Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Het Monster. T A R O T


1. Таро и мiр видимый

История карт Таро

     Сначала рассмотрим Таро как феномен мiра видимого (от др.-греч.
phainomai, "являться") и т.п.), как некий факт обыденной жизни, с
которым нам приходится иметь дело.  Итак, что же такое Таро?

     ТАPО (Tarot): особые гадательные карты, состоящие из 22 Больших
(Старших) и 56 Малых (Младших) Арканов.

     АРКАН (лат. аrcanum - "тайна"; ср. тж. араб. "рукн" - "столп,
основа веры"): тайный комплекс сведений или наставлений, рецепт,
"ноу-хау".  Подобные комплексы имелись во многих культурах и
сообществах (древнеегипетские жрецы, друиды, орден Храмовников,
масоны и др.). В алхимии, а иногда и в гомеопатии "арканами" наз.
составные вещества, ингредиенты которых сохранялись в тайне.

     Большие, или Старшие Арканы представляют собой сюжетные или
символические рисунки, у них есть свои названия и порядковые
номера, появившиеся позже. Часто их украшают дополнительными
символами: это могут быть растения, животные, значки планет и знаков
Зодиака, геомантические фигуры, буквы еврейского и других алфавитов.
Соответственно этому их и истолковывают несколькими способами (с
оккультной, астрологической, нумерологической и др. точек зрения).

     Малые же Арканы, в сущности, являются прототипами игральных карт
(и до наших дней используются как таковые для игры в "Тарок"), т.к.
имеют четыре масти - жезлы, кубки, мечи и денарии (пентакли), -
состоящие из цифровых карт от туза до десятки и четырех фигурных карт
- Фараона (король), Сивиллы (дама), Всадника (Кавалер, Рыцарь,
Старший валет) и Вестника (Младший Валет или Паж).

     Первоначально четыре масти символизировали четыре основные
социальные страты - простолюдинов (Вестники), рыцарей (Всадники),
жрецов (Сивиллы) и князей или царей (Фараоны); в Индии это шудры,
кшатрии, брахманы и раджи, и т.д. С течением времени эта символика
забылась; испанская и немецкая колоды сохранили короля и двух
валетов, но "потеряли" даму, французская и русская - короля, даму и
одного валета. Масти приобрели иные названия: вместо мечей, кубков,
жезлов и монет (денариев) на картах стали изображать шпаги (пики),
сердечки (черви), дубовые листья (трефы) и бубенчики (бубны). В
современных американских колодах пики вообще заменяют звездочками, а
бубны - яблоками. Из старших карт в этих колодах остался лишь джокер
(Шут). Рисунки на картах Младших Арканов впервые появились в 1910
году. Их выполнила художница Памела К. Смит в сотрудничестве с
оккультистом Артуром Э. Уэйтом.

Варианты карт

     Вариантов карт Таро существует множество. Если еще сто лет
назад во всем мире насчитывалось едва ли два десятка различных версий,
включая рукописные музейные колоды XV-XVI веков, то сейчас их
число уже перевалило за тысячу. Выбор огромен: черно-белые и цветные,
строгие и забавные, простые и мудреные, стилизованные под Индию,
Египет, Древнюю Мексику, рококо, классицизм, импрессионизм, есть даже
сюрреализм и поп-арт... Дань этому жанру отдал и Сальвадор Дали,
сделав семьдесят восемь коллажей из работ старых мастеров с
собственными живописными "комментариями". Его колода, естественно,
очень популярна в Испании.

     Выбор колоды зависит исключительно от человека - главное, чтобы
она пришлась "по руке", чтобы вам хотелось и было приятно с ней
работать. За рубежом, где выбор карт в магазинах достаточно велик,
люди так и поступают. У нас же пока вышло всего три набора карт, по
уровню исполнения довольно убогих. Но, как говорится, "за неимением
гербовой пишут на простой".

     Впрочем, есть надежда. Уже несколько художников приносило мне
свои эскизы карт. А консорциум "Сибзнак" в городе Красноярске даже
подготовили к изданию целую колоду, действительно замечательные
работы одного сибирского художника. Выйдут карты где-нибудь к концу
года. Я взял с них обещание, что они доставят в "Омегу" некоторое
количество экземпляров, так что желающие смогут их приобрести.

     Пока же посмотрим, какие существуют варианты карт.

Марсельское Таро

     Рассмотрим существующие ныне варианты карт Таро, так сказать, в
хронологическом порядке. Во-первых, это - Марсельское Таро,
сохраняющее традиционный рисунок самых первых карт XIV-XVIII вв.
("музейные" колоды Ж.  Грингонье, Висконти-Сфорца, Фурнье, М.
Морана). Названия и трактовка арканов также вполне традиционны.
Рисунок имеют только 22 Старших Аркана; на младших изображены лишь
цифры и фигуры, указывающие масть (жезлы, кубки, мечи и денарии).
Подробнее о работе с этим типом карт можно узнать из книги Мишеля
Морана "Марсельское Таро", выпуск которой на русском языке намечен
фирмой "Интерарк" в 1993 году.

     Марсельская колода может состоять из Больших и Малых или только
из Больших Арканов. М. Моран считает, что "двадцать две старшие карты
уже включают в себя весь комплекс космических вибраций, поэтому на
начальном этапе младшие арканы могут помешать изучению Таро даже
более, чем что-либо иное". Поэтому в его книге описаны только Старшие
Арканы.

     Эта книга ценна также тем, что в ней приводится описание
значений   п а р   карт. Кроме того, там описаны и достаточно
своеобразные методы расклада. Еще он придает большое значение цветам,
в которые раскрашены карты. Цветовая гамма карт Марсельской колоды
очень проста, она содержит семь цветов без оттенков:

        белый           красный
        синий           зеленый
        розовый         черный
        желтый

     С каждым цветом связаны определенные ассоциации. Какие именно,
каждый из нас себе примерно представляет: белый - это свет и чистота,
синий - женственность, красный - мужественность и т.д. В каждой карте
какой-то один цвет или пара цветов преобладает, что позволяет
получить некую дополнительную информацию, ощутить "настрой" карты. А
поскольку цвета карт Марсельского Таро вполне традиционны и почти
всегда одинаковы, группа колод Марсельского образца представляет
собой вполне законченную, стройную систему, которую следует
рассматривать и применять отдельно.


Египетское Таро Этейллы

     Во-вторых, "Египетское" (тж. "Цыганское") Таро французского
оккультиста Этейллы (XVIII-XIX в.), в свое время очень популярное в
России. Были даже карты с надписями на русском языке и "Таинственная
книга Тота" о них, изданная в Москве в 1861 году. Нумерация Старших
Арканов, а также их рисунки у Этейллы во многом отличаются от
классических, в результате чего, естественно, и их трактовка
оказывается несколько иной.

     О его жизни известно мало. Этейлла (Etteilla) был младшим
современником и учеником Кур де Жеблена. Вполне вероятно, что под
влиянием учителя Этейлла и сам вступил в масонскую ложу. Начав
серьезно заниматься оккультизмом, он бросил парикмахерское дело и
сменил свою настоящую фамилию, Альетте, на эзотерический псевдоним,
представлявший собой ту же фамилию, написанную наоборот.

     Однако, попробовав гадать на картах Таро, Этейлла быстро
убедился, что их мудреные каббалистические толкования, принятые среди
масонов, скорее отпугивают, чем привлекают клиентов. Масонское Таро
было слишком сложным. И тогда Этейлла шаг за шагом начал создавать
свою систему.

     Он разрабатывал и совершенствовал ее всю жизнь, опробовав
множество способов расклада и несколько вариантов карт. Свой
окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты, приобрели
к 1780 (по другим источникам, к 1783) году.

     Первый вариант его карт (Grand Etteilla, "Большая колода")
был еще слишком сложным: он включал не только рисунки, но и
масонские символы, знаки планет и созвездий и другие обозначения,
непонятные для непосвященных. Французская революция положила
конец деятельности большинства масонских лож и других тайных
обществ, Учредительное собрание молчаливо одобрило арест
Калиостро, граф Сен-Жермен то ли умер, то ли бежал в Германию;
судьба самого Этейллы после 1789 года нам неизвестна.

     Как это часто бывает, слава пришла к Этейлле лишь после
смерти, зато теперь уже навсегда. Как указывают французские
источники, еще при жизни Наполеона сначала в провинции, а потом и
в Париже начали продавать Большую колоду Этейллы с объяснениями
"по египетской книге Тота". Скорее всего, это были не те карты,
которыми пользовался сам Этейлла, но в них было сохранено
главное: система.

     До нас дошли карты, напечатанные в эпоху Луи-Филиппа, т.е. в
40-х гг. XIX в. В 1848 году Луи-Филипп отрекся от престола, а
провинциальный издатель Батист-Поль Гримо, о котором мы также уже
упоминали ("Игральное Таро", N 12/92), разбогатевший на издании
игральных и гадательных карт, перебрался в Париж. Он и напечатал
сначала Большую, а потом и Малую, ныне самую популярную из колод
Этейллы (1850), или Египетское Таро. Это же издательство печатает
их и сегодня - а также Большую и Малую Ленорман, Марсельское Таро
и многие другие карты.

     Вспомним основные принципы системы Этейллы:

     1. Для гадания используются все 78 карт, Старшие и Младшие
Арканы вместе. Этот принцип могут учитывать те, у кого есть
полная колода Этейллы в любом варианте; те же, у кого ее нет,
могут ограничиться 22 Старшими Арканами.

     2. Перед гаданием одна из карт принимается за Карту
Спрашивающего или "бланку": у Этейллы это Первый и Восьмой из
Старших Арканов. Первый, Хаос, обозначает мужчину и соответствует
XXI Аркану общего Таро (Мир), восьмой обозначает женщину и
соответствует II обычному Аркану (Жрица). Бланка выбирается из колоды
и выкладывается до начала собственно гадания.

     3. Различаются прямое и перевернутое положение карт.

     Сам по себе расклад, придуманный Этейллой, очень сложен, им
пользуются сейчас редко, предпочитая упрощенные варианты. Эти карты
описаны в моей статье в "Науке и религии", N 6 (7? 8?) за 1993 год.


Общее Таро

     Третий, ныне самый распространенный тип можно обозначить как
"Общее Таро": рисунками тут снабжены все Арканы, и Старшие, и
Младшие. Их трактовка также придерживается традиции, но в наши дни
ее обычно снабжают эзотерическими комментариями: это колоды доктора
Жерара д'Анкосса (Папюса), Макса Хейндля, Д. Pамана, Эдварда Уэйта,
Алистера Кроули, Сальвадора Дали, "Масонская", "Акварианская" и
большинство других. Как правило, каждый автор колоды писал и свой
комментарий, где пытался выразить свое понимание карт, свою
философию.

     В целом можно сказать, что у каждого века свои карты. В ХХ веке
эзотерическая философия вступила в очередную фазу развития, и
необходимость построения новой модели Вселенной потребовала и нового
осмысления Таро. На русском языке лучшие работы такого рода - книги
П.Д. Успенского, В. Шмакова и Г.О.М.

     Основные принципы современного или "общего Таро":

     1. Рисунки на всех Арканах, и Больших, и Малых, облегчающие
"настройку" сознания гадателя на пространственно-временной континуум
спрашивающего (или на "космические вибрации", как говорит М. Моран);

     2. Интуитивное толкование карт, то есть не привязка к какому-то
раз навсегда данному, "утвержденному" очередным авторитетом варианту,
а свободный полет мысли, работа с картами в состоянии медитации,
позволяющая каждый раз находить свои, индивидуальные, нередко
неожиданные варианты ответа на заданный вопрос.

     3. Использование карт не только в качестве гадательных символов,
но и (а часто и исключительно) как инструмента познания мiра,
философского осмысления макрокосма и микрокосма.


Игральное Таро

     И, наконец, Игральное Таро, стоящее несколько особняком, потому
что оно предназначено главным образом для игры. Поэтому мы
рассматриваем его последним, хотя по времени возникновения его
следовало бы считать первым.

     Именно карты Таро, как мы знаем, послужили в свое время
прообразом игральных карт, став, несмотря на все запреты королей,
основой целого ряда азартных игр. Первоначально играли полной
колодой, со всеми двадцатью двум

Размер файла: 27.64 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров