Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (6)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Политическое сознание

Проявление общесоциологического закона возрастания роли субъективного
фактора предполагает повышение уровня политического сознания, выступаю-
щего предпосылкой ускорения темпов социального прогресса. Оно представ-
ляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение лю-
дей к государству и партиям, политическим ценностям и целям развития,
традициям и нормам политической жизни^В сознании воплощаются важней-
шие реалии бытия: уровень развитости производительных сил, особенности
присущей обществу классовой структуры и системы общественных отноше-
ний, уровень образования и культуры.

'Основу сознания составляют знания, усвоенные индивидом. Поэтому его
познавательная функция всегда выступает исходной.,0днако сознание - это
не только знания, но и отношение к ним, а главное - активное их использова-
ние для социальных преобразований. Давно уже стало аксиомой - <если дей-
ствовать не будешь, ни к чему ума палата> (Шота Руставели). Сознательным
всегда называют такое поведение, которому присуща заранее поставленная
цель, предварительное мысленное построение предполагаемых действий и
предвидение их результатов.

1. Политическое сознание: субъективный образ политического бытия

Субъективность образа означает прежде всего принадлежность его субъек-
ту, а не объективному миру. Поскольку образ - достояние субъекта, он неиз-
бежно отражает специфику его жизненного опыта, интересов, установок, соци-
альных позиций. ^Субъективность предполагает также неполноту отражения:

образ воспроизводит сущность политических процессов и явлений лишь с
большей или меньшей степенью приближения - в меру готовности к этому
познающего и социальных возможностей познания^Но наиболее существен-
ную сторону субъективности порождает, пожалуй, особенность отражения об-
щественного бытия познающим субъектом. В связи с тем, что оно всегда про-
исходит в соответствии с интересами людей, этот образ несет в себе два аспек-
та - отражение (объективного мира) и выражение (интересов). Разрыв отра-
жения и выражения всегда ведет к извращению субъективного образа.

(Абсолютизация отражения порождает объективизм, оставляющий позна-
ние"на уровне видимости. При этом не только исключается из процесса позна-
ния идеологическия функция, но и сама политическая жизнь приобретает фа-
талистический облик. Получается, что ее развитие происходит вне человече-
ской деятельности, а сам человек отдается во власть стихийных сил. Абсолю-
тизация выражения приводит к вульгарному социологизму. Он отбрасывает
отражение и все переносит на выражение, истиной объявляет то, что соответ-
ствует интересам тех или иных классов и социальных групп. При таком под-
ходе отождествляются наука и идеология, а классовая оценка применяется к
явлениям, к ней безразличным.

(Политическое сознание начинает складываться с появлением классов и
обострением борьбы между ними. А поскольку знания о происхождении госу-
дарства и власти не были еще обобщены, его исходной формой становились
мифы. В них возникновение власти связывалось с богами, которые не только
служили ее источником для правителей, но и сами нередко продолжали оста-
ваться вершителями земных дел и людских судеб. Согласно мифам некоторых
народов (египтян, греков), боги выступали также и в качестве первоначальных
непосредственных властителей в учрежденных ими государствах.)

_______________________________11

По мере обострения социальных противоречий и накопления знаний о по-
литической жизни общества изживается мифическое толкование ее сущности.
Формируются более рациональные представления о ней, раньше других про-
явившиеся в зороастризме (VII в. до н. э.). Основным его положением являет-
ся утверждение о борьбе двух противоположных начал - добра и зла. Начало
добра олицетворяется царством светлого божества Ормузда (земным вопло-^
щением которого выступает государство), начало зла - царством темного бо-^
жества Аримана. Добро предполагает активную деятельность, борьбу человека f
против зла. В такой борьбе, в соответствии с зороастризмом, и состоят смысл
и цель бытия. В древней Персии, где это учение получило наиболее широкое
распространение, доминировали представления о преимуществах едино-
личной власти, что, по существу, было оправданием политической практики
восточного деспотизма. Формирование рационально-логических, а затем и на-
учных (пусть на первых порах в зачаточной форме) взглядов ставило изуче-
ние политической жизни на теоретическую основу. Именно наука могла дать
ответ на вопрос о перспективах развития все обостряющихся классовых анта-
гонизмов.

[Поскольку политическое сознание есть выражение интересов людей, каж-
дый класс формирует свой тип идеологии, обусловленный его местом в систе-
ме общественного производства, закрепленном отношениями собственности.
Взаимодействие различных типов классового сознания неизбежно принимает
форму идеологического противоборства^Вся история человечества тому под-
тверждение, начиная от древности до современности{_На каждом ее этапе со-
путствовали друг другу формы политического сознания (идеи и идеологии в
целом, теории и нормы политической жизни, ее оценки и ценности) господст-
вующих и угнетенных классов. В свою очередь идеи и идеологии становились
душой их политических движений^

Так, в древнем Китае выразителем интересов имущих стало конфуцианст-
во. Конфуций (551-479 гг. до н. э.) предложил патриархально-патерналист-
скую концепцию государства. Оно выступало у него как большая семья, а
власть императора (<сына неба>) уподоблялась власти отца. Отношения же
правящих и подвластных проявляли себя как семейные отношения, где млад-
шие зависели от старших. Конфуций был против участия народа в управлении
государством, считая его прерогативой аристократов. Однако, будучи сторон-
ником ненасильственных методов управления, он призывал правителей и
подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Основная
добродетель подданных, согласно Конфуцию, состоит в преданности правите-
лю, в послушании непочтительности ко всем <старшим>. Отвергая бунты и
борьбу за власть, Конфуций высоко оценивает блага гражданского мира. По-
степенно конфуцианство становится весьма влиятельным течением политиче-
ской мысли, а во II в. до н, э, - даже официальной идеологией Китая и играет
роль государственной религии.

Критика конфуцианства и защита интересов народа содержались в даосиз-
ме и моцзизме. Если даосизм проповедовал отказ от активных выступлений
масс против своих угнетателей (<все в мире есть естественный ход вещей>), то
моцзизм призывал к использованию наступательных методов борьбы за на-
родные интересы. Его основоположник - Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.) про-
возгласлл принцип естественного равенства всех людей, обосновал договор-
ную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея
принадлежности народу верховной власти. Будучи горячим поборником на-
родного счастья, Мо-цзы выступал за освобождение неимущих от гнета, стра-
даний и нищеты.                                                     1,

(Выражением борьбы угнетенных с угнетателями стало появление различ-
ных течений политической мысли Древней Греции. Возникнув в условиях де-
ления людей на свободных и рабов, античная политическая мысль оформи-
лась и развивалась как идеология свободных. Свобода выступала фундамен-
тальной ценностью, главной целью усилий и основным предметом заботы
древнегреческой теории и практики. Это, конечно, была не всеобщая, а ограни-
ченная свобода. Рабы были вне ее^Более того, отношения господина и раба во-
обще трактовались как неполитические. Но даже в этих условиях выдвигаются
проекты общественного устройства без рабства и устной собственности

12______________________________________________

(<Священная хроника> Эвгемера, <Государство солнце> Ямбула, относящиеся
к Щ,в. до н. э.).

(Борьба различных направлений политической мысли античности связана
прежде всего с выбором тех или иных форм политического устройства обще-
ства. Типичным сторонником правления аристократов крови (старой знати)
выступал Феогнид Магарский (вторая половина VI - начало VB. до н. э.). Его
творчество (он был поэтом) пронизано восхвалением старой знати. Их как
<добрых> он противопоставлял всем остальным - ненавистным ему <худым^
Государство, где от правления отстранены аристократы и к власти пришел де-
мос, Феогнид сравнивает с неуправляемым кораблем. Он готов <испить чер-
ной крови "худых">, лишь бы вновь установилась столь желанная ему власть
<благородных>. А вот Гераклит (VI - начало V в. до н. э.), критикуя демокра-
тию, где <правит толпа> и нет места <лучшим>, ратует за аристократическое
правление новой знати (собственников). <Один для меня - десять тысяч, если
он .г наилучший>, - утверждает философ.

(Весьма оригинальны по тем временам были политические взгляды Ари-
стотеля. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принад-
лежит демосу, а .не закону, он с одобрением характеризует умеренную цензо-
вую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве
законов. Лучшей формой государства Аристотель считает <политик>>, соеди-
няющую в себе преимущества олигархии и демократии, но свободную от их
недостатков. Полития - <средняя> форма государства, и <средний> элемент в
ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний до-
статок, во властвовании - <средний> класс. <Государство, состоящее из "сред-
них" людей, будет иметь и наилучший государственный строй> (Аристотель).
Тем самым даже попытка уйти от выражения интересов противоположных
классов все равно не устраняет классового характера политического сознания^

На основе аристотелевской <Политики> Фома Аквинский (1225-1274) со-
здал христианскую доктрину государства. В соответствии с ней цель государ-
ства - <общее благо>, обеспечение условий для достойной, разумной жизни.
Реализация этой цели предполагает сохранение феодально-сословной иерар-
хии, привилегированного положения облеченных властью лиц и богачей, иск-
лючение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торгов-
цев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему со-
словию. Сущность власти, по Аквинскому, - это порядок отношений господ-
ства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой
иерархии, движет низшими слоями населения. Такой порядок, по его утверж-
дению, заведен богом. Вообще, все средневековое политическое мышление
развивалось в рамках богословской схоластики. Общим выражением проис-
хождения власти служила библейская формула, ставшая политической аксио-
мой: <Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены>.

Если учение Фомы Аквинского выступало обобщением интересов имущих
классов, то интересы крепостного крестьянства воплощались в средневековых
ересях. Одним из первых еретических движений было богомильство (Болга-
рия, Х-ХВД вв.), затем в Западной Европе появились катары, патарены, аль-
бигойцы. Для всех них были неприемлемы не только официальная церковь и
ее институты, но и государственность, весь строй общественной жизни. Они
призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви,
восстановлению равенства между членами религиозной общины, а также при-
знанию этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений.

Когда же развитие производительных сил и общественного разделения
труда в феодальном обществе породило бюргерство, оформляются- как само-
стоятельные и его политические взгляды. Их выразил Марсилий Падуанский
в своем главном труде <Защитник мира> (1324-1326). Он прежде всего воз-
ложил ответственность на церковь за все беды и несчастья мира, устранить ко-
торые можно только тогда, когда церковь будет заниматься исключительно
сферой духовной жизни людей. Она должна быть отделена от государства и
подчинена светской политической власти. Марсилий Падуанский отстаивал
очень смелый (по тем временам, естественно) тезис о том, что настоящий ис-
точник власти - народ. Именно от него должна исходить власть, и светская и
духовная. Только он один ~ носитель суверенитета и верховный законодатель,

12_______________________________________________

(<Священная хроника> Эвгемера, <Государство солнце> Ямбула, относящиеся
к ID-B. до н. э.).

(Борьба различных направлений политической мысли античности связана
прежде всего с выбором тех или иных форм политического устройства обще-
ства. Типичным сторонником правления аристократов крови (старой знати)
выступал Феогнид Магарский (вторая половина VI - начало V в. до н. э.). Его
творчество (он был поэтом) пронизано восхвалением старой знати. Их как
<добрых> он противопоставлял всем остальным - ненавистным ему <худым^
Государство, где от правления отстранены аристократы и к власти пришел де-
мос, Феогнид сравнивает с неуправляемым кораблем. Он готов <испить чер-
ной крови "худых">, лишь бы вновь установилась столь желанная ему власть
<благородных>. А вот Гераклит (VI - начало VB. до н. э.), критикуя демокра-
тию, где <правит толпа> и нет места <лучшим>, ратует за арис

Размер файла: 58.64 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров