Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Het Monster. Кое-что об астрологии

  Прежде всего мне хотелось бы развеять одно довольно
распространенное заблуждение. Поэтому начну с негативного
определения, хоть это и "не положено делать" (к позитивному мы
подойдем позже).

     Астрология   н е   я в л я е т с я   способом (искусством,
системой, верой в возможность) предсказания будущего "по звездам".
Считать ее таковой - все равно что считать физику наукой,
объясняющей, почему падает камень. Хотя, конечно, как та, так и
другая позволяют решать и подобные частные задачи.

     На самом деле астрология - это одна из наук о человеке,
описывающая и классифицирующая свойства его характера, особенности
поведения, реакцию на жизненные ситуации, помогающая выбрать
оптимальный вариант социализации и гармонизации личности, словом -
позволяющая человеку лучше понять самого себя, а это, как известно, с
древнейших времен считалось одной из самых трудных задач, выпадающих
на его долю. Недаром девиз Gnori se auton - "познай самого себя" -
был высечен еще на храме Аполлона в Дельфах.

     Не удивительно, что астрологию называют иногда "психологией
древности". Если бы в наши дни астрологии не существовало, то и
психологию (включая психоанализ, психосинтез, психотерапию и т.п.)
с таким же успехом можно было бы назвать "астрологией современности",
потому что задачи их действительно во многом схожи. Отличает
астрологию от психологии то, что она рассматривает личность не в
отдельности и даже не в ее связях с другими личностями, а во
взаимосвязи со всем изученным миром, то есть в первую очередь с
земным шаром, а в более широком понимании и со всей доступной
изучению Вселенной.

     Именно поэтому астрологию относят и к наукам оккультным, они же
герметические и эзотерические. Сразу же оговорюсь, что и слово
"оккультизм" в его изначальном, а не обывательском понимании означает
не гадание на картах и не вызывание духов (чаще всего этим, кстати,
занимаются неоккультисты), а лишь способ познания мира (один из
многих), философию, важнейший принцип которой составляет закон
подобия, также сформулированный еще в древности: "что внизу, то и
наверху". /Шмаков В. Священная книга Тота. М., 1916, с. 15/.

     Это означает, что человек  - или, допустим, лошадь, или
парламент, или звезда Тау Кита - не есть нечто из мира вон выходящее,
а лишь частичка этого мира, проявление определенных закономерностей,
общих для всей Вселенной: будь наша Вселенная устроена иначе, и
человек, и звезды, и все остальные ее частички также были бы иными.
Структура целого повторяется в его частях. Зная устройство большого
(того, "что наверху"), легче понять малое (то, "что внизу"), и
наоборот - или, как писал П.Д. Успенский, "зная весь механизм и
взаимоотношения отдельных его частей, легко найти мельчайшую деталь и
с абсолютной точностью предрешить все, что с ней связано" /Успенский
П.Д. Новая модель Вселенной. СПб., 1993, с. 351/.

     Потому-то астрология, а точнее, "наука о Вселенной" и возникла
первоначально именно как наука о небесных явлениях (ее разделение на
космологию, астрономию, астрологию и иные специальные дисциплины
произошло значительно позже).

     Предпосылки для ее возникновения были вполне естественными:
человек с рождения видит смену дня и ночи, циклы лунных фаз и времен
года, подчиняя этим циклам ритм своей жизни.  Охотники и
путешественники определяли время и отыскивали дорогу по Солнцу и
звездам. Первые же опыты заниятия земледелием (а древнейшие следы
земледельческих общин на Востоке относят к пятнадцатому тысячелетию
до н.э. /Parker, D., Parker, J. A History of Astrology. London 1983,
p.11/) заставили человека внимательнее присмотреться к периодичности
земных и небесных явлений, выработать основы   к а л е н д а р я.

     Наблюдения за небом, проводившиеся из поколения в поколение,
давали людям все новую информацию. Строгая периодичность многих
небесных явлений позволяла не только определять время, но и
прогнозировать эти явления, планируя свою жизнь на более или менее
отдаленное будущее и готовясь к севу или уборке урожая, к разливу
реки или приходу каравана /Ван-дер-Варден Б. Pождение астрономии
(Пробуждающаяся наука II). М., "Наука", 1991, с.22-24/.

     Накопление информации требовало выработки новых способов ее
классификации, все более тонкой дифференциации терминов. Так возникли
представления о небесном круге (эклиптике) и его делении на то или
иное число частей (4 квадранта, 12 знаков, 27 лунных стоянок, 36
деканов, 60 термов, 360 градусов), о "звездах подвижных и
неподвижных" (планеты и собственно звезды) - словом, то, что и в наше
время входит в понятийный аппарат астрономии.

     С появлением письменности возникли первые фиксированные
календари - и таблицы расчетов движения светил (Солнца, Луны) и
планет, лунных затмений и иных астрономических явлений. Известны
древнеегипетские, вавилонские, китайские, инкские таблицы подобного
рода.

     Однако в эпоху Древнего мира (по крайней мере в относительно
изученную нами эпоху, охватывающую период "от возникновения
классового общества в середине пятого тысячелетия и до конца VI века
до н.э." /Струве В.В. История Древнего Востока. Л., 1941, с.3/
мышление людей было главным образом мифологическим, основным способом
познания мира было мифотворчество. Поэтому все открываемые или
наблюдаемые небесные явления получали легендарное объяснение. Так,
годичный путь Солнца по небосводу лег в основу преданий об умирающем
и воскресающем боге (Озирис, Алейян), о подвигах героев (Самсон,
Геракл), наблюдение затмений дало миф о драконе, пожирающем то
Солнце, то Луну, а планеты, эти "действующие лица" на театре
неподвижных звезд, стали богами, между которыми разыгрывались целые
драмы.

     И, как боги в древних мифах сходили с небес, чтобы вмешаться в
ход земных событий, так и небесные феномены в представлении древних
служили признаками или провозвестниками этих событий. В ходе
многолетних наблюдений за небосводом астрономы не могли не отметить
удивительных совпадений между явлениями небесными и земными,
выходившими далеко за рамки сельскохозяйственных циклов.

     Влачале, скорее всего, их внимание привлекли несчастья: военные
поражения и неурожаи сопровождались появлением комет и затмениями,
эпидемии совпадали по времени с одними и теми же положениями Сатурна,
а смены правителей - с положениями Юпитера или Марса. Позже
астрономов, естественно, заинтересовали и обстоятельства (или, в
понимании древних,  п р и ч и н ы) мира и благополучия. И, наконец,
когда сведений о таких совпадениях накопилось достаточно много, рано
или поздно нашелся человек, отважившийся сделать первый  п р о г н о
з такого рода событий. Так астрономы стали астрологами.

     Конечно, подобные совпадения происходили не всегда. Говоря
упрощенно, случались и войны без комет, и кометы без войн, причем
достаточно часто. Поэтому и прогнозы, естественно, бывали ошибочными.
Однако причины этих ошибок также были вполне естественными. Основных
причин три - они, кстати, являются


Размер файла: 15.71 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров