и Русь" (СПб.,  1876). Здесь варяги были
однозначно  отнесены  не  к  германоязычным  норманнам,  а  к  прибалтийским
славянам-ваграм, истребленным  в ходе жесточайшей экспансии крестоносцев.  В
поисках  истины  Гедеонов был  на верном  пути, он  правильно интепретировал
утверждение Начальной летописи  о рускости  варягов и славянскости их языка.
Требовалось  однако  понять, почему  варяги сыграли столь выдающуюся роль  в
мировой   истории  --   причем   не   разрушительную,   а  созидательную   и
объединительную. Такая  задача  под  силу  только  энергонесущей  популяции,
сплоченному сообществу целеустремленных людей, которых Лев Гумилев, развивая
учение Вернадского о  биосфере,  поименовал пассионариями. Наделенные мощным
энергетическим потенциалом и повышенной  активностью,  они по природе  своей
обречены были быть вожатыми,  воодушевляя доверившиеся им народные массы  на
уготовленные им подвиги и волею судеб становясь движущей силой исторического
прогресса. Такие никогда бы не позволили  вырезать себя, подобно беззащитным
овцам, как это случилось с балтийскими славянами.
     Конечно,  можно  назвать варягов  и  племенем,  но с  достаточной долей
условности. Скорее всего, они представляли собой особое воинское братство --
прообраз будущих рыцарских орденов. Жили в основном на побережье Балтийского
(Варяжского) моря, летопись однако говорит о Заморье, а таковым вполне могли
быть и  арктические территории Ледовитого океана, находящиеся по отношению к
европейской  России  севернее  Балтики  и  Беломорья.  Были   варяги  хорошо
организованы, обладали  богатым опытом во всех областях хозяйственной жизни,
торговли, государственного  управления  и особенно  --  воинского искусства.
Потому-то и обратились в 862-м году новгородцы  к  Рюрику с братьями, как бы
сказали сейчас, за организационной помощью. И русские варяги быстро и охотно
откликнулись,  а  затем  плодотворно  поучаствовали  в  становлении  Руси  и
российской государственности.
     В  дальнейшем  последние  пассионарии  Севера как-то  незаметно  и  без
излишнего  шума исчезли с  горизонта отечественной  истории.  Ибо перешли на
службу византийским  императорам,  где составили  костяк дворцовой  гвардии.
Варяжская  дружина  насчитывая  подчас  до  шести  тысяч  стойких витязей  и
отменных рубак. Благодаря  им византийское войско  одержало немало  жизненно
важных  побед.  Показательно и  другое:  в Царьграде варягов  всегда считали
русскими   и   только   русскими.    Безусловно,   значились    в    составе
русско-варяжского войска и скандинавы, но, как  нынче принято выражаться, на
контрактной  основе. Кстати, европейские норманны  никогда себя варягами  не
называли и становились таковыми, только вступая в русскую варяжскую дружину;
когда  срок  контракта  истекал,  они вновь становились  викингами.  Так что
тесное взаимодействие между  варягами и  скандинавами, безусловно, было,  но
кто на кого  больше влиял -- еще вопрос.  То же относится и к так называемым
скандинавским  заимствованиям.  Да, в  одежде,  оружии, культовых предметах,
утвари,  украшениях, открытых  археологами, много  варяжской  специфики. Вот
только почему обязательно ее считать скандинавской. Почему бы не рассмотреть
совершенно другой вариант  -- заимствования  скандина

Размер файла: 20.53 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров