Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Статистические методы в физике. Распределение Максвелла.: Мате-риалы к лекции. / Сост.: Коновалов С.В., Ерилова Т.В.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. - 27с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Драничников Н.А., Михайленко Ю.Е. Сварка горячего спая термопары в графитовой ванне. Крепление горячего спая термопары к металлической поверхности конденсаторной сваркой: Метод. указания к лабораторной работе. – Новокузнецк: Издат. центр ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Роль физики в экологическом образовании. Тепловое загрязнение окружающей среды. Материалы к лекции./ Сост.: Масловская З.А., Дорошенко Н.К., Ерилова Т.В., Громов В.Е.: ГОУ ВПО «Сиб-ГИУ».- Новокузнецк, 2004. – 37 с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Расчет шихты для производства сплавов ферросилиция / Ме-тод указ.: Сост. Рожихина И.Д.: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – 43 с., ил (2)
(Методические материалы)

Значок файла Расчет горения топлива : Методические рекомендации к выполнению курсового проекта по дисциплине "Теплотехнологии и конструкции нагревательных печей" и при изучении дисциплины "Теория и практика теплогенерации" для студентов специальности 110300 / Сост.: В.М. Динельт, Т.А. Михайличенко: СибГИУ. – Нов (2)
(Методические материалы)

Значок файла Производственная практика: Методические указания: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 12с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Конструкции и проектирование электрических печей: Метод.указ./ Сост.: И.Д. Рожихина: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 26 с (2)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Кобяков Дмитрий Юрьевич ПРИКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ.


   Посвящаю внуку моему Сашеньке


   Переиздание. Барнаул, Алтайское книжное. изд., 1975. 96 с.

    Книга  рассказывает  об  истории  русских   слов,   о   их   постепенном
преобразовании. Она учит вдумчивому отношению к языку. Рассчитана  на  детей
среднего и старшего школьного возраста.

   СОДЕРЖАНИЕ

   Знаешь ли ты свой родной язык

   Поющая стрекоза ...10
   Один как перст ... 10
   Легион и тьма ... 11
   Пиво - пить ... 13
   Скудость ... 14
   Есть или вкушать ... 15
   О чем свидетельствует словарь Нордстета ... 19
   Позор ... 20
   Нужный ... 22
   Забытое коло и его многочисленные потомки ... 23
   Дача ... 25
   Обносить ... 26
   Зараза ... 27
   Лесть ... 29
   Болван - свинья - подлый ... 31
   Шальной ... 33
   Целина ... 34
   Синонимы ... 36
   Поприще и стадион ... 41
   Невзрачный - зря ... 42
   Неуклюжий - набекрень ... 43
   Орать ... 46
   Поле или нива ... 47
   Год - лето ... 49
   Воня ... 51

   Заимствованное богатство

   Греческое наследство . . . . . . 54

   Скаф ... 55
   Варвар ... 56
   Хирург ... 57
   Микро ... 58
   Халтура ... 59
   Каторга и суда ... 61

   Латинские слова ... 62

   Глобус ... 63
   Машина ... 64
   Макулатура ... 65
   Диск ... 65
   Аэр ... 66
   Утиль ... 68
   Арабский жираф-графин ... 69
   Табак ... 71
   Лист ... 72'
   Яблоко ... 74
   Шапка-капитал ... 76
   Шельма ... 83

   Международные слова ... 84
   Указатель слов ... 88



   Товарищи, юноши,
   взгляд - на Москву,
   на русский вострите уши!
   Да будь я
   и негром преклонных годов,
   и то
   без унынья и лени
   я русский бы выучил
   только за то,
   что им
   разговаривал Ленин.

   (В. В. Маяковский. "Нашему юношеству")



   Язык возник у человечества  много  тысячелетий  назад.  Он  развивался  и
постепенно совершенствовался вместе с человечеством.
   О минувших периодах истории мы  судим  по  сохранившимся  до  наших  дней
памятникам культуры, в том  числе  по  рукописям  и  различным  надписям  на
памятниках, липовой коре, служившей вместо бумаги. В языке отразились многие
явления жизни людей. Мы употребляем сло
   ва и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями,
верованиями, правилами общественной жизни и т. д. Эти слова  и  выражения  -
живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше
постигнуть язык, более сознат
   ельно им пользоваться.
   Цель этой книги - рассказать о происхождении некоторых слов  и  выражений
русского языка, об изменениях в их значении.
   "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине  волшебный
язык - русский. Всегда ли мы обращаемся с  этим  языком  так,  как  он  того
заслуживает?.. - спрашивает чудесный наш писатель Константин Паустовский.  -
По отношению каждого человека к св
   оему языку можно совершенно точно  судить  не  только  о  его  культурном
уровне, но и о его гражданской ценности.  Истинная  любовь  к  своей  стране
немыслима без любви к своему языку..." (К. Паустовский. Поэзия прозы. Сб. "О
писательском труде". М. 1955, стр. 16
   9).
   В разгар первой мировой войны, в январе 1915 года, Иван Бунин  написал  в
Москве удивительное стихотворение "Слово":

   "Молчат гробницы, мумии и кости, -
   Лишь слову жизнь дана:
   Из древней тьмы, на мировом погосте,
   Звучат лишь письмена.
   И нет у нас иного достоянья!
   Умейте же беречь
   Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
   Наш дар бессмертный - речь".

   В 1934 году Алексей Николаевич Толстой писал: "Русский язык должен  стать
мировым языком. Настанет время (и оно уже  не  за  горами)  -  русский  язык
начнут изучать по всем меридианам земного шара".
   И оно давно уже настало, это время, и во всех странах  мира  много  людей
учится говорить и писать по-русски, потому  что  после  Великой  Октябрьской
социалистической революции языком прогресса, борьбы за  мир,  языком  обмена
научной мысли и поистине международн
   ым языком стал русский язык!
   Он уже перешагнул за пределы земного шара и зазвучал в космосе. Тем более
нам нужно бережно относиться к родному языку.
   Бережно относиться - это  значит  не  только  уметь  правильно,  грамотно
говорить, но и уметь читать книги.
   "Читать книги?! - удивятся многие. - Читать-то мы умеем!"
   Но как читать? Вот, например, как читал гоголевский Петрушка  в  "Мертвых
душах":
   "Ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного  героя,  просто
букварь или молитвенник, - он все читал с  равным  вниманием,  если  бы  ему
подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему правилось не  то,  о  чем
читал он, но больше самое чтение, ил
   и, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит
какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит".
   Занимался подобным чтением уже в наше время  и  дед  Щукарь  в  "Поднятой
целине" Михаила Александровича Шолохова.
   Дед Щукарь тоже любил читать и, как Петрушка, удивлялся, что  иное  слово
"черт знает что и значит".
   Щукарь самозабвенно копался в  словаре  и  самостоятельно  объяснял  себе
каждое непонятное слово: "К придмеру, что значит "монополия"? Ясное  дело  -
кабак. "Адаптер"  означает  пустяковый  человек,  вообче  сволочь  и  больше
ничего.
   "Акварель" - это хорошая девка, так я соображаю, а "бордюр" - вовсе  даже
наоборот, это не что иное, как гулящая баба..."
   Читать книги нужно внимательно. Нужно заниматься  "выковыриванием"  слов,
но делать это надо по-иному, не так, как дед Щукарь, делать так,  чтобы  это
приносило пользу вам: выписывайте в тетрадку все непонятные  или  новые  для
вас слова.
   Обращайте внимание на надписи в  магазинах,  на  улицах,  в  общественных
местах.
   Ведь до сих пор встречаются  еще  плакатики,  где  написано  "прейскурант
цен", а прейскурант - это значит "текущая цена", то  есть  сегодняшняя  цена
предмета.
   Или "полный комплект инструментов". А комплект - это и значит "полный".
   Но еще интереснее поймать момент рождения нового слова и отметить  это  в
своей тетрадке!
   "Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка  есть  борьба
за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно оно направлено  -
тем оно победоносней", - писал Максим Горький в статье "О языке".

   ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК?

   ПОЮЩАЯ СТРЕКОЗА

   Итак, еще раз об умении читать книги. Всем нам с детства  знакомы  строки
басни И. А. Крылова "Стрекоза и муравей":

   "Попрыгунья стрекоза
   Лето красное пропела..."

   А приходилось ли вам  задумываться  над  тем,  почему  баснописец  сделал
стрекозу поющей? Знаете ли вы, что в этой басне в действительности имеются в
виду муравей и кузнечик?  Да,  да,  кузнечик,  или  как  его  еще  называют,
кобылка. Дело в том, что в разговорном я
   зыке XVIII - начала XIX века слово стрекоза служило обобщенным  названием
для разных насекомых: так звали и кузнечика и стрекозу.  Употребление  слова
стрекоза  в  значении  "кузнечик"  и  "кобылка"  проникло  в  художественную
литературу этой эпохи, примером чего
   может служить басня Крылова.
   Понятными становятся тогда слова  и  выражения  этой  басни:  "Попрыгунья
стрекоза лето красное пропела", "стрекоза уж не поет", "ты все пела"...  Они
никак не связываются со стрекозой, которая петь не может. Интересно,  что  в
старинных иллюстрациях к этой басн
   е можно встретить изображения  именно  кузнечика,  а  не  нашей  крылатой
стрекозы.
   К середине  XIX  века  обобщенное  название  стрекоза  для  разных  видов
насекомых исчезло, уступив место современным словам стрекоза и кузнечик.
   Вот что может,  оказывается,  скрываться  за  привычными  хрестоматийными
строчками.

   ОДИН КАК ПЕРСТ

   Меня всегда удивляло выражение "один как перст". Один как палец  -  когда
пальцев-то на руке целых пять!
   "Ты вот один как перст",  -  говорит  доктор  в  книге  Тихона  Семушкина
"Чукотка". А у Бруно Ясенского в романе "Человек меняет кожу" американский инженер Мурри, диверсант и шпион, плохо знающий тонкости русского
языка, выражается иначе.
   "Я одинок как палец", - признается он своему приятелю.

   "Наш ментор, помните, колпак его, халат,
   Перст указательный, все признаки ученья", -

   вспоминает Чацкий в разговоре с Софьей в "Горе от ума" А. С. Грибоедова.
   И слово перст уже забывается. Стало редким и уже исчезает из  разговорной
речи выражение "перст божий". Несколько чаще употребляются  слова  перстень,
перстни, то есть золотые кольца с драгоценными камнями или печатью. У А.  С.
Пушкина в стихотворении "Жених
   ":

   "А подарит невесте вдруг
   И лисью шубу, и жемчуг,
   И перстни золотые..."

   Но производные  от  перст  существуют:  например,  наперсток  -  то,  что
надевают на палец.
   Утреннюю    зарю    называют    в    поэзии    розовоперстной    авророй.
Двенадцатиперстная кишка.
   Перчатки. Перчатки раньше назывались перстатицы.
   Растение,  из  которого  добывается  сердечное   лекарство,   "Дигиталис"
по-русски зовут наперстянка, потому что цветы растения похожи на  наперсток.
Это очень интересно: в латинском языке это слово создано так  же,  как  и  в
нашем: по-латыни палец - дигитус.
   А выражение "один как перст" очень древнее: в старину у славян считали по
пальцам и первые десять цифр  назывались  перстами.  И  до  сих  пор  у  нас
существует выражение "по пальцам перечесть".
   Первым был большой палец - перст, - стоящий особняком, отдельно от других
сомкнутых пальцев открытой ладони.
   Отсюда и пошло, вероятно, один как перст...

   ЛЕГИОН И ТЬМА

   Интересна эволюция слова легион.
   В Древнем Риме высшей боевой единицей римской армии был легион, состоящий
из четырех или шести тысяч пехотинцев и трехсот всадников. Когда  это  слово
пришло к грекам,
   то оно превратилось в цифру  "легион",  обозначающую  "десять  тысяч".  А
попавши от греков к славянам, оно уже превращается в "сто тысяч"  и  даже  в
"миллион", как отмечает в своем словаре Владимир Иванович Даль.
   В русском языке это слово  осталось  в  значении  "множество".  Например:
"Наших сторонников во всем мире легионы".
   В нашей литературе оно в этом значении  еще  встречается  у  Герцена:  "С
вечера отдавался приказ старосте, чтобы собрать легион мальчишек и  девчонок
с кузовками, корзинками, плетушками и прочим" (Герцен. "Кто виноват").
   Но "десять тысяч" у древних славян также обозначалось и  словом  тьма,  а
тьма темь было - "сто тысяч".
   Образовалась тьма или тма от татарского туман - "десять тысяч".
   Со временем туман в русском языке мог превратиться в тман, а затем в  тма
и тьма.
   Войсковой командир - "десятитысячник" - назывался тьмуначальник.
   В рассказе Ю. Н. Тынянова "Восковая персона", Меньшиков, любимец Петра I,
говорит:
   "Видал я десять тысяч человек в строях или таборах, а то - тьма..."
   В басне поэта XVIII века М. Н. Попова "Два вора" говорится  о  чиновнике,
плуте и взяточнике, грабившем народ:

   "Был вор простой
   И хаживал всегда пешком и в серяке,
   Доходы он сбирал не в городе, не в съезжей,
   А на дороге на проезжей.
   Другой
   Чиновный был, и тьмы имел он в сундуке
   Червонцев и рублей,
   Которые сбирал с невинного народа"...

   А  тьма  в  значении  темнота  тоже  старое  славянское  слово.  От  него
происходит и темница.
   "Тьма-тьмущая была ночью" и "тьма-тьмущая народу на площади" не совпадают
по значению. А. С. Пушкин в стихотворении "Герой" восклицает:

   "Да будет проклят правды свет,
   Когда посредственности хладной,
   Завистливой, к соблазну жадной,
   Он угождает праздно! - Нет!
   Тьмы низких истин мне дороже
   Нас возвышающий обман..."

   Александр Блок писал в "Скифах", обращаясь к Западу:

   "Мильоны - вас. Нас - тьма, и тьмы, и тьмы,
   "Попробуйте, сразитесь с нами!"

   В этих стихах "тьма" означает "множество".

   ПИВО - ПИТЬ

   Рождаются новые слова, отмирают старые,  ставшие  ненужными.  Иногда  они
оставляют след в каком-нибудь выражении, приобретшем в наше время совершенно
иное значение.
   Иногда слова меняют свое прежнее значение, превращаются в новые слова.
   Возьмем слова пиво, пить.
   В русской литературе существует много описаний боярских пиров. В "Руслане
и Людмиле" А. С. Пушкина:

   "С друзьями, в гриднице высокой
   Владимир-солнце пировал..."

   Есть большая  картина  Константина  Маковского  "Боярский  пир".  На  ней
изображено, как гридни и чашники несут пирующим  золотые  блюда  с  жареными
лебедями, фазанами, с целыми кабанами.
   На пирах бояре много ели, а еще больше пили.
   Да и само слово пир получилось от глагола пить, как жир от глагола жить.
   Пили бояре мед, брагу, квас. А пивом в то время называлось всякое  питье.
Простая вода именовалась  пивом,  от  глагола  пить.  И  пивная  кружка  так
называется не от пива, а потому что из нее пьют. И пиявка,  тоже  происходит
от пить, потому что она пьет, сосет к
   ровь.
   Во времена Пушкина слово упоенье имело два смысла:  опьянение  и  экстаз,
восторг.
   Секундант Ленского в "Евгении Онегине" "Зарецкий, некогда буян",

   "Раз в настоящем упоенье
   Он отличился, смело в грязь
   С коня калмыцкого свалясь,
   Как зюзя пьяный..."
   В старинном словаре Нордстета отмечено: "Упоение - опьянение".
   В приведенном четверостишии Пушкин написал "в упоенье",  то  есть  просто
напившийся. Но совсем другой смысл в его стихах:

   "Есть упоение в бою,
   И бездны мрачной на краю,
   И в разъяренном океане
   Сред грозных волн и бурной тьмы,
   И в аравийском урагане,
   И в дуновении чумы".
   ("Пир во время чумы")

   Интересно отметить, что квас значил вообще "кислый", "кислота". От  этого
у нас остались производные: квашня - где киснет  тесто,  закваска,  квашеная
капуста, простокваша, расквасить и даже квасцы.

   СКУДОСТЬ

   Бояре на своих пирах пили из жбанов,  ендов,  братин.  Пили  и  прямо  из
кувшинов. Кувшины в то время делались из золота, серебра,  олова.  Это  были
дорогие кувшины, и предназначались они для царей, для  бояр  -  для  богатых
людей.
   Бедный люд лепил себе  кувшины  из  глины,  и  назывались  они  скуделью.
Скудельник был мастер, гончар, который делал такие кувшины.
   Владимир   Иванович   Даль,   создатель   "Толкового    словаря    живого
великорусского языка", на который часто придется ссылаться в этой книге, был
человеком исключительным и единственным в своем роде. Друг Пушкина, врач  по
образованию, ученый-диалектолог и этногра
   ф, всю свою долгую жизнь собирал он "по крупице то, что слышал от учителя
своего, живого русского языка", как он сам говорит о себе  в  предисловии  к
словарю.
   В.  И.  Даль  так  объясняет  слово  скудель:  "(Скудель  и  скуда  могут
происходить от худой) глина, глиняный горшок, земля, прах, тлен".
   Одни филологи производят скудель от латинского слова scutella  (скутелла)
- глиняная чашка, тарелка, другие  -  от  scandula  (скандула)  -  черепица,
черепичная крыша.
   У писателя XVII века Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I в б

Размер файла: 150.57 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров