Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Д.С. Лихачев. О русской интеллигенции

 Нынешняя  обстановка заставляет меня обратиться в редакцию
с письмом, в котором -- и не в первый ухе раз-- я отзываюсь  на
вопрос  о  том,  каково  же  все-таки  положение, каковы роль и
значение интеллигенции в нашем обществе?
     Это -- не статья,  это  именно  письмо,  в  котором  автор
говорит   пусть   и  без  строгого  порядка,  но  так,  как  он
представляет себе дело  сегодня,  как  обязывает  говорить  его
собственный житейский опыт.
     Итак  -- что такое интеллигенция? Как я ее вижу и понимаю?
Понятие это чисто  русское  и  содержание  его  преимущественно
ассоциативно-эмоциональное.
     К  тому же по особенностям русского исторического прошлого
мы, русские люди,  часто  предпочитаем  эмоциональные  концепты
логическим определениям.
     Я пережил много исторических событий, насмотрелся чересчур
много   удивительного   и   поэтому  могу  говорить  о  русской
интеллигенции,  не  давая  ей  точного  определения,   а   лишь
размышляя о тех ее лучших представителях, которые, с моей точки
зрения,   могут   быть  отнесены  к  разряду  интеллигентов.  В
иностранных  языках  и   в   словарях   слово   "интеллигенция"
переводится,   как   правило,  не  само  по  себе,  а  вкупе  с
прилагательным "русская".
     Безусловно прав А. И. Солженицын: интеллигент  --  это  не
только  образованный человек, тем более не тот, которому он дал
такое  обозначение  как   "образованец"   (что-то   вроде   как
"самозванец"  или  "оборванец"),  это,  может быть, и несколько
резко, но Александр Исаевич понимает под этим обозначением слой
людей образованных, однако продажных, просто слабых духом.
     Интеллигент же -- это представитель профессии, связанной с
умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник,  писатель),
и  человек,  обладающий  умственной  порядочностью.  Меня лично
смущает      распространенное       выражение       "творческая
интеллигенция",--  точно  какая-то  часть  интеллигенции вообще
может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере
"творят", а с другой  стороны,  человек  пишущий,  преподающий,
творящий  произведения искусства, но делающий это по заказу, по
заданию в духе требований партии, государства  или  какого-либо
заказчика  с  "идеологическим  уклоном",  с  моей точки зрения,
никак не интеллигент, а наемник.
     К интеллигенции, по моему  жизненному  опыту,  принадлежат
только  люди  свободные  в  своих  убеждениях,  не зависящие от
принуждений  экономических,  партийных,   государственных,   не
подчиняющиеся идеологическим обязательствам.
     Основной   принцип  интеллигентности  --  интеллектуальная
свобода,-- свобода  как  нравственная  категория.  Не  свободен
интеллигентный  человек  только  от  своей  совести  и от своей
мысли. Я убежден, впрочем, что можно быть и несвободным от  раз
и  навсегда  принятых  принципов.  Это касается людей "с лобной
психикой", отстаивающих свои старые, когда-то  ими  высказанные
или  даже  проведенные  в  жизнь  мысли,  которые сами для себя
сковывают  свободу.   Достоевский   называл   такие   убеждения
"мундирами",  а  людей с "убеждениями по должности" -- людьми в
мундирах.
     Человек  должен  иметь  право  менять  свои  убеждения  по
серьезным   причинам  нравственного  порядка.  Если  он  меняет
убеждения   по   соображениям    выгодности,--    это    высшая
безнравственность.  Если  интеллигентный человек по размышлении
приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту,  особенно  в
вопросах, связанных с моралью,-- это его не может уронить.
     Совесть  не  только  ангел-хранитель человеческой чести,--
это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода  не
превращалась  в  произвол,  но указывала человеку его настоящую
дорогу   в   запутанных   обстоятельствах    жизни,    особенно
современной.
     Вопрос  о  нравственных основах интеллигентности настолько
важен, что я хочу остановиться на нем еще.
     Прежде всего я хотел бы  сказать,  что  ученые  не  всегда
бывают    интеллигентны    (в    высшем    смысле,    конечно).
Неинтеллигентны они тогда, когда,  слишком  замыкаясь  в  своей
специальности,  забывают о том, кто и как может воспользоваться
плодами  их  труда.  И  тогда,  подчиняя  все  интересам  своей
специальности,  они  жертвуют  интересами людей или культурными
ценностями.
     Самый несложный случай -- это когда люди работают на войну
или производят опыты, связанные с  опасностью  для  человека  и
страданиями животных.
     В  целом, забота о специальности и ее углублении -- совсем
неплохое правило жизни. Тем более что в  России  слишком  много
непрофессионалов  берется  не  за  свое  дело.  Это касается не
только науки, но также искусства и политики,  в  которой  также
должен быть свой профессионализм.
     Я  очень  ценю профессионалов и профессионализм, но это не
всегда  совпадает  с  тем,  что  я  называю  интеллигентами   и
интеллигентностью.
     Я  бы  сказал  еще и так: интеллигентность в России -- это
прежде всего независимость мысли при  европейском  образовании.
(Почему  европейском -- скажу ниже.) А независимость эта должна
быть от всего того, что ее ограничивает,-- будь  то,  повторяю,
партийность, деспотически властвующая над поведением человека и
его  совестью,  экономические  и  карьерные  соображения и даже
интересы специальности, если они выходят за пределы допустимого
совестью.
     Вспоминаю кружок  русской  интеллигенции,  собиравшийся  в
Петрограде  в 20-е годы вокруг замечательного русского философа
Александра Александровича Мейера,-- кружок  "вторничан",  потом
получивший  название  "Воскресение"  (мейеровцы переменили день
своих  собраний  со  вторника  на  воскресенье).  Главным   для
"вторничан"   была   интеллектуальная  свобода  --  свобода  от
требований властей, времени, выгоды материальной, от  сторонних
взглядов (что скажет княгиня Марья Алексевна). Интеллектуальная
свобода  определяла  собой  мировоззренческое  поведение  таких
людей, как сам А А. Мейер и окружавшие его: К. А. Половцев,  С.
А.  Асколвдов-Алексеев,  Г.  Федотов,  Н.  П.  Анциферов, М. В.
Юдина, Н. И. Конрад, К. С. Петров-Водкин, Л. А. Орбели,  Н.  В.
Пигулевская и многие другие.
     Русская  интеллигенция  в  целом выдержала испытание нашим
Смутным временем, и мой долг  человека  --  свидетеля  века  --
восстановить  справедливое  к  ней  отношение. Мы слишком часто
употребляем выражение "гнилая интеллигенция",  представляем  ее
себе   слабой   и   нестойкой   потому,   что  привыкли  верить
следовательскому   освещению   дел,   прессе   и   марксистской
идеологии,  считавшей  только рабочих "классом-гегемоном". Но в
следственных делах оставались лишь те документы, которые играли
на руку  следовательской  версии,  выбитой  из  подследственных
иногда  пытками,  и  не только физическими. Самое страшное было
положение семейных. Ничем не ограниченный произвол следователей
угрожал пытками членам семьи, и мы не вправе строго судить тех,
кто, не вникая даже в суть подписываемого,  подтверждал  версии
следователей  (так  было, например, в знаменитом "Академическом
деле" 1929-- 1930 годов).
     Какими  высокими  и  мужественными   интеллигентами   были
интеллигенты из потомственных дворян! Я часто вспоминаю Георгия
Михайловича  Осоргина,  расстрелянного  28 октября 1929 года на
Соловках. Он уже находился в камере смертников,  когда  к  нему
неожиданно  для  соловецких  властей  приехала жена (урожденная
Голицына). Неожиданность  произошла  от  полного  беспорядка  в
тогдашних  лагерях:  власти на материке не знали, что по своему
произволу предпринимали начальники на острове. Так  или  иначе,
но  под  честное  слово  дворянина Осоргина выпустили из камеры
смертников на свидание с женой, обязав не говорить ей, что. его
ожидает. И он выполнил свое обещание, данное палачам. Через год
после краткого свидания Голицына уехала в Париж, не  зная,  что
на следующий же день Георгий Михайлович был зверски расстрелян.
     Или  одноногий  профессор  баллистики  Покровский, который
сопротивлялся  в  Святых   воротах   (увы,   снесенных   сейчас
реставраторами)  и  бил своей деревянной ногой конвоиров только
для того, чтобы не быть "послушным стадом".
     Или Г. Г. Тайбалин. Рискуя  жизнью,  он  приютил  в  своем
медпункте  старика мусульманина, "лучшего певца Старой Бухары",
совершенно беззащитного, ни слова не знавшего по-русски  и  ухе
по одному этому обреченного на гибель.
     Мужество  русской  интеллигенции,  десятки лет сохранявшей
свои    убеждения    в    условиях    жесточайшего    произвола
идеологизированной  советской  власти  и  погибавшей  в  полной
безвестности, меня поражало и поражает до сих пор.  Преклоняюсь
перед  русской интеллигенцией старшего, уже ушедшего поколения.
Она выдержала испытания красного террора, начавшегося не в 1936
или 1937 году, а сразу же после пришествия к масти большевиков.
     Чем  сильнее   было   сопротивление   интеллигенции,   тем
ожесточеннее    действовали   против   нее.   О   сопротивлении
интеллигенции мы можем судить по тому, какие жестокие меры были
против   нее   направлены,   как    разгонялся    Петроградский
университет,  какая  чистка происходила в студенчестве, сколько
ученых было  устранено  от  преподавания"  как  реформировались
программы в школах и высших учебных заведениях, как насаждалась

Размер файла: 29.33 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров