Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (3)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Вячеслав Лейкин. Играем в поэзию


КНИЖКА, О КОТОРОЙ Я МЕЧТАЛ

      Несколько раз мне довелось присутствовать на  занятиях  детского
поэтического  кружка, которые вел мой товарищ Вячеслав Лейкин. Со Сла-
вой нас давно связывает работа, потому что вместе мы уже  два  десятка
лет  придумываем пьесы, сценки, киносценарии, которые я затем ставлю в
студенческом театре, на эстраде, на "Ленфильме". И еще  нас  связывает
дружба,  потому  что я уважаю и люблю этого человека, который из всего
может извлечь с_м_е_ш_н_о_е - из словосочетания, из услышанной  фразы,
из прочитанной строки. Но, главное, я люблю его стихи и считаю Лейкина
одним из лучших современных поэтов, убереженным судьбой от  публикации
в  застойные  годы и, следовательно, ни на йоту не продавшего, не пре-
давшего свой уникальный талант.
      И все же, несмотря на мою близость со Славой, присутствие на за-
нятиях юных поэтов открыло для меня его необыкновенный  педагогический
дар.  Занятия  в  кружке  представляли собой череду разнообразных игр,
необычных заданий. Некоторые были заготовлены Славой  заранее,  другие
рождались  здесь же, в пылу импровизации. И это было так увлекательно,
так весело и, в то же время, познавательно, что я искренне  пожалел  о
бездарно  прошедшей юности. Как мне тогда захотелось вновь стать маль-
чишкой и с азартом ринуться в состязание с двумя  десятками  юных  ге-
ниев,  радостно  и  вдохновенно творящих в небольшой комнате, за одним
длинным столом. Хотя, тягаться с ними было бы ой как непросто!
      И мне тогда же пришла мысль, что этот опыт общения поэта-педаго-
га Вячеслава Лейкина с группой одаренных детей необычайно интересен  и
поучителен  для юных и взрослых, для тех, кто учит и учится, для всех,
кто хочет приобщиться к миру Поэзии. Однако Лейкин вовсе  не  разделял
моих восторгов, считая свои "уроки" делом очень специфическим, имеющим
ценность только для него одного.(Все сочинения своих учеников он акку-
ратно собирал и складывал в папки, которые множились, пухли и пылились
без дела). Пятнадцать лет длился наш спор. Наконец, Лейкин сдался.  И,
основательно  "прошерстив" свои папки, сделал из них довольно скромные
извлечения с общим названием: "Играем в поэзию".
      Мы  с нашим общим другом Василием Аземшей, известным скульптором
и художником, прочли этот труд, порадовались за Лейкина, за его учени-
ков и за будущих читателей этой книги. И Вася решил сделать картинки к
ней, а я - написать предисловие.

                                                            Юрий Мамин



САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЧЕТВЕРГ

      Искал я когда-то давно работу, связанную с литературой.
      Такое  было  у  меня  в  то время странное настроение. И все мои
друзья и приятели были в курсе этих поисков. Одни сочувствовали,  дру-
гие  обещали,  а  один нашел. Это был мой школьный друг, тогда уже до-
вольно известный литературовед.
      Он позвонил и спросил: - Слушай, как ты к детям относишься?
      Я спросил: - В каком смысле?
      Он спросил: - Ты их любишь?
      Я спросил: - Кружок какой-нибудь?
      Он  спросил:  - Литературное объединение юных поэтов при детской
газете тебя устроит?
      Я спросил: - Думаешь, возьмут?
      Он спросил: - Ты что же, треплом  меня  считаешь?  -  И  сказал,
когда явиться, куда и к кому обратиться.
      Я явился, обратился, договорился и вот  в  один  из  февральских
четвергов  1972 года я впервые вошел в Четыреста Сорок Восьмую комнату
известного всем здания на Фонтанке, называемого "Домом Прессы".
      ОНИ уже ждали, смотрели на меня, молчали.
      Я сообщил, как меня зовут, сказал, сколько мне лет, и  прибавил,
что в детстве тоже пытался сочинять стихи, но ничего хорошего из этого
не вышло.
      - А сейчас сочиняете? - спросила одна из них.
      - Сейчас? Да, сочиняю.
      - А книги есть?
      - А книг почему-то нет.
      Молчание сгущалcось
      - А давайте во что-нибудь сыграем, - предложил я. - В  какую-ни-
будь литературную игру.
      - А стихи мы будем сегодня читать? -  сурово  спросила  девочка,
которая перед этим молчала основательнее всех.
      - Ах, ну да, конечно, - засуетился я. - Как же я про главное за-
был?
      Начали читать стихи. В основном, про зиму.
      Запомнилось:

              И ложатся ровно, как на полотно,
              Розы, пальмы, липы на мое окно.

      И еще:

              Снег кружит,
              Метель визжит.
              Небо затуманено,
              В звездах платье Анино.

      (Что за Аня такая, я, правду сказать, не понял.)
      И еще - у девочки, которую звали Сюзанна:

              - Здравствуй, Зима.
              - Здравствуй.
              - Где же твой снег?
              - Дома.
              - Где же мороз?
              - Дома.
              - Иней твой где?
              - Дома...

      Совершенно завораживающий диалог, каменный такой, холодный.
      За Сюзанной мальчик читал, Андрей:

              А проснулись дети утром -
              Полон снегу тихий сад.
              Снегири на голых ветках,
              Словно яблоки, висят.

      И, наконец, самый старший среди  них,  восьмиклассник  Женя.  На
этот раз стихи были не про зиму, а про осень. Про позднюю осень:

              Готово снегом разразиться небо,
              И холод наступает вдруг,
              И ворон серый, замерзая,
              Обходит дерево вокруг.

      Пока они читали, я как-то вдруг успокоился  и  даже  сориентиро-
вался.
      - Ворон - черный, - сказал я Жене. - Это ворона серая.
      - А как тогда самца вороны называть? - ехидно спросила Сюзанна.
      - А так, наверное, и называть - самец вороны.
      - Ага!  - подхватила  Сюзанна. - Самец вороны, замерзая, обходит
дерево вокруг.
      Я  осторожно  засмеялся.  Кое-кто  присоединился.  Вроде бы дело
пошло на лад.
      - А теперь давайте все-таки поиграем.  Пусть каждый возьмет лист
бумаги...
      - А  обсуждение  когда?  -  спросила  суровая  девочка,  которая
предложила читать стихи.
      - Обсуждение? В каком смысле? - растерялся я.
      - Стихи прочли? Прочли. Теперь их надо обсудить. Мне,  например,
не  понравилась у Ляли рифма "плетня - одна". А у Андрея про снегирей.
Конечно, красиво, но неточно. Снегири ведь сидят на ветках, а  не  ви-
сят.  А  он пишет - "висят". А яблоки сидеть не могут. Они как раз ви-
сят. Так что метафора получается неточная.
      Я оторопел:
      - И вы что же, - всегда вот так? Обсуждаете?
      - Всегда, - сказали все.
      - Но это ведь скучно, наверное?
      - Зато полезно.
      - А как же еще учиться? - спросила Сюзанна.
      - И вы считаете, что так можно научиться писать стихи?
      - Конечно, - сказала суровая. Вспомнил, ее звали Наташей. - Нас,
например, учили, - продолжала Наташа. - И Вы должны учить.
      И тут я разозлился.
      - Во-первых,  я  никому  ничего не должен.  И вам в том числе. А
во-вторых, занимаясь своими обсуждениями, вы рискуете стать какими-ни-
будь литературными надзирателями, а не поэтами. "Рифма плохая!" "Мета-
фора неточная!" Может, и неточная, а я вот увидел эту снегиревую ябло-
ню. И она мне понравилась.
      Опять замолчали.
      - Надо  читать  хорошие стихи хороших поэтов, - продолжал  я уже
спокойнее. - У них и учиться.
      - А как же рисованию учат?! - выкрикнула Сюзанна. - По пять  ча-
сов горшок какой-нибудь рисуют!
      - А  музыка? - подхватила Ляля. - Гаммы, гаммы,  сплошные гаммы.
Нотки эти шевелиться уже начинают. Как черви.
      - Вот и чудесно! - обрадовался я. - Давайте и мы займемся гамма-
ми. Поэтическими гаммами. Гаммы играют? Играют. Вот и мы будем играть.
      - И здесь будут гаммы? Ну это вообще!..
      - Не гаммы, успокойся. Будут игры. Литературные игры.  Сейчас  я
вам все объясню. Возьмите по листу бумаги...
      Взяли. Одни с любопытством, другие с предубеждением, но взяли.
      - Записывайте,  -  и  я начал диктовать. - "Жил на  свете рыцарь
бедный". Записали? Дальше - "Кто ответит на вопрос". Теперь  двустишие
- "сгорел закат, спустилась ночь и все разбойники уснули". И, наконец,
две пары рифм:  "атлет  -  приманка,  скелет  -  шарманка".  Записали?
Строчки  про "рыцаря" и про "вопрос" вы должны подрифмовать, чтобы по-
лучилось двустишие. Складное, со смыслом и, по возможности,  забавное.
Двустишие  про  разбойников  нужно довести до состояния четверостишия.
Набор рифм с "атлетом" и "шарманкой" тоже должен воплотиться в  четве-
ростишие. Обычное "буриме". Слышали, наверное?
      Оказалось - слышали.
      - Пишите, а через полчаса сдадите свои листки.  Можете не подпи-
сывать. Читать буду подряд, не называя имен. Так сказать, анонимно...
      Через  полчаса  я  вместе  с ними бурно радовался той складной и
остроумной чепухе, которую они напридумывали; да и не чепухе  вовсе  -
некоторые строчки оказались просто превосходными.
      Итак, "жил на свете рыцарь бедный"...
      Во-первых, выяснилось, что "был он худенький и бледный", во-вто-
рых, - "был он тихий и безвредный", в-третьих, - "позабывший клич  по-
бедный",  а  в-четвертых,  несчастный  оказался еще и на руку нечист -
"спер он руль велосипедный".
      Дальше читаем: "кто ответит на вопрос".
      Вопросы  оказались  самые  разнообразные: от философского - "для
чего он жил и рос" и озабоченно-житейского - "сколько  стоит  купорос"
до  загадочных  -  "где гнездится альбатрос" (а действительно, где?) и
"почему моряк - матрос" (и в самом деле, почему?). А  завершился  этот
список вопросом вполне невинным - "для чего сопливым нос".
      Двустишие "сгорел закат, спустилась ночь и все разбойники  усну-
ли"  получило самые неожиданные продолжения, но наиболее живую реакцию
вызвал вот этот простодушный вариант:

              Один не спит, ему невмочь:
              Клопы несчастного куснули.

      Буриме оказалось, во-первых, последним заданием, когда надо было
уже спешить, а во-вторых, действительно, трудным.  Но  кое-что  у  них
все-таки получилось:

              На берегу пруда сидит атлет.
              Но бесполезна на крючке приманка:
              Здесь вместо рыб на дне лежит скелет
              И ржавая разбитая шарманка.

      Еще вариант:

              Был я сильный, как атлет,
              Аппетитный, как приманка,
              Стал я тощий, как скелет,
              И печальный, как шарманка.

      И,  наконец,  совершенно  блестящая строфа, которую даже и запо-
дозрить трудно в том, что она всего-навсего результат буриме:

              Увитый мышцами атлет,
              Червям могильным ты приманка,
              И твой обглоданный скелет
              Уже оплакала шарманка...

      Все  последующие четверги в Четыреста Сорок Восьмой комнате про-
ходили примерно так же, как и этот - мой самый первый Четверг, -  сна-
чала читали по кругу новые стихи, а затем играли.
      Из главок, посвященных этим играм, собственно, и сложилась  наша
книга,  необычная  хотя бы уже и тем, что у нее более двух сотен авто-
ров, юных и безмятежных, радостно и беззаветно влюбленных в поэзию.



"НАСТУПИЛА ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ"

      Как обычно, - прочли по кругу свои новые стихи и ждут, что даль-
ше будет.
      - А теперь, господа хорошие, давайте поиграем...
      И вдруг:
      - А что это мы каждый раз играем да играем...
      - А разве плохо?
      - Неплохо, конечно, но надо же, наконец, и делом заняться.
      - Делом? Каким делом?!
      - Стихи учиться сочинять. Ведь мы все-таки для этого сюда прихо-
дим...
      - А во Дворце, между прочим, учат. Мне одна девочка  рассказыва-
ла...
      - Где?
      - Во Дворце Пионеров.
      - Понятно. Ну, что ж, давайте и мы учиться.
      - Давайте.
      - Прямо сегодня и начнем.
      - Наконец-то.
      - А с чего мы начнем?
      - Как "с чего"? Со стихов.
      - Ах, ну да, действительно. А про что у нас будут стихи?
      Осмотрели друг друга, стены, потолок, выглянули в окно, заметили
там осень и предложили:
      - Давайте про осень.
      - Замечательно. Будем учиться писать стихи про осень. А  у  кого
мы будем учиться?
      - Вы же сами говорили: надо учиться у поэтов.
      - А  и  в  самом деле. У кого же еще учиться писать стихи?  Не у
акробатов же? И не у сантехников. Только у поэтов! А как  мы  будем  у
них учиться?
      - Мы вспомним, как поэты писали про осень, и сами так же  попро-
буем.
      - Прекрасная идея! Давайте вспоминать. Итак...
      - Наступила осень золотая...
      - Отлично! Еще...
      - Уж небо осенью дышало...
      - Великолепно! Дальше...
      - Уж реже солнышко блистало...
      - Понял  -  короче  становился  день.  Давайте  еще  что-нибудь
вспомним.
      Завспоминали наперебой:
      - про очей очарованье...
      - про мертвые листья...
      - про печальных журавлей...
      - про соловья, который уж не поет...
      - про пастушка, который уж не играет...
      - про тоскливые дожди...
      - про сонного медведя...
      - про полные закрома...
      - Молодцы! А теперь попробуйте про все это написать стихи. Може-
те даже объединяться между собой, - легче будет  учиться.  Ну,  поеха-
ли!..
      Минут через сорок прочли новообразовавшийся осенний цикл.

              1.  Приходит осень золотая,
                  Желтеют листья, увядая,
                  И ночь становится длинней.
                  Уж не поет наш соловей.
                  Медведь залез в свою берлогу
                  И тратит жир свой понемногу.
                  Пшеница убрана давно,
                  Колхозы выполнили планы,
                  И на пустынное гумно
                  Ползут унылые туманы.

      (Женя Секина, Таня Слепова, Слава Гущина)

              2.  Наступила осень золотая,
                  Улетает певчих птичек стая.
                  Наступили хмурые денечки,
                  Уж с листов осыпались листочки,
                  Травка пожелтела и пожухла,
                  Злая туча дождиком набухла,
                  Солнце потускнело, словно глазки.
                  Мы к зиме готовим уж салазки.

      (Катя Судакова, Ира Малкова, Оля Красная)

              3.  Желтеет листик, дождик льет
                  И соловей уж не поет.
                  Молчит кузнечик. И ребятки
                  Уж не играют больше в прятки,
                  А ходят в школу каждый день,
                  Упорством побеждая лень.
                  Заря все раньше догорает,
                  И пастушок наш не играет
                  Веселых песен на рожке,
                  Бредут коровы вдалеке,
                  Пожухлый объедая луг,
                  Летят журавлики на юг.
                  И мы, их слыша голоса,
                  Печально смотрим в небеса.

      (Наташа Хейфец, Владик Васильев, Марина Красильникова)

              4.  Какая грустная пора;
                  А ведь вчера была жара,
                  Искрилось солнце в вышине
                  И было так привольно мне.
                  Теперь дожди, теперь тоска
                  И жизни ноша нелегка.
                  Смотрю безрадостно в окно,
                  А там и сыро, и темно -
                  Какая скверная пора;
                  А ведь вчера была жара.
                  Вдруг вижу - журавли летят,
                  Спешат покинуть этот ад.
                  И я за ихним косяком
                  Готов пуститься босиком.

      (Лена Пяткина, Вова Торчинский)

      - Поздравляю!
      - Вам понравилось?
      - Очень хорошие стихи. Даже грустно стало.
      - Как - "грустно"? Сами же говорите - "хорошие".
      - Расстаться нам придется. Оттого и грустно.
      - Расстаться? Почему?
      - Да  потому, что учить вас, дорогие мои, больше нечему.  Да-да,
абсолютно нечему.
      - Но мы же только начали учиться!
      - Только начали и уже все в полном порядке. Рифма на месте. Ритм
-  не  придерешься.  И весь ваш осенний набор вполне убедителен: и про
листья есть, и про журавлей, и про дождики - ничего  не  забыто.  Все,
как   у  настоящих  поэтов.  Так  что  до  свиданья,  дорогие  друзья!
Творческих вам удач!..
      Помолчали, похлопали глазами, ушами, подумали и говорят:
      - Но стихи-то ведь получились плохие.
      - Чем же плохие? Хорошие стихи. Рифмы - первый сорт...
      - Да слышали уже. И рифмы, и ритм, и не забыто ничего,  а  стихи
плохие.
      - Но почему?!
      - Потому  что  все,  о  чем  в них написано, уже было.  У других
поэтов...
      - И про осень золотую было...
      - И про журавлей печальных...
      - И про листья...
      - Это, знаете, как называется?
      - Ну, как?
      - Это называется - штамп. Литературный штамп.  У  каждого  поэта
взять  понемногу,  перемешать  аккуратненько  и  все. Стихи будут, как
настоящие.
      -  Да, интересные дела получаются. Что же, теперь и про журавлей
нельзя писать? И про листья? Какая же осень без листьев?
      -  Почему "нельзя"? Можно, но только по-своему. Чтобы ни на кого
не было похоже.
      - А разве такое возможно?
      - Конечно, возможно. Лиза Аникина  сегодня  читала  про  листья,
помните?
      - Ну, помню.
      - Ни  на  кого не похоже. И при этом очень хорошо.  Лиза, прочти

Размер файла: 172.45 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров