Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

КАК ВОСПИТАТЬ ТАЛАНТЛИВОГО РЕБЕНКА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

В жизни школьника познавательные процессы играют исключительную
роль. Обеспечивая восприятие, переработку и усвоение новой
информации, они выступают непосредственной основой операционного
состава всех познавательных и учебных действий школьника.
 Высокий уровень их развития (наряду со сформированной мотивацией
и способностью к волевой саморегуляции) является важной предпосылкой
успешного осуществления учебной деятельности, глубокого,
прочного и творческого усвоения материала, а за счет этого
и предпосылки благоприятного развития личности в целом.
Недостаточный уровень развития познавательных процессов,
 несформированность отдельных их компонентов выступает одной
из наиболее частых причин неуспеваемости школьника, всевозможных
трудностей в их учебной деятельности. Если эти трудности
во время не устраняются и становятся хроническими, то не
редко возникают многообразные нарушения в поведении и общении
школьника, происходят различные деформации в развитии личности
(низкая самооценка, постоянная фрустрированность, негативное
отношение к школе, не нормальные компенсации, противоправное
поведение и т.д.), которые могут в дальнейшем стабилизироваться
и приобретать относительную самостоятельность (т.е. утрачивается
связь с непосредственной причиной их возникновения трудностями
в учебе и развиваться по собственной логике).
Для обеспечения высокого уровня осуществления учебной деятельности
школьников, предупреждения и устранения неуспеваемости и
различных личностных деформаций детей каждый школьный психолог
должен в совершенстве владеть хотя бы некоторыми основными
наиболее элементарными приемами развития, коррекции и совершенствования
познавательных процессов школьника.
Одним из основных познавательных процессов в структуре учебной
деятельности является мышление. Оно обеспечивает понимание
учебного материала в результате многообразной его проработки
и установления смысловых связей как внутри него, так и с
другим материалом. В процессе такой смысловой проработки
материала возникают и предпосылки творчества способность
создавать нечто принципиально новое за счет обнаружения в
нем скрытых или внесения в него новых связей.
Часто в учебном процессе мышление оказывается тесно связанным
с воображением, благодаря которому ребенок имеет возможность
"увидеть" образы недоступных до глаза предметов, удаленных
от него во время или в процессе событий. Исключительно важная
роль принадлежит воображению и в процессах творчества, т.
к. именно оно обеспечивает порождение принципиально новых
образов и картин, несуществующих в реальной жизни.
Основой для полноценного усвоения, сохранения и использования
учебного материала является память. В зависимости от содержания
запоминаемого материала выделяют разные виды памяти: словесно-логическую,
 образную, эмоциональную и двигательную. Для усвоения большинства
школьных предметов необходимо развитая словесно-логическая
память с образными и эмоциональными компонентами, обеспечивающая
усвоение содержания уроков и создающих предпосылки для легкого,
 быстрого и эффективного усвоения учебных текстов.
Заметную роль в деятельности школьника играет и двигательная
память, лежащая в основе быстрого и прочного усвоения практических
умений, что особенно важно на уроках физкультуры, труда и
производственного обучения.
Описанные в настоящей брошюре игры для развития мышления,
 воображения и упражнения для развития словесно-логической
и двигательной памяти не требуют никаких специальных приборов
и приспособлений. Для них достаточно иметь только бумагу,
 ручку и карандаш. При этом следует иметь в виду, что они
обеспечивают развитие лишь относительно элементарного уровня
мышления, воображения и памяти, лишь наиболее важных их характеристик,
 но отнюдь не всех. Они ни в коей мере не должны подменять
других путей развития познавательных процессов, особенно
через рациональную организацию учебно-познавательной деятельности
на уроках.
Эти комплексы упражнений неоднократно корректировались дополнялись
и, возможно являются во многом не совершенными. Творчески
работающий школьный психолог может их улучшить и дополнить
новыми.
Имеющийся у нас опыт проведения этих игр и упражнений в
ряде школ г. Харькова и Харьковской области позволяют считать,
 что проведенные комплексы являются на сегодняшний день теми
реальными, конкретными и практически действенными средствами,
 с помощью которых школьный психолог может за сравнительно
короткое время добиться более или менее заметных положительных
изменений в уровне развития познавательных процессов школьников
и создать тем самым предпосылки для повышения их успеваемости,
 творческого отношения к познанию и развитию личности в целом.





















КОМПЛЕКС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления
 одна из сложнейших в психолого-педагогической практике.
 Справедливо считается, что главный путь ее решения рациональная
организация всего учебного процесса (включая логико-содержательное
построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении,
 соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий
и др.). В качестве же дополнительного, вспомогательного пути
может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг
мышления.
Такой тренинг полезен всем учащимся (подросткам, старшеклассникам
и студентам) независимо от их успеваемости. Особенно он необходим
тем, кто испытывает заметные трудности в выполнении различных
видов учебной работы: понимание и осмысление нового материала,
 его запоминание и усвоение, установление связей между различными
явлениями, решение теоретических и практических задач, выражение
своих мыслей в речи.
Есть основания считать, что общим базисом или "стартовой
площадкой" для полноценного протекания любого мыслительного
процесса направленного на понимание усваиваемого материала,
 как и на порождение принципиально нового, является наличие
как минимум трех универсальных (т.е. общих, не зависящих
от подметного содержания) "составляющих" мышления:
высокого уровня сформированности элементарных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения существенного
и др., выступающих в качестве наиболее "дробных" элементов
мышления, образующих его "ткань";
активности, раскованности и плюралистичности мышления, проявляющихся
в продуцировании большого количества различных гипотез, установке
на множественность вариантов решения, свободе выдвижения
нестандартных идей и гибкости переходов от одной к другой;

организационности и целенаправленности мышления, проявляющихся
в четкой ориентации на выделение существенного в явлениях,
 использовании обобщенных схем анализа явления, обозначении
собственных способов мышления и контроля за ними.

Высокое качество развития этих трех "составляющих" мышления
и значительная степень их автоматизации очевидно, создают
более благоприятные условия для эффективного протекания мыслительного
процесса в целом. Недостаточная же степень их сформированности
приведет к общему негативному влиянию на мышление. Отметим,
 что трудности в овладении учебным материалом у подавляющего
большинства слабо успевающих учащихся во многом объясняются
именно недостаточной сформированностью названных качеств
мышления.
Представленный ниже комплекс интеллектуальных игр направлен
прежде всего на "отшлифовку" элементарных мыслительных операций,
 формирование общей интеллектуальной раскованности и "отработку"
средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного
процесса. Он предназначен в первую очередь для учащихся,
испытывающих различные трудности в понимании, воспроизведении
и практическом применении учебных знаний, а также может применяться
для всех желающих усовершенствовать свое мышление. Постепенное
развитие и совершенствование этих мыслительных способностей
обеспечивается в ходе выполнения разнообразных заданий с
использованием простого, хорошо знакомого материала в непринужденной
игровой обстановке при непосредственном общении со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что одним из основных факторов успешности
игрового тренинга мышления является использование на занятиях
хорошо знакомого, привычного для ребят материала. Это связано
с тем, что на обычных учебных занятиях ученик зачастую одновременно
испытывает трудности двоякого рода: с одной стороны, для
него сложен сам изучаемый материал (незнаком, непривычен)
, а с другой стороны, для него представляют трудности те
способы переработки и усвоения материала, которые он пытается
применить для его понимания (они протекают медленно, неустойчиво,
 не автоматизированы, несовершенны). В результате материал
не усваивается из-за того, что способы его усвоения слишком
несовершенны, а способы его усвоения, в свою очередь, не
могут усовершенствоваться из-за того, что изучаемый материал
продолжает оставаться недоступным, и, следовательно, этим
способам "негде", не на чем упражняться, совершенствоваться.
 Так формируется замкнутый круг, лежащий в основе хронической
неуспеваемости многих школьников, и выбраться самостоятельно
из того круга ребенок уже не может.
В условиях описываемого игрового тренинга этот круг разрывается
за счет использования в заданиях только хорошо знакомого
и привычного материала: именно на нем, само по себе не представляющем
особых трудностей, только и могут впервые проявиться, а в
дальнейшем "обкататься" и "отшлифоваться" недостаточно сформированные
способы мышления. А затем, будучи усовершенствованными, они
могут применяться и по отношению к более сложному материалу.
 Именно в этом и состоит основная задача игрового тренинга
мышления школьников.
Отдельные интеллектуальные игры описываемого комплекса расположены
в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев тематически
связаны друг с другом, поэтому вводить их целесообразно в
такой последовательности.
Игровые занятия проводятся с группой из 5-12 учащихся. Длительность
одного занятия со школьниками 45 мин., со студентами
около полутора часа. Частота проведения один два раза
в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным
и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа
их продвижения в выполнении игровых заданий. Каждая игра
"прокручивается" несколько раз на различном материале и в
течение нескольких занятий. Материал для очередного ее варианта
можно подбирать вместе с ее участниками, что, однако, не
исключает необходимости наличия у преподавателя заранее составленных
игровых "заготовок".
На первом занятии преподаватель (ведущий) знакомит участников
тренинга с проблемой совершенствования и самосовершенствования
мышления, указывает на основные трудности, мешающие его эффективному
протеканию. С целью повышения мотивации игроков целесообразно
во вступительной беседе подчеркнуть следующие моменты:
речь идет именно о творческом, изобретательском мышлении,
 а не "обычном", рутинном;
имеется в виду не формирование такого мышления (оно, конечно
же, у вас есть!), а его пробуждение, активация, использование;

такое мышление часто бывает не связанным с успеваемостью
(в качестве примера можно упомянуть нескольких выдающихся
ученых)
пробуждение такого мышления дело трудное, но возможное,
 и путь к мышлению большому и сложному начинается с совершенствования
"малых", относительно простых его проявлений.
 На первом же занятии следует познакомить участников с первыми
двумя играми, дать каждому возможность подумать над занятиями
и затем обменяться ответами.
На каждом последующем занятии отрабатываются игры, введенные
ранее, и добавляются две-три новые. Преподаватель постоянно,
 особенно в начале, стимулирует мыслительную активность игроков,
 всячески их подбадривает и похваливает за любые ответы и
ненавязчиво вовлекает в игру тех, кто пока еще не проявил
достаточной активности. Шуточные ответы ни в коем случае
не пресекаются, так как именно они зачастую являются наиболее
выраженным проявлением оригинальности мышления.
Особое внимание ведущий уделяет использованию преимуществ
коллективного тренинга. Ведь едва ли не основной смысл этих
игр состоит как раз в возможности взаимообмена различными
подходами к выполнению заданий и тем самым значительном расширении
 "мыслительного диапазона" каждого из участников. Одной из
задач игроков, естественным образом возникающей перед каждым
из них при выполнении первых же заданий, оказывается сопоставление
особенностей своего мышления с мышлением других, поиск и
выделение в мышлении других игроков некоторых принципиально
новых подходов (способов, тактик, стратегий), которые могут
выводить на оригинальные ответы. Преподаватель на первых
занятиях помогает игрокам акцентировать внимание на новых,
 неожиданных подходах, раскрывает их суть и подчеркивает
желательность их использования при выполнении последующих
занятий. Необходимо так же последовательно проводить мысль
о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного единственного
верного решения, что хороши любые ответы и правильными могут
быть разные решения, часто совсем не похожие друг на друга.
 По мере же участия в играх сами учащиеся очень быстро приобретают
способность оценивать качество различных ответов, обнаруживая
при этом выраженное стремление при выполнении заданий ориентироваться
на высокие стандарты.
Вопрос об эффективности описываемого тренинга и ее критериях
требует специального систематического исследования. Пока
лишь укажем, что по данным наших наблюдений такой тренинг
не проходит бесследно для учащихся и положительно сказывается
на умственных способностях развития. Так, у подавляющего
большинства школьников обнаруживается заметное улучшение
в понимании, запоминании и изложении учебного материала,
повышение интереса к умственной работе. А главное, эти ребята
стали активнее на уроках, у многих из них удалось снять барьер
"интеллектуальной неполноценности". Немаловажен и тот факт,
 что часть ребят, собираясь по своей инициативе без преподавателя,
 продолжала заниматься освоенными интеллектуальными играми,
 вовлекая при этом в свой круг новых участников и даже пытаясь
самостоятельно изобретать новые аналогичные игры, В этом
случае, по-видимому, можно говорить уже о возникновении процесса
самосовершенствования учащимися своего мышления, исходным
"трамплином" для которого послужили занятия под руководством
преподавателя.
Предлагаемый комплекс включает в себя следующие интелл

Размер файла: 134.44 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров