Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображению, как известно, принадле-
жит огромная роль и в творчестве
(способствует порождению принципи-
ально нового), и в обучении (дает
возможность представить то, чего уче-
ник никогда не видел), и в повседнев-
ной жизни (помогает предвидению по-
следствий и принятию решения).

Однако сложившиеся и традиционно
существующие у нас системы дошколь-
ного воспитания и школьного обуче-
ния фактически не содержат в себе
(или содержат в крайне недостаточ-
ной степени) специальные меры, на-
правленные на последовательное и си-
стематическое развитие у детей вообра-
жения. В этих условиях их вообра-
жение развивается в основном лишь
стихийно и в результате, как правило,
не достигает высокого, а нередко даже
и удовлетворительного уровня своего
развития.

Основным и наиболее радикальным
средством выхода из создавшегося по-
ложения, конечно же, является корен-
ное изменение содержания и методов
обучения, их специальная ориентация
на развитие у детей способности к твор-
честву. Но это пока представляется
делом достаточно отдаленного буду-
щего.

Одним из частичных, доступных
массовом масштабе и достижимых уже
сегодня способов изменения описанной
ситуации является целенаправленное
развитие воображения детей в ходе
специально организованного в школе
(или за ее пределами) игрового тренин
га воображения.

Такой тренинг проводится в свобод-
ное от уроков время с группой из
6Д 10 школьников. Собираясь 2Д3 раза
в неделю на один час, ребята под ру-
ководством школьного психолога или
учителя выполняют серию заданий, направленных на развитие и совершенствование различных приемов воображения. Обязательными условиями ус-
пешности тренинга являются неформальная игровая обстановка, возможность постоянного общения со сверст-
никами, доброжелательная эмоциональная атмосфера, использование
играх простого, житейского, хорош
знакомого материала и главное Д cистематический взаимообмен результатами и приемами воображения, что
обеспечивает возможность существеного взаимного обогащения всех участников игры разнообразными тактикам
и стратегиями воображения и тем самым значительно расширяет диапазон

Комплекс игр для развития воображения

воображения и усиливает его мощности

приведенные ниже игры по развитию
воображения тесно связаны с описан-
ные ранее играми по развитию мышления и в ряде случаев опираются на
них. Поэтому тренинг воображения лучше
 начинать после тренинга мышления
 или на заключительных его этапах.
 Каждая игра обязательно проводится
по нескольку раз на различном конкрет-
ном материале. В течение одного заня-
тия следует проводить по 3Д4 игры,
как разученные ранее, так и новые.
Особенно полюбившиеся детям игры
можно проводить чаще других и с их по-
мощью активно привлекать ребят к под-
бору игрового материала.

Часть игр почерпнута нами из

научно-популярной литературы, часть
разработана нами. Мы основывались

при этом на известных методиках ис-
следования воображения. Игры приво-
дятся в последовательности, отражаю-
щей их тематическую связь друг с
другом, а внутри тематической групы Д по возрастанию их сложности.
Загадывание предмета с помощью

пары других предметов. Называется какой-либо хорошо известный всем пред-
мет (явление, существо), например
змея. Нужно назвать два других пред-
мета, в целом мало похожих на за-
данный, но таких, сочетание призна-
ков которых по возможности однознач-
но бы его определяло, т. е. как бы
замаскировать, закодировать его дру-
гими предметами. В данном случае мо-
гут быть названы, например, горная
дорога и кожаное портмоне (синтез
некоторых их признаков: удлиненности,
узкости и извилистости дороги и особен-
ностей поверхности портмоне Д явля-
ются признаками змеи) или ручей и
мышь (длинное извивающееся и под-
вижное, живое, с головой, глазами),
или веревка и ветер (удлиненное и изви-
вающееся) и т. д. В течение ограничен-
ного времени (5 или 7 мин) следует
найти как можно больше вариантов
такого загадывания и выбрать наилуч-
ший. Предложенные участниками игры
ответы обязательно обсуждаются и
обосновываются. По результатам об-
суждения определяется победитель, а
также формулируется наиболее точный
и оригинальный ответ, который может
быть продуктом коллективного твор-
чества.

Эта игра развивает способность быст-
ро выделять в предмете наиболее
характерные для него признаки2 и нахо-
дить другие предметы, имеющие как
сходные, так и не сходные с ним
признаки. Указанные операции состав-
ляют основу комбинирования, являю-
щегося одним из основных приемов
воображения.

Отгадывание предмета по паре дру-
гих предметов. Описываемая игра про-
тивоположна предыдущей. Руководи-
тель игры (а в дальнейшем и сами
игроки) называют пары предметов,
которые, по их мнению, однозначно ко-
дируют некоторый третий задуманный
ими предмет (например, задумав лфон-
тан», говорят: лдерево» и лливень»),
предлагая участникам игры отгадать
задуманное. При этом задачей игроков
является записывание как можно боль-
шего числа разнообразных предметов
и явлений, представляющих собой воз-
можные расшифровки заданной пары,
т. е. образующих синтезы различных
признаков этих предметов (так, в нашем
примере это может быть дельта реки:

вода лветвится» подобно дереву, сыплю-
щиеся на голову древесные опилки
и т. ). Побеждает тот, кто наряду с
задуманным предметом назовет наи-
большее число других, особенно неожи-
данных предметов и четко обоснует
свои ответы.

Эта игра формирует умение быстро и
точно оперировать с разнообразными
характерными признаками предметов:

выделять их, сопоставлять друг с дру-
гом, образовывать всевозможные их со-
четания, а также создавать целостные
образы и понятия по отдельным, раз-
розненным их характеристикам.

Перехват закодированных сообще-
ний. Эта игра (как и последующая)



Заика Е. В.

является синтезом двух предыдущих.
В качестве основных игроков в ней
участвуют четыре человека, играющие
два на два. Первый передает своему
партнеру закодированное с помощью
пары предметов слово, и партнер дол-
жен в течение ограниченного време-
ни (например, 30 с или 1 мин) дать
однозначную ее расшифровку. Два дру-
гих игрока (два лпротивника»), услы-
шав сказанное первым игроком, долж-
ны в течение этого же времени
записать свой вариант расшифровки.
Одна из сторон получает призовой
балл только в том случае, если про-
тивная сторона не сумела отгадать
задуманное. Если отгадали обе стороны,
балл не засчитывается. Если первый
игрок неудачно закодировал слово,
его сторона получает штрафной балл.

Игра организуется так, чтобы каж-
дая сторона по очереди называла свои
закодированные слова, а внутри каж-
дой стороны эту функцию выполняли
бы оба партнера попеременно. Осталь-
ные играющие обеспечивают составле-
ние слов, подлежащих передаче в за-
шифрованном виде, и их распределение
по жребию между четырьмя игрока-
ми, а также выполняют судейские
функции во время игры.

В этой игре развивается способ-

Размер файла: 33.88 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров