Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Очерк по соционике

   Содержание.


 1. Природа эротических чувств ..............................  3
 2. Проблемы психологической дополняемости ..................  4
 3. Преимущества типологии К.Г.Юнга .........................  5
 4. Чувство юмора и 16 типов ИМ .............................  6
 5. Что кого интересует и кто в чем разбирается .............  7
 6. Сознательность любви .................................... 11
 7. Качества человека, которые следует учитывать при
    подборе партнера ........................................ 12
      А. Шизотимность - циклотимность ....................... 13
      Б. Экстравертность - интровертность ................... 15
      В. Логика - этика ..................................... 20
      Г. Сенсорика - интуиция ............................... 24
      Д. Статика - динамика ................................. 27
      Е. Другие качества .................................... 27
 8. Что дает человеку психическое дополнение ................ 28
 9. Проявление чувств в предбрачной дружбе .................. 32
      А. Логические экстраверты и этические интроверты ...... 33
      Б. Этические экстраверты и логические интроверты ...... 38
      В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты ..... 41
      Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты ..... 45
 10. Послесловие автора ..................................... 50


                       1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
                         --------------------------

     Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.
     Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а  две,  со-
 вершенно независимые друг от  друга  потребности:  потребность  снятия  сек-
 суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе
 зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных  между
 собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам  кажет-
 ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар-
 ного существа.
     Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, -  пи-
 сал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную  целостность".  Истин-
 ная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы  отказаться  от
 самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб-
 вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим  собой.  /Гегель.
 Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих  Фромм:  "Любовь
 позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является  парадок-
 сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя".
     Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками  ис-
 пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа-
 логе Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две па-
 ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто-
 му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей  восстанов-
 ления своего прежнего полного Я.
     Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитнос-
 ти с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что  в
 обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи-
 вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то  странный  психологи-
 ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и  лю-
 ди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "пере-
 селение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого чело-
 века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его  чувства  точно  так
 же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких  людей,
 - неясно, психологам и  физиологам  еще  предстоит  разрешит  эту  загадку".
 /Ю.Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр.157-158/
     Если эротическая любовь является последствием психической структуры  че-
 ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и  на  точ-
 ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для  того,
 чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как  и  психичес-
 кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть  на  брак
 более серьезно.

                 2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДОПОЛНЯЕМОСТИ.
                   --------------------------------------

     Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет  не  каж-
 дый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными  психичес-
 кими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы  ут-
 верждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО  наши  ис-
 следования показали, что не каждую противоположность можно назвать  дополне-
 нием. Есть противоположности, дающие  постоянную  напряженную  конфликтность
 или погашение активности другого. А есть  и  дополняющие  противоположности,
 ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ ле-
 жит за каждой  из  типологий,  которыми  пользуются  психиатры,  начиная  от
 П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая  А.Е.Личко,К.Леон-
 гардом. З а  к а ж д о й! Просто есть совместимые типы людей  и  несовмести-
 мые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий,  может  для  себя  это
 проверить. В общем - как и при всех открытиях - ответ настолько  прост,  что
 уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас,  ни
 за границей.
     Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных ти-
 пов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует  подход  автора  к
 психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие  типоло-
 гии имеют описательный характер. Мы с нее и начнем. Что касается других  ти-
 пологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу /рис.3/, по  которой
 видно как те же типы людей называются у  других  авторов.  Может  возникнуть
 вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости  чело-
 века человеком. Во-первых, наверное, потому что все они  психиатры,  которые
 по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в  позна-
 ние качеств отдельных типов людей, и не могли  наблюдать  за  их  взаимодей-
 ствием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, доста-
 точно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди -  одно-
 типны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором  от-
 клонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с  отклоненным
 поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации  или  психопа-
 тии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные  ак-
 центуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от  себя  можем
 добавить, что тип личности определяет склонность человека не только  к  раз-
 ным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

                     3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.
                       -------------------------------

     Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход.  Кро-
 ме  того,  автор  классифицирует  здоровых,  а  не  больных  людей,  поэтому
 пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его  наз-
 ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,
 называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос-
 ти человека с особым умением разбираться в определенных  аспектах  мира.  Мы
 эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.
     К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят.  Поэтому  то,
 что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на-
 зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия  идеальны
 и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны,
 чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет  мыслительные  типы
 эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а  вторые  "живут
 эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о  другом:  первые
 об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы
 про этих последних говорим: "у этих людей преобладает  этическое  мышление",
 это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы  сказали  "у  этих  людей
 преобладает эмоциональное мышление".  У  людей  с  "этическим"  мышлением  -
 склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения  этичности-  неэтич-
 ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте-
 ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной  сторо-
 ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь  на  наибо-
 лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем-
 ного изменили. Поэтому вместо юнговских:
          мышление, эмоции, сенсорика, интуиция
 появились:
          логика, этика, сенсорика, интуиция.

     Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам
 Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека  опре-
 деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например,  говорим  "логичес-
 кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой,  или  тот,
 что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак-
 тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео-
 риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками.
 Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят-
 ный, знает, что красиво, что нет, всегда  собранный.  Второй  -  рассеянный,
 старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это  ему  далеко
 не всегда удается.
     Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили  на
 ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под-
 ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме-
 ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы  Айзенка,  сог-
 ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного  чело-
 века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти  термины
 стали двусмысленными.

                 4. ЧУВСТВО ЮМОРА И 16 ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО
                  ----------------------------------------
                              МЕТАБОЛИЗМА (ИМ).
                              ----------------

     В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное  как  разли-
 чия в обмене информационного сигнала с окружением, типы  личности  мы  будем
 называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.
     Причем здесь информационный метаболизм?
     Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на опре-
 деленные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих
 аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую  инфор-
 мацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом  виде.
 Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех  же  ситуациях,  помнят  и
 рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают  дру-
 гой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной то-
 го, почему один человек приятен, нравится, а другой -  неприятен,  утомляет,
 является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими ми-
 микой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек заде-
 вает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько  тем,  как
 он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одно-
 му за одно и то же прощается, другому - нет.
     Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской  психиатрии
 Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологи-
 ческого дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь  мы  знаем,  что
 этим нарушением является ни что иное,  как  недополучение  нужных  сигналов,
 раздражителей от людей с  дополняющими  психиками  и  перегрузка  ненужными,
 утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми  затруднен,  потому
 что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемле-
 мыми способами.
     Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо  замеча-
 ниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а  лишь  раз-
 дражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы  нев-
 значай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чув-
 ства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И
 поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что
 у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том,  что  он  склонен  шутить
 другими словами и совершенно о другом.
     Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из  окружения  лучше  отбирают  одни
 сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим.  Одни  рас-
 сеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились?  По-ви-
 димому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специа-
 лизировалась,  обретая  при  этом  некоторую  односторонность.  Образовались
 своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивает-
 ся интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура ин-
 дивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное су-
 щество не только потому, что производство является общественным, но и  пото-
 му, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необ-
 ходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном  окру-
 жении при общении и сотрудничестве с  лицами,  имеющими  другие  психические
 структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более  целенаправле-
 но, более решительно и результативно, когда они имеют  психическую  опору  в
 людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

     В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются  уровень
 интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о пси-
 хическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ.  Он
 определяется порядком селекции и обработки психикой  получаемой  информации.
 Этот порядок определяет многие психические  свойства  человека:  склонности,
 способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с
 другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно  другое
 поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь",  а  такие
 формы симпатии любящего индивида,  которые  являются  приемлемыми  и  убеди-
 тельными, удовлетворяют психику.


               5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.
                 -------------------------------------------

     Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо  представ-
 ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-
 рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям,  достаточно  прост:
 отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-
 ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь  сам  инди-
 вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт,  навы-
 ки. Те же, информация о которых передается обществу,  вос

Размер файла: 148.35 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров